Взгляд принца Глава 5. 7

Алекс фон Джаго
Впрочем, там Альфред Крупп уже научился бесшовные колесные пары делать, и этим можно было попользоваться. Свой двухосный грузовой вагон до 10 тонн Россия уже приготовила к массовому производству - кооперация же расширяла возможности. Да и до тех пор, пока стальная магистраль не дойдет до "опорного края державы", обходиться придется железом в основном импортным. Индустриализация "как в Монголии" - минуя капитализм, возможна только когда рядышком Большой брат с Транссибом и прочими дармовыми вкусняшками. При имеющихся возможностях, Батый в свое время мог бы хоть просеку под будущую магистраль прорубить, а то только деньги брал без вложений в инфраструктуру. Потому-то дедовой империи и не сохранил - не было у него в команде собственных грамотных управленцев а импортные советники наверняка саботировать умели по- умному. Таковых и у Николая1-го полно, один Кисельвроде чего стоит.
В свое время с эстонских и латвийских складов сил самообороны получилось приватизировать даже избыточное количество телефонного провода, так же щедро пожалованного заокеанским "дядюшкой", после его полного перехода на беспроводную связь. При телефонизации Нарвы потребовалось же сравнительно мало кабеля - всего то связать крепости по обеим сторонам реки, да к заложенному аэродрому Ольгино пару-тройку верст протянуть. Одного коммутатора с несколькими бухтами проводки хватило. Дабы команда связистов в военное время без дела не слонялась, озадачили ребят протянуть воздушку по пробитой для железной дороги просеке - столбов там за зиму заготовили достаточно. Телеграф ещё для страны являлся непозволительной роскошью, а тут уже телефонизация! Но ошибки Батыя повторять России нельзя - инфраструктура наше ВСЁ, а не Пушкин! Обе беды изживем - и дороги (в широком понимании) создадим, и дураков с лентяями на им соответствующее место определим. Тут главное начать, а воли для толчка у Николая1-го достаточно.

   Поскольку работы велись сразу несколькими бригадами связистов, продвигавшихся вместе с просекой друг другу навстречу, и по настоянию Императора изначально в Зимнем и Гатчине были установлены переговорные аппараты, то царь-пионер завел традицию лично звонить и интересоваться тем сколько за предыдущий день сделано, как вальщиками, так и связистами. Разок даже самолично заявился на просеку, и, обнаружив приписки, содрал с начальника участка погоны и выгнал прохвоста волчьим билетом. Жесткость была ему свойственна, порой чрезмерная. Как в сказке про подкованную блоху, его не интересовали пути исполнения его команды "Превзойти!". На подаренный нами штуцер так же было им приказано создать идентичную реплику. Но когда мне довелось её увидеть, то закрались мысли о просверленном и украшенном серебряной насечкой ломе. У страны не имелось ни хорошего металла, ни технологий, и вина в этом была не работяг.

    Дабы судить объективно, испросил я дозволения посетить Сестрорецкий арсенал и оказался удивлён тем, что "лом" вышел не кривым. Почти тысяча кузнецов в подмастерьями по 14 часов в день колотила по железу так же как и их предки десять веков назад. А ведь тот же Крупп уже пресс у себя устанавливал, да и Бессемер о конверторе думал вовсю. Хотя бы последнего требовалось опередить - теоретически это было возможно, но как же практически воплотить?  Толкового стряпчего многоопытный батя нашел, как только мы и в этой эпохе засветились, и не сопрет теперь Эдисон идеи Теслы, ибо их уже спер я до рождения гениев. Вот и в металлургии хватило всего лишь озадачить тертого иудея перепечаткой из популярной книжки(приправленной материально) и о Бессемере и Мартене заговорят в лучшем случае как о плагиаторах.   

  А что делать, если эти умные, но жадные люди затормозили мою страну на старте на 20 лет? Нынче то же самое с ними сделает НАША охранная привилегия - может и удастся очередную войну этим оттянуть. Ведь сколько уже сделано и ещё делаться будет,  чтобы гонку вооружений по ложному пути направить. Не официальные цари да султаны развязали Великую войну, а короли стальные. Альфреду Крупу в Германии, Уильяму Армстронгу в Англии, Генри Шнайдеру во Франции пушки продавать требовалось. Усиленная моя демонстрация возможностей крылатого металла, закрывая им финансирование, переключала сумрачный гений на разработку алюминиевых судов и танков. Мы же идейки горному инженеру из Златоуста подкинем и дешёвая сталь впредь будет Путиловской прозываться. А желающие патентом воспользоваться - пусть свои заводы на Урале ставят. Такое вот можно условие к привилегии присовокупить.