Чего достиг Цвингли в Швейцарской Реформации?

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЧЕГО ДОСТИГ ЦВИНГЛИ В ШВЕЙЦАРСКОЙ РЕФОРМАЦИИ?
Роджер Портер
http://www.biblicaltheology.com/Research/PorterR01.pdf

Происхождение Швейцарской Реформации

События швейцарской Реформации развивались под значительным влиянием Ульриха Цвингли (1484-1531) (1). Его трагическая смерть на передовой швейцарской гражданской войны в 1531 году закончила карьеру, имевшую жизненно важное значение для протестантской Реформации в Европе и за ее пределами. Тем не менее, Цвингли был единственным крупным реформатором XVI века, чье видение и движение, несмотря на его знаменательные достижения, не переросло в отдельную церковь. При нарочитом интеллектуализме и некоторых стилистических дефектах его письма за ним лежал открытый, теплый и дружелюбный  нрав, воплощающий мужественно предпринятую попытку переосмыслить всю христианскую доктрину в последовательно библейских терминах.
В этом эссе будет показано , как достижения Цвингли возымели решающее значение для успеха швейцарской Реформации и Реформации в целом. Его достижения будут отмечены по различным периодам времени, вместе с соответствующими историческими событиями. Мы утверждаем, что наряду с Мартином Лютером и Жаном Кальвином Цвингли был ключевой фигурой в Реформации XVI века и что его достижения внесли значительный вклад в это знаменательное событие в европейской истории.
Прежде всего следует отметить  основные достижения Цвингли. К ним относятся его разрыв с Римом в 1522 году вместе с отвержением католической связи Писания и традиции, замена в 1525 году католической мессы на первое реформатское причастие в кафедральном соборе Цюриха и, наконец, распространение швейцарской Реформации на другие немецкие и итальянские кантоны Швейцарии.

Кем был Цвингли?

Кем же был человек, осуществивший столь значительный прорыв, и какова была его особая роль в швейцарской Реформации? Цвингли был одним из основателей национальных Реформатских Церквей и ключевой фигурой Реформации XVI века во всей Европе. Современник Мартина Лютера и предшественник Жана Кальвина, он занимался общественной и политической жизнью наряду с богословием.  Важно отметить, что Цвингли расстался с путем римско - католической иерархии и средневековой теологии , которая поощряла теократическую социальную организацию. Примечательно, что Цвингли был деятелем более политизированным, чем Кальвин, и более богословски радикальным, чем Лютер, и , таким образом , глубоко повлиял на дебаты , которые обрамляли развитие протестантизма. Цвингли был готов бороться за то, чтобы  обеспечить свое видение христианского общества, независимо от его пацифистской предрасположенности (2). Указывая на его влияние на Реформацию в Швейцарии, Джексон замечает: Как и Эразм и Лютер, Цвингли повлиял на мысль как реформаторов, так и католиков, а ветви реформаторского движения Цюриха оказали влияние на множество общин и затронули Реформацию в Англии и Шотландии. Тем не менее , новизна идей Цвингли и широкое обращение к некоторым  из них со стороны других реформаторов иногда отвлекает внимание от его интенсивной деятельности на родине, влияния на Цюрих и от его уникальной швейцарской карьеры и личности (3).
Кроме того, швейцарский реформатор Цвингли был гуманистом и ученым со многими преданными друзьями и учениками. Его достижения можно отнести во многом к его способности общаться так же легко с обычными людьми своего собрания, как с правителями, такими, как Филипп Гессенский. Его репутация как твердого, флегматичного реформатора уравновешивается его отличным чувством юмора, а также использованием сатирических басен и каламбуров в его произведениях (4). Он придавал больше значения социальным обязательствам, чем Лютер, и действительно убеждал массы в необходимости  правительства, которое руководствуется Словом Божьим. Он продвигал помощь бедным, заботу о которых считал долгом по-настоящему христианской общины (5).
Важную роль в жизни Цвингли играла музыка. Он очень любил ее и играл на нескольких музыкальных инструментах, в том числе на лютне, арфе и флейте. Он был настолько хорошо известен своими музыкальными произведениями, что его враги насмехались над ним, называя его "евангельским лютнистом". Тем не менее Цвингли был против практики священнического вокала и монастырских хоров. Он сравнивал традиционную церковную музыку с облачениями и образами, которые считал отвлекающими людей от подлинно духовного поклонения. Цвингли удалил инструментальную музыку из богослужения, на том основании, что Бог ее не заповедал. По-видимому, он был не против общинного пения, хотя он и не предпринял никаких усилий , чтобы поощрить его (6).

Достижения Цвингли

Достижения Цвингли можно разделить на шесть периодов: 1) просвещение в Цюрихе (1519-1522), 2) Прорыв в Цюрихе (1523-1525), 3) реорганизация Церкви (1524-1526), 4) Реформации в Конфедерации (1524-1529), 5) конфликт с дисциплиной таинств и городской политикой (1529-1531) и 6) историческое влияние (7). Первый период относится к началу публичной полемики Цвингли; второй продолжался до Цюрихского диспута; третий период относится к реформационному и общественному движению в сложившейся ситуации, роспуску монастырей и принятию социальных мер, а также к реформированию правительства, судов и общественной морали Цюриха. Далее,  четвертый период охватывает Баденский диспут, конфессиональное разделение конфедерации с последующими альянсами и первой войной, пятый - споры с анабаптистами и о Вечере Господней и, наконец,  заключительный период имел место до Аугсбургского сейма 1530 года, написания исповедания Цвингли и его исторических следствий (8).

Богословие Цвингли

Эти события и достижения вышли из теологии Цвингли. Ядро его богословской мысли созревало в течение десяти лет, начиная с его первого большого трактата "Начало и конец" (1522), в котором были подвергнуты критике многие католические доктрины, и завершением его трудов стало "Объяснение христианской веры" (1531). Одновременно с этим  Цвингли опубликовал десятки эссе, проповедей и писем, в которых излагал и уточнял свои взгляды, подтверждая примат библейского авторитета в своих 67 Тезисах, отвергая папские индульгенции, пресуществление и мессу, молитвы святым и другим посредникам между людьми и Богом. Кроме того, он выступал против целибата священства, музыки в церквях и ряда культовых церемоний, а также изготовления и использования изображений (9).

Сочинения Цвингли

Таким образом, Цвингли пытался построить теократическое сообщество, где местные гражданские лидеры имели право и обязанность стандартизировать церковное образование и социальную жизнь, освобождая ее от предполагаемого "идолопоклонства" католической практики. Иначе говоря, Цвингли был не только  религиозный, но и активный политический и социальный реформатор. Примечательно, что его мышление отражает влияние ученых-гуманистов, которых он читал и изучал, в частности Эразма. Цвейг считал, что они были лично знакомы, опираясь на то, как Цвингли ответил на чтение произведений Эразма, когда писал ему: «Когда я читал, мне казалось, что я слышал, как Вы говорите, и мог видеть Вашу маленькую, щеголеватую фигуру, двигающуюся передо мной в изысканной манере.  Чем легче Ваша рука, тем Вы убедительнее, и чем больше Вы пишете, тем больше будет Ваше влияние" (10).
Что касается его собственного авторства, Цвингли горячо защищал оригинальность и достижения своих идей и теологии. Как современник Лютера, Цвингли утверждал, что он сформулировал свои идеи сам, только через чтение и толкование Писания, и опровергал предположение , что он был последователем Мартина Лютера. На самом деле эти два человека были не согласны по многим вопросам, в частности, о значении Евхаристии. В целом, Цвингли больше порвал с католическим богословием, чем Лютер. Это было особенно заметно в его утверждении о том, что Евхаристия была воспоминанием, а не повторением жертвы Христа, и приобщение Ему является скорее символическим (11). 
Теологически, Библия была краеугольным камнем мышления Цвингли, и он последовательно апеллировал к Писанию в своих трудах. Цвингли считал авторитет Библии стоящим выше любых других источников, таких, как голоса Вселенских соборов или Отцов Церкви. Тем не менее, он опирался на другие источники, чтобы отстаивать свои аргументы. Из гуманистического образования Цвингли и его сторонники вывели принципы понимание Библии, которые обосновали его толкование (12).
О богословии Цвингли Бромили замечает: "В строгом смысле будет неправильно отделять богословие Цвингли от его трудов в целом. То и другое должны рассматриваться вместе, ибо его церковная деятельность была просто практическим применением его богословских принципов. За всей его деятельности стояли два великих учения , на которых окончательно сосредоточилась вся его мысль: примат Божественного откровения в Священном Писании, и суверенитет Бога в Его избрании и благодати" (13).
Слово "таинство" было отвергнуто Цвингли в популярном использовании того времени. Это было так потому, что для простых людей оно означало некое священнодействие, обладающее внутренней силой освободить совесть от греха. Таинство для Цвингли было инициатическим обрядом или клятвой, как и по смыслу слова sacramentum (клятва). В ранних сочинениях о крещении он заявил , что крещение является примером такой клятвы или залога. Когда католики усваивали крещальной воде власть смыть грех, Цвингли обвинял их в суеверии. В своем столкновении с анабаптистами Цвингли сохранил практику крещения детей, утверждая , что крещение было знаком завета с Богом, тем самым заменив ветхозаветное обрезание (14).
Точно так же Цвингли рассматривал причастие в смысле, сопоставимом с крещением. Он рассматривал Евхаристию как "жертву  воспоминания", отрицая , что фактическая жертва происходит во время мессы, и утверждая , что Христос принес жертву только один раз и на всю вечность (15). Рациональный подход и использование Писания Цвингли , чтобы понять смысл Евхаристии - одна из причин , по которым он не смог прийти к единому мнению с Лютером. Влияние Лютера на богословскую мысли Цвингли было постоянной причиной заинтересованности и споров среди богословов-цвинглиан (16). Несмотря на тенденцию многих сравнивать Цвингли с Лютером, он задорно объявил о своей независимости Лютера. Его поздние сочинения показали характерные отличия от Лютера, например, допущение на небеса некоторых нехристиан, как это описано в "Объяснении веры" (17)

Вклад в Реформу

Вне зависимости от его ключевой роли в швейцарской Реформации, Цвингли часто недооценивается как один из основателей Реформации европейской. Несомненно, это связано с его внезапной и преждевременной смертью на поле боя в Каппеле. После смерти Цвингли в 1531 году совет Цюриха избрал  Генриха Буллингера в качестве его преемника (18). Буллингер устранил любые неопределенности в отношении ортодоксии и оставил в силе авторитет Цвингли как пророка и мученика, и продолжал продвигать его идеи с некоторыми уступками (19). Из этих уступок наиболее важным был Цюрихский консенсус 1549 года, где возобладали более реалистические представления Кальвина о Евхаристии. Швейцарские церкви впоследствии приняли кальвинистскую доктрину, распространившуюся со временем в других частях Европы и на Британских островах. Тем не менее под Буллингером конфессиональные разделения Конфедерации стабилизировилась. Он сплотил реформированные города и кантоны и помог им восстановиться после поражения при Каппеле.  Фундаментальные реформы , учреждаемые Цвингли, были объединены и уточнены Буллингером (20).

Посмертное влияние

Цвингли достиг последовательности своего богословия, которое работало и после его смерти. Тем не менее, несмотря на его важные достижения имя и труды Цвингли были в значительной степени забыты в течение долгого за пределами его родной Швейцарии, пока кальвинистские доктрины развивались и распространялись. Тем не менее, Лютер и его сторонники из-за Цвингли осудили кальвинистскую форму протестантизма. Католические богословы пошли дальше, осуждая его как еретика и запрещая его труды. В наше время богословы и историки вновь оценили труды Цвингли, признав его роль и достижения Цвингли. Есть разногласия лишь в вопросе, существует ли ясный и последовательно очерченный корпус мысли, который можно было бы назвать цвинглианством. Тем не менее все согласны, что Цвингли был инициатором и руководителем Реформации в Цюрихе, оказав глубокое влияние на Кальвина, и прежде всего влияние в дебатах , которые проложили путь к протестантизму (21).
Тем не менее  оценка исторических достижений Цвингли является сложной по многим причинам. В первую очередь это так потому, что цвинглианство развивалось под влиянием Буллингера, тогда как его самоопределения не существовало. Буллингер принял большинство пунктов доктрины Цвингли и неоднократно резюмировал его богословие в своих трудах, из которых самым известным является Второе Гельветическое Исповедание 1566 года.

Различия с Кальвином 

В тот же период Кальвин проводил Реформацию в Женеве. Его взгляд на Евхаристию отличался от Цвингли, и он критиковал его за то, что тот  рассматривал ее  как просто метафорическое событие (22). В 1549 г., однако, Буллингеру и Кальвину удалось преодолеть различия в доктрине и выработать т.н. Цюрихский консенсус. Они подтвердили , что Евхаристия была не просто символом, но они также отвергли лютеранский подход, по которому Тело и Кровь Христа находятся в единстве с веществами. Благодаря этому событию Кальвин подтвердил свою роль в реформатских Церквах Швейцарии и мира в целом (23).
 Несмотря на усилия Буллингера, за пределами Швейцарии ни одна церковь не рассматривает Цвингли в качестве своего основателя. Есть различные мнения историков и богословов относительно того, почему цвинглианство не распространилось более широко, несмотря на то, что мысль Цвингли считается первым выражением реформатской теологии. Хотя его имя не получило широкого признания, наследие Цвингли живет в основных исповеданиях Реформатской Церкви сегодня, и обычно он считается третьей ведущей фигурой Реформации после Лютера и Кальвина (24).
О достижениях Цвингли Рилье отмечает: "Цвингли восстановил Библию на ее центральном месте как источник благочестия. Как и Лютер, он боролся против забот о том, чтобы достичь спасения делами. Аскетизм, орнаментация церквей, повторение молитв уступили место религии, в которой доминирует забота о слабых, религии , которая стремится развить себя в практических конкретных делах общей пользы и частной благотворительность. По большому счету цвинглианство рискует интеллектуализмом и морализмом, но оно глубоко воплощает в себе веру в индивидуальные и социальные реалии, которые отражают Божию заповедь: "люби ближнего твоего , как самого себя" (25).

Наследие Цвингли

Самым крупным достижением Цвингли было то, что его смерть не уничтожила его наследие как реформатора. Духовное наследие Цвингли было собрано Буллингером, затем Бусером и, наконец, Кальвином, который был обязан ему много большим, чем они. Более того, если кантон Берн не был в восторге от политики Цвингли, он по-прежнему остался реформатским. Берн из - за его политического влияния, должен был поддержать развитие свежих идей на территориях , которые сегодня являются французской Швейцарией (26). Именно так Реформация смогла проникнуть в Женеву, утвердиться там и распространиться на Францию. Труд Кальвина в Женеве был бы совершенно нереален без поддержки Берна (27).
От Кальвина английские и шотландские беженцы узнали то, что они  позже принесли в свои страны. Если пуританство и пресвитерианство получили что - либо от Женевы Кальвина и вообще сыграли значимую роль в истории, Берн и в конечном счете Цвингли сделали это влияние возможным, потому что здесь было движение , которое, по мнению швейцарского историка Эрнста Гальярди, было "самым мощным влиянием Швейцарии на весь остальной мир" (28).

Вывод
 
В заключение отметим, что как гуманист, священник и пастырь Цвингли сыграл важную роль в обеспечении Реформы в Цюрихе и Швейцарии, а также в создании городских теократий, что способствовало Реформации во всех европейских обществах. Вклад Цвингли в Реформацию имел место под влиянием его швейцарского наследия, знакомства с программами Эразма и Лютера, лютеранских церковных и социальных реформ, отказа от анабаптизма и ставки на Цюрих как базу реформ. Кроме того, разрыв с Римом в 1522 году привел к Реформации в Швейцарии и внес значительный вклад в нее по всей Европе. Это было достигнуто за счет отказа от католической координации Писания и традиции и отмены католической мессы в кафедральном соборе Цюриха с 1525 года, что привело к распространению Реформации в других немецких и итальянских кантонах Швейцарии.
Было бы разумно предположить , что Цвингли заслуживает звания первого реформатского богослова. Это означает, что он должен был полностью полагаться на Слово Божие в Священном Писании, и считать, что  само Писание дает указания , касающиеся его состава. Кроме того, Цвингли рассматривал служение и церковную дисциплину  как имеющие существенное значение для самого бытия Церкви. Он считал, что видимая Церковь - это Церковь Христа в полном смысле этого слова, и излагал теории правления, политики и социальной этики по отношению к Царству Христа. Таким образом, знаменательные достижения жизни Цвингли отразились во всем его влиянии на Реформацию. Дальнейшие исследования в области вклада Цвингли можно только рекомендовать.

Baker, J. Wayne. Heinrich Bullinger and the Covenant: The Other Reformed Tradition. Ohio:
Ohio University Press, 1980.
Bromiley, G. W. Zwingli and Bullinger. London: SCM Press, 1953.
Buck, Lawrence P., Jonathan W. Zophy, and Harold John Grimm. The Social History of the
Reformation. Columbus: Ohio State University Press, 1972.
Clary, Glen J. "Ulrich Zwingli and the Swiss Anabaptists: sola scriptura and the reformation
of Christian worship." Confessional Presbyterian 6, (January 1, 2010): 108-124.
Courvoisier, Jaques. Zwingli: A Reformed Theologian. Richmond: John Knox Press, 1963.
Gabler, Ulrich. “Huldrych Zwingli and His City of Zurich,” Andrews University Seminary
Studies 23 no.2 (Summer 1985): 143-160.
Gabler, Ulrich. Huldrych Zwingli: His Life and Work. Edinburgh: T. & T. Clark, 1987.
Gordon, Bruce. The Swiss Reformation: New Frontiers in History. Manchester: Manchester
University Press, 2002.
Gordon, Bruce, and Emidio Campi. Architect of Reformation: An Introduction to Heinrich
Bullinger, 1504-1575, Texts and Studies in Reformation and Post-Reformation
Thought. Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2004.
Hall, Basil. “Huldrych Zwingli, His Life and Work,” Journal of Theological Studies 40 no 2
(1989): 672-676.
Jackson, Samuel Macauley, ed. Ulrich Zwingli: Selected Works of Huldreich Zwingli, 1484-
1531 the Reformer of German Switzerland. Philadelphia: University of Pennsylvania,
1901.
Klauber, Martin I. Zwingli, Ulrich (1484-1531). In Trevor A. Hart (Gen. Ed.), The Dictionary
of Historical Theology (pp. 576-577). Grand Rapids, MI: Paternoster Press, 2000.
Pipkin, Wayne. “The Making of a Pastor: Huldrych Zwingli’s Path from Humanism to
Reformation.” Reformed Review 37 no 2 (Winter 1984): 54-67.
Potter, G. R. Zwingli. Cambridge: Cambridge University Press, 1976.
Preus, J. Samuel. “Zwingli, Calvin and the Origin of Religion,” Church History 46 No. 2
(June 1977): 186-202.
Raath, Andries and Shaun de Freitas,”Rebellion, Resistance, and a Swiss Brutus?” The
Historical Journal 48 No. 1 (March 2005): 1-26.
Rilliet, Jean, and Harold Knight. Zwingli, Third Man of the Reformation. London:
Lutterworth Press, 1964.
Schmidt-Clausing, Fritz, and Jim West. The Humour of Huldrych Zwingli: The Lighter Side
of the Protestant Reformation. Lewiston, NY: Edwin Mellen Press, 2007.
Scribner, R. W. The German Reformation. London: MacMillan Education, 1986.
Spitz, Lewis W. The Protestant Reformation 1517-1559: The Rise of Modern Europe. New
York: Harper & Row, 1985.
Stephens, W. P. The Theology of Huldrych Zwingli. Oxford: New York: Oxford University
Press, 1986.
Sykes, Norman. Crisis of the Reformation. New York: Norton, 1967.
Todd, John. M. Reformation. London: Darton, Longman & Todd, 1972.
Zweig, Stefan, Erasmus: The Right to Heresy. London: Souvenir Press, 1979.
 
1Есть разные транскрипции имени реформатора.
2 R.W. Scribner, The German Reformation (London: MacMillan Education, 1986), 41, 46-47.
3 Ulrich Zwingli and Samuel Macauley Jackson, Selected Works of Huldreich Zwingli, 1484-1531 the Reformer
of German Switzerland (Philadelphia: University of Pennsylvania, 1901), v-vi.
4 Fritz Schmidt-Clausing and Jim West, The Humor of Huldrych Zwingli : The Lighter Side of the Protestant
Reformation (Lewiston, NY: Edwin Mellen Press, 2007), 5,21,35,63.
5 Bruce Gordon, The Swiss Reformation, New Frontiers in History (Manchester: Manchester University Press,
2002), 19-32.
6 Potter, Zwingli, 262, 339.
7 Ulrich G;bler, Huldrych Zwingli : His Life and Work (Edinburgh: T. & T. Clark, 1987), vii-x.
8 Glen J. Clary, "Ulrich Zwingli and the Swiss Anabaptists: sola scriptura and the reformation of Christian
worship." Confessional Presbyterian 6, (January 1, 2010): 108-124.
9 Jean Rilliet and Harold Knight, Zwingli, Third Man of the Reformation (London: Lutterworth Press, 1964),105-128.
10 Stefan Zweig, Erasmus ; the Right to Heresy, Condor Book (London: Souvenir Press, 1979).
11 H.Wayne Pipkin, “The Making of a Pastor: Huldrych Zwingli’s Path Form Humanism to Reformation.”
Reformed Review 37 no 2 (Winter 1984):54-67.
12 W. P. Stephens, The Theology of Huldrych Zwingli (OxfordOxford ; New York: Clarendon Press ;
Oxford University Press, 1986), 51.
13 G. W. Bromiley, Zwingli and Bullinger (London: S.C.M.Press, 1953), 31.
14 Lawrence P. Buck, Jonathan W. Zophy, and Harold John Grimm, The Social History of the Reformation
(Columbus: Ohio State University Press, 1972), 27,210-211.
15 Basil Hall, “Huldrych Zwingli: His Life and Work,” Journal of Theological Studies ns 40 no 2 (1989):672-676.
16 Norman Sykes, Crisis of the Reformation, Norton Library (New York: Norton, 1967), 49-57.
17 G. R. Potter, Zwingli (Cambridge: Cambridge University Press, 1976), 287-288.
23 Ibid., 190-202.
24 Lewis W. Spitz, The Protestant Reformation 1517-1559: The Rise of Modern Europe (New York: Harper &
Row, 1985), 151-157.
25 Rilliet and Harold Knight, Zwingli, 305.
26 Jaques Courvoisier, Zwingli : A Reformed Theologian, Annie Kinkead Warfield Lectures (Richmond: John
Knox Press, 1963), 23-24.
27 John. M. Todd, Reformation (London: Darton, Longman & Todd, 1972), 275-179.
28 Jaques Courvoisier, Zwingli,25

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn