Учитель. Часть 1

Нил Грин
Может, это и сказка. А может, и нет. Как знать...
Только окончив 11 класс, я сразу начал думать, куда мне идти дальше. Вариантов было не много, потому что особо я ничего не хотел. Кроме школьного образования у меня было еще и музыкальное. Да, с музыкой я всегда был на "ты". Ничем другим мне заниматься и не хотелось. Решено - пойду в музыкальный институт.
Поступить туда оказалось очень даже просто. Мне повезло - в год поступления студентов было очень мало, а потому брали всех подряд. К сожалению, я так и не узнал, смог бы я поступить, имея в кармане лишь те крохи знаний, которые получил в музыкальной школе. Но с другой стороны, то, с чем я столкнулся, а, если быть точнее, с кем, было просто невероятным и думать о том, знал ли я что-то о музыке на момент поступления, мне не хотелось.
В первый день нам провели экскурсию по институту. Ничего необычного - обычные классы, обычные коридоры, обычная столовая. Даже музыкальные инструменты казались какими-то обычными несмотря на то, что в каждом инструменте есть своя "изюминка". Первые уроки не дали мне абсолютно ничего нового. Все эти основы я, как и все остальные мои одногруппники, знал уже давно. Но следующий день останется в моей памяти навсегда.
Мы пришли в актовый зал. Там не было ничего, кроме двадцати стульев и великолепного чёрного рояля. За роялем задумчиво сидел учитель. Казалось, он не обратил на нас абсолютно никакого внимания, но только мы расселись и утихли, мои уши настиг серьезный голос:
- Я чувствую безразличие. - Учитель медленно повернулся на стуле, встал и прошел мимо каждого из нас. Его старое морщинистое лицо, никак не сочетающееся с его возрастом (40 лет), казалось измученным, но глаза искрились бурной жизнью. Он заглянул в глаза каждому из нас, и, прежде чем дошел до меня, я не понимал, почему половина одногруппников выглядели напуганными. Казалось, он смотрел не в глаза, а сквозь них, будто видел то, что происходит у нас внутри черепной коробки. Взгляд этот был завораживающим и пугающим.
- К концу этого урока некоторые из вас покинут этот кабинет навсегда. Если вы думаете, что я шучу, то вы ошибаетесь. Безразличие, - учитель перешел на шепот и подошел к одному из студентов - крупному круглолицему юноше, взгяд которого действительно не выражал практически ничего. - Я не потерплю здесь этой пошлости. - Он указал своим кривым указательным пальцем на входную дверь и юноша, не говоря ни слова, вышел из зала. Мне стало не по себе.
- Вы собрались здесь для того, чтобы научиться музыке, - учитель стал говорить громче, - честно говоря, мне не понравилась идея директора брать кого попало в этом году, и очень сильно. Очевидно, он всё никак не может понять, что музыки достойны немногие. Я же прекрасно это понимаю. Надеюсь, и вы тоже. Кто скажет, что такое музыка?
Вверх взмыла рука, принадлежащая какой-то девочке с чересчур умным видом:
- Музыка, - затараторила она, - вид искусства, представляющий собой совокупность звуков, выделяющих определённые жанры.
НЕТ! - учитель крикнул так, что студенты, и я в том числе, отшатнулись. Девушка, казалось, готова была расплакаться. Она не могла поверить, что ее зазубренный ответ не удовлетворил учителя. - Я повторяю вопрос. Что такое музыка?
Минуту в зале царила тишина. Никто больше не решился ответить.
- Музыка - мечтательно заговорил учитель - это жизнь. Музыка - это смерть. Музыка - это счастье и горе. Радость и печаль. Превосходство и ничтожество. Взлет и падение. Музыка формирует каждого из вас как личность. Без музыки ничто не может жить. Без музыки вы - он посмотрел на девушку, которая отвечала на вопрос - никто. Учебники и постоянные зубрёжки ненужных и, к тому же, до ужаса неверных определений не научат вас любить музыку. А это именно то, в чем она нуждается. Ее не нужно бездумно играть, не нужно просто слушать с тупыми выражениями лиц. Ее надо любить. Я могу научить вас подчинять с помощью музыки, лечить и ранить с помощью нескольких нот, могу даже научить убивать с помощью музыки. Если кому-то из вас кажется это неправильным - дверь позади вас.
После этих слов девочка в очках выбежала из зала со скоростью света.
- Продолжим, - как ни в чем ни бывало сказал учитель, - знания - далеко не все, что вам понадобится для того, чтобы учиться здесь. Сочувствие, жалость, сострадание и прочие человеческие чувства - ключ к пониманию музыки. Когда душа ваша будет разрываться на куски от горя или радости во время игры, вы научитесь любить музыку. Когда в каждой ноте вы будете видеть жизнь или смерть, вы научитесь понимать музыку. Любая нота пережила за несколько тысяч лет больше, чем вы все вместе взятые. Однако, - он покосился на студента, играющего в телефон, - я могу сыграть всю вашу жизнь. Быть может, хотя бы тогда вы научитесь слушать.
Неторопливой походкой учитель прошел к роялю и стал играть. Музыка, которую он играл, была великолепна. Она заглядывалась в каждый сокровенный уголок души и заставляла пережить все события снова и снова. На нас эта мелодия подействовала несколько иначе, чем на юношу, играющего в телефон. Тот в миг оторвался от своей игры и стал слушать, как оцепеневший. Через минуту из его глаз рекой потекли слезы и юноша начал кричать.
- НЕТ! НЕ НАДО! ПРОШУ ВАС! - учитель перестал играть, а юноша схватил сумку и выбежал.
- Теперь вы видите, на что способна музыка? И это только начало...