Реликвия. 1. Драгоценности

Вероника Сухоцкая
   Объявили посадку, и люди потянулись к поезду, постепенно заполняя вагоны, кто - купейные, кто - плацкартные. У меня был билет в купейный вагон, и я ехала в командировку в Москву. Когда пришла в своё купе, там уже было три моих попутчика - два молодых парня и пожилая женщина. Я поздоровалась, мне приветливо ответили, но просили немного подождать - парни укладывали сумку этой женщины в багажное отделение. Предложили и мой чемодан положить туда же. Я с удовольствием согласилась. Когда вещи были уложены, мы расселись по местам и познакомились. Женщина назвала себя первой - Надежда Сергеевна, парни - один - Сергей, второй - Виктор, я тоже назвала своё имя. Вскоре поезд тронулся и стал удаляться от вокзала.

   Надежда Сергеевна достала из своей сумки мешочек с пирожками и положила на обеденный столик.

   - Сейчас чай пить будем с моими пирожками! А вы, молодые люди, когда-нибудь ели пирожки с морковкой?

   Парни переглянулись и ответили оба, что не доводилось. Я сказала, что мы дома тоже печем пироги с морковью, только открытые.

   - Да это я в дорогу пирожков напекла, так удобнее. А дома пеку открытые и их я тоже больше люблю.

   Все стали выкладывать на стол свои припасы, получилась целая гора разных продуктов. Пришла проводница, проверила билеты и предложила чай. Все заказали по стакану чая. Было утро, есть особо не хотелось, и когда проводница принесла нам чай, все стали есть пирожки Надежды Сергеевны. Очень вкусными они оказались.

   Сергей сказал, что его бабушка тоже разные пирожки печёт - с картошкой, капустой. яблоками, даже с изюмом, но с морковью не делала. А Виктор, с сожалением, отметил что он детдомовский, нет у него ни дедушки, ни бабушки.
И родителей тоже нет, не помнит их - погибли они, когда ему было только три года. Пирожков таких он не пробовал - очень вкусные.

   - А ты приходи ко мне в гости, угощу тебя разными пирогами. Да вы все ко мне приходите, чайку попьём. А то живу одна, иногда только соседка в гости заглядывает. Сын у меня в Москве живёт, к нему на пару недель еду. Хочу его с невесткой и внуком своей стряпнёй побаловать.
   
    И Надежда Сергеевна назвала свой адрес.

   - Вот ты, Витя, родителей своих не помнишь. Тяжело, наверное, в детдоме было?

   _ Да, по-всякому. Но мне повезло. Был у нас в старших классах учитель математики Алексей Фёдорович. Он многим, как отец родной был, особенно парней на ум-разум наставлял. Уважали его все детдомовцы. Своих детей у него не было, да и семьи тоже. Жил он при детдоме и всю свою любовь отдавал нам - сиротам. За глаза все дети его звали Батей. Предмет свой - математику, он очень любил и нас заинтересовал. Особенность у него одна была - он мог сложные вещи так объяснить, что мы всё быстро понимали, а потому математика стала для нас лёгким и любимым предметом. После выпуска я пошёл учиться в инженерный институт, сейчас работаю в конструкторском бюро.
   В прошлом году мы проводили Алексея Федоровича в последний путь. Народа было много, бывшие ученики его из разных городов приехали. Многие нормальными, достойными людьми стали. Вот говорят: " Один в поле - не воин". А если вдуматься, то и один хороший человек может повлиять на души многих. Так и Алексей Фёдорович. Светлая ему память!

   - Да-а-а!  - вздохнула Надежда Сергеевна.
   -  Верно всё, Витя! Почитай его и дальше, как отца своего!
 А я вот отца своего тоже не помню. Да и как помнить-то, если я маленькой ещё была, когда отец на войну ушёл и погиб на фронте. Ох, и натерпелись мы тогда, ведь трое детей нас с мамой осталось. Я самая маленькая была. Хорошо, что в селе жили, с огорода что-то имели. А потом сахар, мука и соль закончились, и купить негде. Люди стали на рынке выменивать свои вещи на эти продукты. Кто раньше, до войны в магазинах и на складах работал, запаслись и меняли продукты на ценные вещи. А вещей ценных у нас не было, и много драгоценностей - тоже. Но были у мамы две ценные вещицы, ей от матери в наследство достались - золотые серьги в виде звезды шестиконечной, внутри со вставкой - чёрный камушек, а вокруг него белая небольшая звезда из эмали. А вторая вещь - кольцо золотое, обручальное. Мама моя рассказывала, что в это кольцо её мама, моя бабушка, суженого своего увидала. Гадали они как-то с подружками на Рождество. Положила она кольцо это, которое ей тоже от бабушки досталось, в стакан с водой, смотрела в середину его и увидела там мужчину с котомкой за спиной. Шёл он по дороге и прямо к ней. Трудные тогда времена на Руси были, а когда они не были трудными-то? Вот и ходили люди по дорогам, пропитание собирали. Так и дед мой ходил. И пришёл он к бабушке моей, на постой в их дом попросился. Рассказал, что детей у него семеро, а жена умерла. Вот и ходит он, собирает, кто что подаст, чтоб детей накормить и одеть. Бабушка моя в то время в семье жила, годы её уже не такие немолодые были, а жениха не находилось. Вот и решилась она пойти замуж за этого человека - на семерых детей. " Судьба!" - говорила она. Потом у них ещё четверо народилось. Правда, жизнь им отбор устроила. Умирали дети в больших семьях. Так и у деда с бабушкой не все выжили. Мама моя вот живой осталась.
   А бабушка перед самой войной умерла, а дед ещё раньше мир покинул.

   С этими драгоценностями мама моя до последнего не хотела расставаться, даже в то трудное военное время. Но заболела я, самая маленькая, пришлось лекаря звать, да к жизни меня возвращать. Вот и расплатилась тогда мама с ним кольцом обручальным - больше-то  нечего было дать - продуктов не было и денег - тоже. И взял ведь, не постеснялся. Не посмотрел, что в то время военное и тяжелое заставило женщину с тремя детьми дорогой вещью пожертвовать.
Что ж, у каждого - своя совесть!