Телевизор

Хохлов Сергей
        Мы с ним пришли служить почти одновременно. С разницей в десять дней. Он был очень умный, чересчур эрудированный, на всё знал ответы и считал себя специалистом почти во всех сферах человеческой деятельности. Выполняли мы одну общую задачу, но направление было у каждого своё, поэтому конкурентами на командирское кресло мы не являлись. Наши отношения не стали дружескими, в коридоре мы обменивались общими фразами на уровне «привет-пока» или общались по служебным вопросам.

Иногда мне казалось, что начальство более лояльно относится к нему, но особо не парился по этому поводу.

Прошло время, наша карьера пошла в гору. Точнее, на данном этапе, в маленькую горочку. Нам выделили по отдельному кабинету, и начальство стало интересоваться нашим мнением по некоторым вопросам.

Ему предоставили большой кабинет из двух комнат с телефоном, расположенный почти в центре нашего здания. Меня заселили в маленькую комнатёнку под самым чердаком в левом крыле.

Странно, ведь я провожу большинство мероприятий, а он только обеспечивает их проведение. И подчинённых у меня больше, и разрабатывать планы со смежниками приходится в моём кабинете.

Этот вопрос я вслух задал командиру. «Ему положено»,- ответил командир.
Ну положено так положено, только не совсем правильно, - подумал я. -Пусть будет так.

Однажды я зашёл к нему в кабинет по текущему вопросу. Он сидел в кресле и смотрел телевизор, закрепленный на стене. Это был импортный телевизор с большой диагональю и очень чётким изображением. Раньше его не было в этом кабинете.

- А почему бы и нет, - подумал я, раздобыл себе древний маленький телевизор и принёс в свой кабинет. Изображение было ниже среднего, по экрану постоянно пробегала рябь. Пусть хоть новости трындит, всё веселее.

Через два дня в кабинет зашёл командир. Раньше он никогда ко мне не заходил. Вызывал к себе. Командир задал какой-то второстепенный вопрос и, как будто случайно, увидел скулящий телевизор. Это в моей-то каморке. Да этот телевизор видно даже через закрытую дверь.

        - Телевизор необходимо убрать,- сказал командир. Мешает работе, отвлекает от текущих проблем. «А у него в кабинете тоже телевизор»,- хотел сказать я, да тут же и осёкся. Ещё не хватало стать мелким стукачом. Командир словно прочитал мою мысль и сказал: «Ему положено». Я ответил, что всё понял и выполню его распоряжение в ближайшее время.

От телевизора я избавился, к тому же готовилось очередное мероприятие, и времени даже на просмотр новостей не было.

Наступил день «Х». Все задействованные прибыли в пункт сбора, откуда нам предстояло добираться до цели. Меня командир отправил через лес пешком, а для него нашлось место в кузове «Урала». Я пытался возразить, что целесообразно меня отправить на транспорте, так как мероприятие разработано мной и выполнять его мне, а он в обеспечении. Ответ был прежний: «Ему положено». Думать об его исключительности не хотелось, и я отправился к цели пешком.

Мероприятие было реализовано по плану. Без потерь и лишней стрельбы. Все участники вернулись в место сбора, я доложил командиру о выполнении задания, после чего нам разрешили отдыхать. Через месяц из центра пришло указание о поощрении всех участников проведенного мероприятия. Его наградили швейцарскими наручными часами с гравировкой от высшего командования, мне вручили одноразовую ручку и ежедневник. Я нашел глазами командира. Он пожал плечами: «Ему положено».

Время неумолимо шло вперёд. Вместе с ним и наша карьера. Мы покорили очередные звёздные вершины. Начальство стало учитывать и наше мнение тоже.

Я зашёл к нему в кабинет для обсуждения предстоящей операции. Он сидел в кресле и смотрел телевизор. «Какую картину дают?» - спросил я, но он не понял моего вопроса. Мы обсудили кое-какие детали и расписались в разработанном мной плане.

На этот раз я добирался до нужного места в кузове «Урала», а он в «УАЗике» заместителя командира. Началась операция и всё пошло наперекосяк. У него сломался какой-то приборчик. Мы остались без обеспечения. Из операции мы вынесли двух трёхсотых. Я хотел сказать ему немного своих мыслей, но он сел в «УАЗик» и уехал.

Вскоре из центра прилетела телеграмма: наказать. Мне объявили строгий выговор, а ему погрозили пальчиком. Командир и слушать меня не захотел. «Ему положено».

Недавно я узнал, что он вместе с командиром ездит за город на шашлыки. «Да и хрен с ними. У них разница в возрасте лет двадцать. Какой может быть интерес?» - подумал я и тут же забыл об этом.

Случилась очередная ступень карьеры. Начальство стало советоваться с нами. Предстояла новая операция. Всё прошло по плану. Без потерь. Прилетела телеграмма: поощрить. Дали премию. Ведомость была одна на всех, и я увидел, что у него сумма в три раза больше. «Не очень понятно – за что?» - спросил я командира. «Ему положено».

Наши парни раздобыли важную информацию. Пришёл приказ о тщательнейшей подготовке к проведению мероприятия. Разрешалось использовать все имеющиеся и зарезервированные возможности.
 
На этот раз план составлял командир. Он учёл всё. Это был практически сценарий.

Наступил день воплощения плана. В пункт сбора я добирался на УАЗе. Его командир взял в свою «Волгу».

Закончился инструктаж. Каждый отправился на исходную позицию. А он стал садиться в «Волгу».
- Далеко ли собрался? - спросил я его.
- Хочу подъехать поближе, - прозвучало в ответ, - Посмотреть, чем вы там занимаетесь.
- В зону операции запрещено заезжать на транспорте.
- У меня индульгенция, - ответил он.
«Тебе положено», - подумал я. А вслух сказал: «Ты большой мальчик, знаешь, что делаешь».
Он молча сел в «Волгу» и уехал.

Каждый занял свою позицию. Раздалась команда к началу штурма. Ребятишки, противостоящие нам, оказались более чем серьёзными. Нам пришлось повозиться и пострелять больше, чем планировали. Вдруг рация прошипела: «Убит, убит». Кто убит? Я окинул взглядом место операции. Мои вроде все целы. Ладно, потом разберёмся.

Операция закончилась. Я по радиосвязи запросил обстановку. Рация ответила голосом командирского связиста, чтобы мы выдвигались в такой-то квадрат.

Он полусидел-полулежал рядом с «Волгой». На голове явно виднелось пулевое ранение.  Кровь стекала по щеке и подбородку и капала на зелёную траву. Увидев эту картину мы, ещё не остывшие от операции, словно остолбенели. Никто не ожидал, что погибшим окажется он. Вокруг суетились коллеги из обеспечения и санитары. Командир стоял с отрешённым видом и, казалось, ничего не замечает вокруг.

Я не стал к нему подходить, понимал, что ему не до чего.
Через месяц командир подал в отставку и ушёл на пенсию. На его место назначили заместителя, а на место заместителя назначили меня.

Его похоронили после проведения судебно-медицинской экспертизы на городском кладбище. Экспертиза выяснила, что пуля была выпущена из чужого автомата.

На похоронах было много людей. А почётный караул дал троекратный залп. Ему положено.