Теплоход Ромен Роллан 3

Михаил Бортников
Вскоре пароходство подтвердило нам заход в Гибралтар, не помню уже, какой повод для этого нашли, то ли бункеровку, то ли закупку скоропортящихся продуктов. Может быть, и высокопоставленные родичи наших мотористов помогли, не важно. Факт, что один световой день был у нас для отдыха и шопинга. В Гибралтар я заходил  первый и последний раз в жизни. Мимо, конечно, проходил сотню раз, топливо в его бухте получал многократно, дизельное масло, но на берегу не был больше никогда.
 
Гибралтар считается заморским владением Великобритании, занимает крохотную территорию Пиренейского полуострова, половина из которой является скалой в полкилометра высотой. Но территориальное положение страны очень выгодно, поэтому англичане за Гибралтар и держатся.

Большую часть вахты на обратном пути мои мотористы проводили рядом с пультом управления, а точней - возле небольшой грифельной доски, составляя списки планируемых покупок и вероятную стоимость товаров. Итог у Калмазана всегда получался больше, чем у Калюки.

- Откуда у тебя столько получается? Ты почём пальто считаешь? - допытывался Валя.
- По двести.
- Ну, молодец! Такой и цены нет. Максимум - сто восемьдесят, а в этом году уже сто шестьдесят будет. Наелись уже люди.
- Это у вас в Одессе они наелись.  А у нас, в Лысой горе, один мой брат - бригадир в таком ходит, и все завидуют. Так если я брату пальто за двести рублей продал, не буду же я чужим уступать. Это не по братски будет.
- А двести рублей с брата - это по братски, по-твоему?
- Ничего, он богатый. У него денег куры не клюют. А если дорого покажется, пусть сам в море пойдёт. Дорога никому не заказана.
- А косынки ты почём считаешь? По шесть, что ли? Что-то большой у тебя подъём получается.
- Почему по шесть? По семь.
- По семь?! Да кому ты их продашь, когда в Одессе они по пятёрке?
- Так то в Одессе. А билет в Одессу сколько стоит?

Технических каких-то трудностей и проблем не было, очевидно, не вспоминаются. Больше меня тревожили постоянные боли в желудке, которые я относил на счёт бесконтрольного поглощения вяленой рыбы. Гибралтарская скала возникла перед моими глазами в семь утра, когда "Ромен Роллан" уже заходил в бухту Альхесирас.

Денег у меня было немного. Рейс составил два с половиной месяца, зарплата у меня была двадцать четыре рубля, то есть, меньше двадцати семи долларов в месяц. Часть её я уже потратил в Канаде на ерунду. Поэтому, все покупки я сделал в одном и том же магазинчике  на главной улице Гибралтара. Она так и называлась - Мейн-стрит, и возможно, была единственной в городе, не считая переулков.

Помню, что купил себе пальто, жене - красивую шерстяную белую кофту с цветами на груди, на нейлоновой подкладке, довольно дорогую, и, недолго думая, взял на все оставшиеся деньги сотню нейлоновых косынок.
 
Ну, пусть не на все. Сыну что-то купил, мелочёвку всякую, но главный удар был сделан с точки зрения моих вахтенных "специалистов" правильно. "Коэффициент подъёма", как они выражались, на косынках выходил самый лучший.

Вечером мы уже снова стояли ходовую вахту и обменивались впечатлениями. Мои более опытные коллеги по бизнесу не распылялись и сделали покупки в соответствии со своими  намерениями.  А у меня и намерений чётких не было. Бестолковый я в сложном деле купли-продажи.

Но Валька неожиданно меня похвалил, большую часть косынок сразу отобрал и сказал, что надёжно спрячет. А через пару дней собрали общесудовое собрание, на котором первый помощник раздал всем листки бумаги и карандаши.

- Записывайте каждый, всё, что купили в порту.
- И цены ставить? А я не помню, что за что! - раздались голоса собравшихся.
- Не нужно цены ставить! - сказал помполит, - я лучше вас знаю, что сколько в Гибралтаре стоит.

Все принялись за дело. Один только я был ошеломлён. Пусть и опыта у меня большого не было, но с таким я столкнулся впервые. Как-то стало мне нехорошо. Ну, и конечно, про косынки вспомнил, как я их теперь запишу?

- Миш, ты чего? - подтолкнул меня локтем Володя Пазников, - всё нормально?
- Нормально, Вова. Нормально. - я приступил к описанию покупок.
 
Дня два-три после этого я молча нёс вахту, настроения не было. Желудок беспокоил всё больше. Да и порядки на этом  "белом пароходе" мне не нравились. И решил я с него слинять. В один из приступов в машине послал Калмазана за доктором. Дальше всё пошло уже без моего участия. Вызвали из отпуска Валю Жуликова, штатного четвёртого механика. Мне дали направление на обследование, и больше никогда не было у меня в жизни таких новеньких и блестящих пароходов. Да я и не жалею.