Точка зрения

Валерий Хорошун Ник
                «С  точки  зрения  воздуха,  край  земли  всюду.»
                / И.Бродский./


А  «с  точки  зренья  комара,  человек  не  умира».
 
Не  обольщайтесь.

 Не  поддавайтесь  писку  вредных  насекомых.

Ибо,  на  самом  деле  ещё  как  умира.

Сразу  же  хочу  предостеречь  уважаемых  читателей.  И,  по  возможности,  оградить  от  дурного  влияния  некоторых  умников.  Расплодилось  их  нынче  сверх  меры.  Так  и  снуют  вокруг,  невольно  выдавая  себя  раздражающим  блеском  очков  и  угрюмым  симбиозом  морщинистых  лбов  и  нахмуренных  бровей.  Чего-то  упорно  ищут.

Ясно  чего,  точнее,  кого.  Жертву.  Поскольку  не  могут  они  иначе,  без  жертв  то  есть…  Которые  нужны  для  того,  чтобы  цинично  ими  пользоваться…  Чтобы  ловко  заключить  их  в  привлекательную  оболочку  преданных  учеников  и  стойких  последователей  и  внедрять  таким  бессовестным  образом  в  доверчивую  обывательскую  среду  свои  нездоровые,  эгоцентричные  мысли…  При  этом  ощущать  себя  духовными  вождями  и  прижизненными  памятниками.

Бойтесь  их!

Будьте  начеку.

Когда  в  каком-нибудь  безлюдном  тихом  кафе,  на  одинокой  лавочке  в  городском  сквере,  в  поскрипывающем  от  усталости  купе  поезда,  на  пустынной  трамвайной  остановке…  они  деликатно  подсядут  к  вам  и  вкрадчивыми  голосами,  мягкими  манерами,  сладкими  колыбельными,  проникновенными  взорами,  плавными  жестами…  и  ещё  бог  знает  какими  интеллигентскими  штучками…  начнут  постепенно  вводить  вас  в  сомнамбулический  транс,  погружать  в  трясину  непротивленчества,  плести  липкую  паучью  западню  из  всякой,  на  первый  взгляд,  безобидной  абстрактной  всячины.

Например,  о  нашем  внутреннем  мире,  в  котором  после  развода  безнадёжно  погряз  мой  давний  приятель.  Он  не  признаётся,  но  я  почти  уверен,  что  проник  он  в  себя  нелюбимого  по  совету  одного  из  вышеупомянутых  интеллектуальных  жуликов,  дабы  установить  тончайшую,  едва  уловимую  связь  между  собственным  инфантилизмом  и  изменой  жены,  между  своим  легкомыслием  и  предательством  лучшего  друга,  между  неким  блуждающим  по  его  внутренностям  разрушительным  эхом  и  катастрофой  семейной  жизни…  Дошло  до  того,  что  чувство  личной  вины  выросло  в  нём  в  огромный  колючий  куст  шиповника,  в  тени  которого  в  новой  семье  благополучно  спрятались  жена-изменщица  и  друг-предатель… То  есть  они  как бы  и  ни  при  чём  вовсе,  живут  себе  счастливо  и  беззаботно…  А  приятель  мой  страдает,  весь  исколотый  и  исцарапанный  острыми  шипами  самопознания.  Несправедливо  это,  ненормально. 

Как  ни  пытался  я  ему  помочь,  как  ни  тянул  его  за  мефистофельские  уши,  желая  спасти,  вытащить  из  гибельной  трясины  так  называемого  внутреннего  мира…,  бесполезно.  Упёрся  и  сидит  в  своих  чёртовых  хлюпающих  глубинах.  Да  ещё  непрестанно  талдычит  при  этом,  что  внешнее  есть  внутренне  и  наоборот…  Заговариваться  стал  бедолага,  утверждая  будто  все  встреченные  им  люди,  и  я  в  том  числе,  уже  с  рождения  находились  внутри  него  и  ждали  своего  с  ним  свидания  вовне…  Не  мудрено,  что  от  таких  странных  откровений  он  похудел,  осунулся,  поседел  даже…  И  это  в  тридцать  три  года.  Тоже  мне,  Сократ  новоявленный.

Спорить  со  мной  пробует.  Правоту  свою  желает  доказать.  А  я  ему  свою…  Но  не  спорю,  а  просто  тактично  ссылаюсь  на  исторический  пример…  На  литературную  полемику  двух  титанов  мысли,  итогом  которой  стало  появление  знаменитой  «Палаты  №6».  Однако  и  это  его  не  убеждает.  Мол,  то,  что  доктор  Рагин  оказался  в  палате  можно  объяснить  по-разному…  Хоть  бы  и  её  существованием  внутри  него…  Да  и  вообще,  говорит,  не  может  рассказ  быть  аргументом  и  доказательством…  Поскольку  придумал  его  Антон  Павлович.  Подогнал,  так  сказать,  под  свою  точку  зрения.

Молчу.  Не  возражаю.  Но  не  потому,  что  согласен.  И  не  потому,  что  нечего  сказать,  а  потому,  что  уважаю  чужое  мнение.

Иную  точку  зрения…

Коих  бесконечное  множество…  Как  звёзд  на  небе.

Тут  я  полностью  солидарен  с  поэтом,  пристально  наблюдавшим  мир  с  различных  точек  зрения…  Вечернего  океана,  времени,  воздуха,  комара…  И  из-за  тюремной  решётки  в  том  числе.

Кто  знает,  может,  и  фаршированный  гусь  имеет  свою  запечённую  точку  зрения  на  нетерпеливых  едоков,  собравшихся  вокруг  него  с  ножами  за  праздничным  рождественским  столом.

Ну,  а  если  серьёзно,  то  я  уже  несколько  лет  работаю  над  проблемой  примирения  противоположных  взглядов.  Тем  самым,  помимо  нескольких  попутных,  решаю  две  основные  задачи:  очищаю  мир  от  убийственной  бациллы  самокопания  и  сглаживаю  противоречия…  По  мере  сил,  конечно.  Убеждён,  что  дело  это  нужное  и  благородное.
   
Представьте  ситуацию,  где  каждый  житель  нашей  многострадальной  планеты  вдруг  последует  за  моим  приятелем…  И  решительно  отвернётся  от  окружающей  реальности,  обратив  взор  в  тёмные  лабиринты  своего  сознания…  Или,  того  хуже,  подсознания.

Правильно,  ничего  хорошего  из  этого  не  получится…  Ни  в  общем,  ни  в  частности…  Если  конкретному  человеку  это  грозит  безумием  и  казённой  кроватью  в  жёлтом  доме,  то  обществу  –  разрушением  связей  между  людьми  и  уничтожением  всеобщего,  сотворённого  Богом  единства.  Центробежным  расколом  на  мелкие,  озабоченные  только  собой,  слепые  мирки,  летящие  в  неведомом  направлении.  Чем  не  апокалипсис?

К  счастью,  такого  никогда  не  произойдёт.  По  многим  причинам.  В  том  числе  и  потому,  что  есть  я  и  подобные  мне…  Активные  и  неравнодушные.  Умные  и  проницательные.

Которые  противостоят  этой  коварной  ереси.  Каждый  по-своему.

Что  же  касается  непримиримости  взглядов,  то  опасностей  здесь  ещё  больше.  Они  настолько  очевидны,  что  не  требуют  пояснений.

Итак,  как  уже  было  сказано,  работаю  я  по  двум  основным  направлениям,  для  чего  около  месяца  назад  мною  были  организованы  два  постоянно  действующих  семинара:

-  «Самокопание  как  путь  в  никуда»

-  «В  споре  рождается  ненависть»

Весьма  символично  то,  что  помещение  для  их  проведения  я  арендую  на  столичном  проспекте  Правды.

Информируя  о  семинарах,  я  не  стал  давать  подробную  аннотацию,  полагая,  что  названия  говорят  сами  за  себя.  Однако  я  ошибся.  Не  учёл  того,  что  очень  часто  одни  и  те  же  слова  и  смыслы  понимаются  людьми  по-разному.  Что  и  подтвердили  мои  лаконичные,  наскоро  сработанные  объявления.

Помню,  четверо  из  пришедших  на  семинар  надеялись  на  помощь  в  обретении  сексуальной  свободы,  истолковав  отрицание  самокопания,  как  личностное  раскрепощение  и  преодоление  социальных  запретов  в  отношениях  между  полами.  Как  мне  показалось,  те  среднего  возраста,  легкомысленные  искатели  постельных  приключений  были  семейными  парами,  причём  довольно  близко  между  собой  знакомыми.

А  рождённую  в  споре  ненависть  некоторые  воинственные  персонажи  восприняли,  как  гибкий  намёк,  как  хитро  законспирированный  призыв  к  новому  противостоянию,  к  очередному  государственному  перевороту…  Таковыми  оказались  трое  деревенских  крепышей  в  этнических  рубашках,  с  хвостоподобными  чубами  и  характерным  блеском  в  глазах,  далеко  не  бескорыстно  предложивших  свои  услуги  в  качестве  майданных  сотников.

Пришлось,  как  говорят,  взяться  за  перо…

Дабы  в  последующем  избежать  подобных  забавных  недоразумений.

Так  на  смену  жалким  сиротливым  листочкам,  расклеенным  по  столбам,  стенам  домов,  деревьям…  и  прочим  безропотным  поверхностям,  стильной  карманной  книжицей  явился  подробный  и  доступный  манифест…  Представленный  ниже  в  кратком  изложении.

Его  я  начал  с  вопроса,  тем  самым  рассчитывая  вызвать  интерес  и  активизировать  мысль:

-  Что  для  вас  предпочтительнее,  мучительное  и  небезопасное  блуждание  в  сырых  потёмках  собственного  воспалённого  организма,  или  же  лёгкое  и  радостное  скольжение  взглядом  по  красотам  божьего  мира?

Нисколько  не  сомневаясь  в  выборе  достаточно  осторожного  и  инертного  большинства,  бойко  продолжил  агитацию:

-  Независимо  от  того,  как  вы  ответите  на  вопрос,  мы  ждём  вас  на  семинаре…  Чтобы  помочь  обрести  гармонию  и  равновесие  в  неспокойном  океане  разномнений.  Чтобы  организовать  и  направить  вашу  энергию  на  отказ  от  ложного  стереотипа,  уверяющего  нас  в  том,  будто  мы  сами  путём  размышлений  вырабатываем  свою  точку  зрения.

В  этом  довольно  смелом  манёвре  заключалась  опасность  его  неприятия  консервативной  аудиторией…  Поэтому  сразу  же  вслед  за  его  анонсированием  я  вынужден  был  повысить  тон  и  применить  несвойственную  мне  напористость  и  даже  сдержанную  агрессивность:
 
-  Нет,  нет  и  ещё  раз  нет!  Не  вырабатываем,  а  выбираем.

И  тут  же  опять  перейти  к  спокойному  и  неторопливому  изложению,  опираясь  на  привычные  и  всем  понятные  примеры: 

-  Как  одежду  в  магазине,  как  книгу  в  библиотеке,  как  мебель,  как  друзей,  жён  и  мужей…  Выбираем,  поскольку  она  нам  подходит…  то  есть  совпадает  с  нашими  контурами:  фигурой,  настроением,  возрастом,  состоянием  души…  Мы  присваиваем  её,  впадая  в  иллюзию,  будто  она  есть  плод  наших  раздумий…  Мы  всю  жизнь  находимся  под  гнётом  этой  иллюзии,  гордо  именуя  себя  HOMO  SAPIENS…

Весьма  подходящий  момент  для  внедрения  одиночной  нотки  скепсиса:

 -  Нет.  Это  не  так.

С  последующим  неторопливым  развитием  безрадостной  темы,  слегка  ударяющей  по  самолюбию:

-  Наш  выбор  заложен  в  нас  природой.  И,  следовательно,  наша  точка  зрения  на  самом  деле  вовсе  не  наша,  а  нашей  она  становится  лишь  после  её  присвоения…  Примерно  так  же,  как  становится  нашим  галстук…  Только  после  получения  чека  об  оплате.

К  счастью,  мыслителей  среди  нас  единицы.  Они-то  и  вырабатывают  идеи,  которые  мы  потребляем  и,  спустя  какое-то  время,  незаслуженно  считаем  своими.

Так  стоит  ли  тратить  жизненную  энергию  на  неприсущую  нам  функцию?  Стоит  ли  натужным  думанием  перенапрягать  мозг,  который  предназначен  всего  лишь  для  нехитрого  логического  сопровождения  простейших  операций  по  оправданию  и  облагораживанию  нашего  выбора?
 
Отвечаем  отрицательно.

И  уж  тем  более  не  стоит  соваться  внутрь  себя,  чтобы  пытаться  разобраться  там  с  самим  выбором.  Повторяю,  это  удел  немногих.  Избранных.

Нам  же  с  вами  считайте  повезло.  Ибо  наша  участь  более  привлекательна  –  безмятежно  и  весело  скользить  «по  поверхности  небесной  глади  жизни»,  не  обращая  внимания  на  снисходительные  взгляды  мудрецов,  почему-то  называющих  наш  незамысловатый  способ  существования  трудновыговариваемым  заморским  словечком  LIFE-SURFING…  Скользить  и,  не  стесняясь  пользоваться  тем  интеллектуальным  продуктом,  который  подобно  шахтёрам  добывают  для  нас  и  выдают  на  гора  избранные  Богом  мученики  мысли.

Поэтому  осторожно  перемещаемся  далее,  опасливо  обходя  стороной  коварное  дерево  самопознания  и  оставляя  им  его  ядовитые  плоды…  Помня  при  этом, что  наше  постижение  мира  ограничено  коротким  знакомством  с  различными  точками  зрения,  носителем  которых,  как  уже  говорилось,  является  всё  живое  и  неживое.  Удерживаем  взгляд  параллельно  земле.  Разрешается  изредка  и  недолго  посматривать  на  небо,  что  является  необходимой  гигиенической  процедурой,  очищающей  наши  души  от  убийственной  правды.
 
Очень  важно  осознать,  что  абсолютно  все  точки  зрения  объективны,  то  есть  даны  Богом.  А  это  значит,  что  ко  всем  их  субъективным  носителям  следует  относиться  внимательно,  корректно,  спокойно.  Даже  к  тем,  которые  в  обаятельном  образе  популярных  песен  убеждают,  что  «не  стоит  прогибаться  под  изменчивый  мир»,  лживо  уверяя,  будто  «однажды  он  прогнётся  под  нас»…  Дудки!  Не  прогнётся.  Мир  не  нужно  прогибать.  Наоборот.  Под  него  нужно  подстраиваться.  Как,  кстати,  подстроился  и  сам  автор  этой  небезобидной  песенки.  От  которой  я  бы  порекомендовал  просто  отвернуться…

Так  же  равнодушно  и  холодно,  как  и  от  других,  раздражающих  нас  точек  зрения…  Ничего  иного,  увы,  не  остаётся…

Поскольку  и  «одно  большое,  вращающееся  в  глазнице  мира  око»,  и  Лучезарная  дельта,  и  «Всевидящее  око  Божие»  являются  соответственно  всего  лишь  красивой  метафорой,  масонским  символом  и  иконой…  А  мы  –  всего  лишь  людьми…  Ничтожными  частичками  чего-то  бесконечного  и  неведомого…

И  только  Бог – вездесущий,  всемогущий,  всеблагой,  всеведущий.

Такова  концовка  моего  манифеста.

Слишком  пафосная?

Согласен.  Но  на  то  он  и  манифест,  чтобы  завести  и  вдохновить.

Не  стану  же  я  в  нём  признаваться,  что  и  в  самопознании  есть  плюсы…  К  примеру,  если  бы  каждый  из  многотысячной  майданной  массы  перед  выходом  сумел  заглянуть  в  себя  и  увидеть  там  свою  малопривлекательную  суть…,  то,  смею  вас  уверить,  никакой  революции  гидности  не  случилось  бы…  Ибо  всем  всё  сразу  же  стало  бы  понятным…  В  том  числе  кто  виноват  и  что  делать.  И  никто  никуда  бы  не  пошёл...  Затеяв  бескровный  и  осмысленный  бунт,  не  сходя  с  места,  то  есть  внутри  самих  себя.

Однако  это  всё  же  исключение  из  правила,  согласно  которому  добрая,  спокойная  и  счастливая  жизнь  напрямую  зависит  от  нашего  взгляда  на  неё…  Такого  же  доброго  и  спокойного…  А  главное  –  лёгкого  и  поверхностного…  Всячески  избегающего  гибельного  проникновения  в  чужие  и  собственные  глубины…