Н. А. Макаровец Глава 3 часть 6-13 машина на платф

Дудко 3
СТАТУЯ  МАРЫ    БОГИНЯ  ЛЮБВИ  И  СОСТРАДАНИЯ



Н. А. МАКАРОВЕЦ

ГЛАВА 3  ЗРЕЛОСТЬ

ЧАСТЬ    6 – 13    ОТ  БАЙРАМ  АЛИ   ДО ФАРАБА  НА  ПЛАТФОРМЕ



 22 июля.

 Ехали всю ночь.

 В 6 часов утра по местному времени приехали в Мары. Город находится на юге Туркмении и назван в честь древнего города Мера.


 Это четвёртый по величине город Туркменистана. Расположен на яго-восточной части Туркменской низменности на территории Мургабского оазиса в дельте реки Мургаб, берущей своё начало в горах Афганистана.

 С юга город огибает Каракумский каналю Мыры – имеет крупный железнодорожный узел, важный узел автодорог.

 Приехав в Мары, мы первым делом поехали в гостиницу. Мест нет... Объяснили, что ехали всю ночь, нужно отдохнуть. Бесполезно - посылают к директору. А где он? Говорят, будет с 8 до 9 и только. А сейчас 6 утра. Еле уговорили оформить койку для Вити - он ехал последним под утро и по очень плохой дороге. Он получил койку на веранде и сразу же лёг спать.

 Мы с Викой и Колей лежали, вернее, сидели в машине и тоже спали до 8 утра.

   В 8 позавтракали в ресторане. Дороги дальше нет - пустыня, песок, затем Аму-Дарья.

 Можно эти 200 км прокатиться на ж/д платформе. Сначала все показалось просто. Сняли копии с документов - технического паспорта машины и справки об автопробеге. Получили разрешение на перегон машины на платформе. Поехали на товарную станцию в Байрам-Али...

 Байрам-Али
   
 Мары и Байрам-Али славятся тем, что являются самыми жаркими точками в Советском Союзе. Средняя температура в году + 40 градусов. Всем работающим здесь платят по 25 процентов надбавки за вредность.

 В Байрам-Али нам оформили документы и послали на пакгауз для погрузки. Там уже ждал " Вазик" - мы с ним должны были сесть на одну платформу.

 Ждём. Никому до нас нет дела. Настали самые жаркие часы. Мочим полотенца на голову, сидим, ждём...

 Спасает киоск с газводой, куда мы периодически бегаем пить. Но до него бежать метров 50 по солнцу и после того, как пробежишь эти метры назад, опять хочется пить. Пьём мы все эти дни очень много. Удивляемся - куда только в нас столько входит и ничего не выходит? Вероятно, только с потом. Пот уже не шокирует, он может спокойно сбегать по шее, под коленками и вообще во всех местах.

 Наконец, все мы начинаем нервничать, тем более, что накануне на платформу (другую, конечно) погрузились две новые "Волги", которые перегоняют в Ташкент собственники машин. Простояв на платформе на путях сутки, они в этот день готовились к отправке.
   
 И мы хотим в этот же день! Стали бегать... У Коли в этом смысле хорошие способности и не только по его рассказам. В некоторых случаях мы были сами очевидцами.

 Короче говоря, усилия были не малые. Дежурной по станции мы подарили коробку трюфелей. Водителю мотовоза - столичную и к вечеру нам пригнали со сломанными бортами платформу из-под асфальта.

 Загнали машины. Сами их крепили растяжками. Вечером нас присоединили к сборному составу. Обещали ночью отправить. Мы легли спать, рассчитывая утром быть уже в Бухаре. Ночью жара спала - стало возможно дышать всей грудью. Ребята легли на Вазе - на платформе, мы с Викой - в машине.
   
   23 июля.

 ПИСАТЬ  ПРОДОЛЖАЕ  ВИКТОР

 Это что за остановка?
   Балагое иль Поповка?
   А ему все говорят - Это город Ленинград!...

 Мы утром проснулись на всё той же станции - Байрам-Али... Половину дня ещё простояли, отойти никуда не можем, т.к. отправления ожидали с минуты на минуту.

 Наш состав стоит, и половину дня его - "собирали". Наконец, в 10 утра состав тронулся.
   
 Ехали полтора часа. Остановка. Спрашиваем - "Надолго?" отвечают - "Часов через 5 - 6 поедем. Бригада в жару легла спать"...

 Станция (скорее полустанок или разъезд) маленькая, вдалеке вроде аул. Людей не видно.

 Мы мочили полотенца и в полуобморочном состоянии "дремали" - кто в раскалённой машине, кто просто на платформе, а Коля - на вокзальной скамье.

 Магазин есть, но на полках одно сгущённое молоко. Мы ели арбуз, пили минеральную воду.

 Среди пекла, при ярком солнце вдруг пошёл крупный дождь. Несколько минут - и всё опять сухо и жарко.

 Наши женщины,  разделись до купальников. Жарище...

 И, вдруг, от станции бежит дежурная, и машет руками и кричит: "Вай, вай скорее одевайтесь, а то прибегут мужчины и забьют ваших женщин камнями!"... Кругом никого и ничего не видно, один песок и одна живая душа - это только дежурная... Пришлось подчиниться - так и парились наши женщины в одежде...
   
 В 5 часов вечера поехали и на остальных остановках стояли меньше. На одной из них ребята нашли в магазине (при пустых полках) - банки с тушёной говядиной, которой мы превосходно пообедали.

 6 км не доезжая до Чарджоу, на 49-ом разъезде поезд встал опять надолго, а в Чарджоу он должен опять переформировываться.

 Армянин, который перегонял машину с нашим составом, предложил нам подключиться к действиям. И, вот Коля с армянином поехали на тепловозе проходящего поезда, чтобы ускорить действия...

 Армянин с машиной ездит уже третий раз и, оказалось, знает уже всех дежурных. Во всяком случае, и на этот раз оказался знакомый дежурный. Ему дали 10 рублей и в 3 часа ночи ему удалось вызвать наш состав до Чарджоу, а в 8 часов утра он обещал отправить наш состав до Форабу.

 А так бы мы стояли сутки на 49-ом разъезде и больше суток в Чарджоу.

 Можно было бы переправиться в Чарджоу через Аму-Дарью на пароме, но оказалось, что паром - это катер, тянущий маленькую баржу. Желающих много. В будни он работает по два раза в день, в субботу и воскресенье - по одному разу. Кроме того, он часто садится на мель и стоит на ней по три дня. Поэтому ждём Фараб. Оттуда 115 км. до Бухары и еще 279 до Самарканда.

 В Чарджоу нас ждали и готовились принять: отец написал другу, чтобы встретил нас, но мы не заехали, хотя у нас был его адрес. Это я узнал много лет спустя от отца.
   
 24 июля.

 5-30 утра. Формируют поезд. Армянин с туркменом ругаются по-русски матом, т.к. формируя поезд, его так дёргают, что кажется всё и вся с платформ должно разлететься в разные стороны.
 
 Но наши машины хорошо привязаны. Утром свежо и не вериться, что днём будет опять невыносимая жара. У Коли каждый вечер, когда уже спадает жара, ручьём из носа течет кровь - давление не справляется с климатом.

 Доехали до Фараба. Чтобы нас отцепили и разгрузили, надо было дать кому-то в лапу.

 Наши мужчины и армяне (на самом деле они оказались азербайджанцами, вернее один азербайджанец точно - Наби - таксист) - стали говорить пассажирам третей платформы - таджику и русскому майору -"Идите теперь вы договаривайтесь. Мы ночью уже 10 рублей заплатили".

 Таджик заартачился - "Мне всё равно. Я уже дома". А русский майор кричал - "Избаловали вы их своими червонцами! Все вы богатые!"

 А Наби ему в ответ - "Послушай! Зачем так говоришь? Посмотри на своё пузо и на моё - какой я богатый?!"

 Вообще у Наби очень образный язык. Когда таджик пошел всё-таки договариваться, кому-то дал 5 рублей, но невпопад. Вроде деньги взяли, но у них пересменок. Несмотря на то, что платформы подвезли к пакгаузу, весовщик не захотел до конца смены принимать платформы. Машинисты рассердились и увезли нас в тупик... Наби говорит - "И что за туркмен! Из его головы только холодец варить!"
   
 На станции, где спала бригада, Наби пробовал подкупить дежурного, чтобы поезд отправили раньше, у него ничего не вышло, и он стал ругаться - " Никакой советской власти на этой станции".

 У Наби "Волга" без номеров - говорит, снял их - хотел в Баку продать, да потом раздумал, т.к. что-то с новой "Волгой" не вышло..."

 Пока стоим. На разгрузку не подают, т.к., говорят надо ещё собрать денег машинисту, чтобы он нас подогнал на 200 метров к разгрузочной площадке.

 Каждый готов содрать при любой возможности - взятку. Не дать? Можно, но будешь стоять сутками на перегонах, разъездах. Почему? - А такой, у вас, говорят, поезд - сборный. Куда идёт, неизвестно и когда придёт - неизвестно.

 Наконец, заплатили с машины по три рубля. И нас подогнали одной платформой к пакгаузу. Съехали армяне, потом мы через их платформу.
   
 Ура!!! Мы на твёрдой земле.


 Кишлак Фараб довольно разбросан и, отличаясь лишь значительною растительностью, не сохранил никаких памятников старины, за исключением мечети да надмогильных камней на кладбище

 Поели и попили в чайхане и выехали в Бухару. Через 30 км. остановились на речке. Ну, и плескались! Мы мылись сами, вымыли машину, выстирали рубашки и халаты - всё моментально высохло. Сбежались на речку узбечата. Витя стал учить их плавать кролем и брасом. Они визжали от восторга, плавали с ним наперегонки. Дети - всегда - дети, какой бы нации они не были.

 Отъехали от реки с километр, и вдруг стало стучать, да так сильно - то ли кардан, то ли задний мост. Решили вернуться к реке на 2-ой скорости.

 Ребята разобрали машину. Хорошо, что временами они смогут хотя бы окунуться в речке. Вот уж не везёт в этой дороге. Надо было перстень выкинуть совсем...

 Сегодня, недалеко от Фараба, мы с Викой купили себе стеклянные фужеры. Простое стекло, с золотой каёмочкой, но очень приятной формы - для шампанского и, может быть для коктейлей. Купили две картонные коробки и упаковали фужеры в них. Интересно - довезём ли мы их до дома целыми? Правда, сейчас гораздо интереснее узнать - доедем ли мы сами?... И что случилось с машиной?

 Доехали до реки. 16-45 - самое пекло. Чинимся...


ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ