Фильм Загадка Эндхауза

Павел Захаров 2
Фильм «Загадка Эндхауза» относиться к позднесоветским экранизациям детектива Агаты Кристи. Очень и очень не плохая, кстати, экранизация от мастера этого жанра Вадима Дербенева, который относился к крепким ремесленникам и снимал отличное жанровое кино.
В данном случае очень удачно сделана экранизация, в которой не слишком бросается в глаза условность детектива про знаменитого сыщика Эркюля Пуаро. И смотрится фильм интересно, что называется, на одном дыхании. Иногда в таких фильмах важна атмосфера, где происходит действие. И вот здесь с атмосферой все в полном порядке. Маленький курортный английский город. Уютный и тихий, но если покопаться в нем таиться много зла. Чисто английский мотив преступления – наследство. Снова небольшой круг аристократов, небольшой круг подозреваемых, и снова автор нарушает незыблимое правило детектива – лицо, на которое покушаются, должно быть вне подозрений. Сама детективная линия очень условная. Завязка так и вовсе пример глупости. Автор явно не знакома с баллистикой. И она совершенно не знает о современных глушителях, поскольку все выстрелы происходят под шумок. Откровенно условным выглядит и признание главной преступницы. Доказательств против нее никаких не было представлено. Сам детективный сюжет очень прост и непритязательный. В принципе, не очень понятно, в чем гениальность Пуаро. Узнать ту информацию, которую он узнал в качестве главного козыря, сейчас может любой человек. Да и тогда узнать ее мог любой человек. Непонятно, зачем нужен капитан Гастинг. Только ли для того, что бы сыщик делился с ним своими прозрениями и догадками. Непонятно, зачем вообще сыщику нужно было ввязываться во всю эту ситуацию, ведь он вроде бы сыщик, то есть, работает за деньги.
Но это все придирки, придирки. А на лицо вполне отличная экранизация, как всегда, напичканная прибалтийскими актерами. Главную роль сыграл Анатолий Равикович. Мне кажется, свое соревнование с Константином Райкиным он проиграл, вряд ли эта роль относиться к его удачам. Но может быть, великий сыщик и был таким выписан в романе. В кино же он просто функция, и все. Кстати, капитан Гастинг вполне получился у Дмитрия Крылова. Вот веришь, что таким и должен быть английский капитан, чуть ироничным, очень деликатным и всегда галантным. Костюмеры на картины постарались. Все костюмы персонажей подобраны тщательно. В глаза бросается только одна странная деталь – это старинные машины в качестве такси, хотя действие происходит где-то в семидесятые годы. Еще одним плюсом смело можно назвать музыку Микаэла Таривердиева. Она – действующее лицо в картине, как и всегда у великого композитора.
Но, в целом, кино подзабытое. Ему просто не повезло быть снятым в 1989 году, когда явно всем было не до проблем английских аристократов. К тому же, примерно в это время, вышел фильм «Десять негритят», и крепкое кино затерялось на фоне этого шедевра по произведению той же Агаты Кристи.