Чего ты хочешь?

Оля Сома
Разговор первый.

- Чего ты хочешь? – спросил он меня.
- Наверное того же чего и все – после паузы нерешительно ответила я.
- Все ???!!! А откуда ты знаешь чего хотят ВСЕ ?
- Как же… все хотят благополучия, состоятельности, здоровья, любви…
- Ну да, это общие слова, а конкретно чего ты хочешь? Как ты планируешь воплотить в жизнь всё то, что сейчас перечислила?
- Пока не знаю. Думаю, для благополучия нужно уметь хорошо работать и стремиться быть первым в своем деле.
Улыбка осветила лицо моего собеседника.
- Предположим есть дворник. Который всегда добросовестно выполняет свою работу. Она ему даже нравится. Он благополучен?
- Нет конечно! Он же дворник, какую зарплату он может получать? Не думаю, что это благополучие.
- Тогда выражайся яснее, что же такое благополучие?
- Зарабатывать много денег и любить свою работу.
- Предположим есть наемный солдат. Он зарабатывает много денег и ему нравится его работа. Но ему приходится идти на сделку со своей совестью, когда приходится убивать. Ему приходится терпеть разлуку со своей семьей во время долгих командировок. Он благополучен?
- Не думаю, как можно жить с тем, что ты стреляешь в людей?!
- Что же такое благополучие?
Я пожала плечами
- Трудно описать двумя словами то, что нуждается в подробном рассказе.
- Хорошо, тогда что лично для тебя является благополучием? Как ты себе представляешь себя в будущем в благополучной жизни?
- Наверное, тут много всего должно быть. Любимая работа, такая чтоб постоянно думать о ней, утром бежать на неё и с удовольствием заниматься любимым делом. Любящий и понимающий муж, на которого всегда можно положиться, чтоб «как за каменной стеной», который поддержит всегда когда случаются неприятности в жизни, который понимает и ценит мои мысли и поступки. Конечно дети. Очень хочется мальчиков, чтоб полный дом машинок и пистолетов, и мы все вместе играем по выходным, ходим в парк гулять, в кино, цирк, играть в хоккей, ездить на велосипедах… везде вместе! И чтоб денег хватало. Мне не надо много, но так чтоб не считать перед кассой в продуктовом магазине, хватит ли на все что взяли. Как-то так.
- Женская модель счастья – улыбнулся мой собеседник.
- Одна из моделей счастья – ответила я.
- Все женские модели счастья похожи.
- Все модели счастья похожи.
- Мужчины по-другому представляют себе благополучие.
- Да ладно!?
- Конечно, мозг мужчины выделяет другие приоритеты.
- И как по-вашему выглядит эта модель благополучия?
- Достижение каких-то высот в своем деле, всеобщее признание, значимость твоих идей, твоей жизни на земле. Оставить свой след в истории, если уж совсем высокопарно. Остаться в памяти потомков как личность. Изобрести что-то.
- Стать лучшим в своем деле?
- Нет, это банально. К тому же, кто оценивает людей – кто лучше, а кто хуже? Какая-то кучка других людей. Где гарантия их справедливости? Есть ли вообще критерии? Нет. Быть лучшим в своем деле – это утопия и навязчивая идея, ведь даже если ты загнал себя в рамки правил тех оценивающих людей и сделал то, что они посчитали наилучшим результатом, это не дает гарантии что завтра на твоем месте не будет другой. Более того, даже есть гарантия, что на твоем месте обязательно будет кто-то другой. Ведь это их функция – постоянно оценивать. А раз есть те, кто оценивают, и есть ты, который согласился в этом участвовать, значит, будут и другие участвующие и оцениваемые. И рано или поздно они опередят тебя. Вопрос в том, хочешь ли ты быть в этой гонке или хочешь заниматься любимым делом ради создания чего-то по-настоящему ценного и нужного людям. Мотивация очень важна. Иногда даже важнее чем результат.
- А как же «победителей не судят»?
- Глупое выражение. Представь, на деревню нападает отряд солдат и убивает ради того, чтобы получить землю. Но сражаются и жители этой деревни. Опять же важнейшим аспектом является мотивация. Одни убивают ради выгоды, другие от безвыходности, они защищаются, чтобы не убили их и их семьи. Так каких «победителей» ты не будешь судить?
- Тех, кто защищается.
- Глупости. Если они победят, найдутся люди, которые осудят их за то, что они сами спровоцировали этот конфликт.
- Так что же, правы те, которые нападали? Но это не справедливо!
- Речь не о справедливости, а о том, судят ли победителей, ты сама упомянула это. Парадокс в том, что осудят и тех, кто нападал. Поверь, можно осудить всё, что кем-либо совершается. Подтверждением этому множество исторических событий.
- Откуда тогда это выражение и почему оно до сих пор живет, если осуждают всех?!
- Красивое выражение из истории, якобы Екатерина II произнесла эти слова, когда А. В. Суворов был предан военному суду за самовольный штурм турецкой крепости, которую его войска взяли приступом. Но возможно эти слова были произнесены и ранее 18 века кем-то из других великих людей. И вообще много глупостей считают умными афоризмами.
- Вот уж первый раз слышу, что афоризмы – глупости!
- Конечно глупости – он улыбался, как будто подтрунивая надо мной.
Мне хотелось вспомнить какой-нибудь «железный» афоризм, который уж точно нельзя назвать глупостью. Мои мысли были в активном поиске. И видимо долго. Он прервал тишину.
- Вот например - «В мире нет ничего более постоянного, чем непостоянство» - совершенно алогичное высказывание. Если его перефразировать, «постоянно изменяющееся постоянно изменяется», ну не глупость?
- А это – «Что нас не убивает, делает нас сильнее» - тоже скажете алогизм?
- Нет, это просто глупость. «Сильнее» чем что?
- Чем мы были.
- Так если не умерли, значит уже были сильными, поэтому и не умерли. А узники концлагерей во время войны? Чем больше они пережили, тем быстрее умирали, а в живых оставались лишь те, которым повезло и испытаний им выпало меньше. Поспоришь?
Я молчала. Он загнал меня в тупик. Я никогда бы не посмотрела на это выражение с такого ужасного ракурса.
Он нарушил молчание -
– А это – «Каждый кузнец своей судьбы», что за нелепость? Что такое «судьба»? Наверное, тот путь, который предначертано пройти человеку, так? А если он уже предполагается, то как человек может его изменить? Да никак. Человек может лишь изменить своё отношение к тому, что происходит, но никак не то, что ему предназначено судьбой. Он может надевать любую одежду, ездить на любой машине, делать любой ремонт дома, но он не повлияет на то, что например, случится землетрясение и будут последствия. Он может быть плохим или хорошим по отношению к окружающим, может даже создать и возглавить партию «За борьбу с землетрясениями», но он не изменит того, что должно случиться.
- Вы верите в судьбу? Странно, никогда бы не подумала, что вы можете в это верить.
- Я верю в то, что жизнь на земле движется по каким-то законам природы с определенным сценарием. Кто-то называет это «судьба», в Китае, если мне не изменяет память, это называется «йосс», в Индии «карма»… названий много.
- Хорошо, а выражение «Послушай женщину и сделай наоборот» тоже ерунда?
- Это правильное выражение.
- ???!!!
- Ну что, женщина – глупое создание, она создана для мужчины, помогать ему в быту, продолжать род, её эволюция совершенно не обязала быть умной. Так и что её слушать.
Он говорил это так спокойно и лениво, как само собой разумеющуюся аксиому проговаривал наизусть сотый раз. Я была в шаге от взрыва. Он заметил это и улыбнулся.
- Да, это так.
- Что же Вы сейчас со мной разговариваете? Зачем меня слушаете, если считаете, что женщина не может логично мыслить?
- Так я и не соглашаюсь с тобой.
Он не прекращал улыбаться. Я кипела. Еще минуту назад я наслаждалась этим разговором и упивалась разворотами его мыслей, нашей дискуссией, а для него это оказывается всего лишь опровержение моих женских мыслей?! Мы долго молчали. Он видимо ждал, что я отвечу, а меня как будто переклинило, ни одно слово не хотело выходить наружу. Я встала и ушла не попрощавшись.

Разговор второй.

- Я так и не понял, почему ты тогда ушла – искренне сказал он мне при встрече вместо приветствия.
- Разве ваш мужской мозг не может справиться с такой ерундовой задачей? – не стесняясь, спросила я с сарказмом.
- Мало ли какие глупости приходят в ваши женские головы, на них и не может быть логичного ответа – довольно улыбался он, понимая, что я снова готова к дискуссии и байкот окончен.
- Как?! Ваша мужская железная логика пасует перед глупым женским созданием?
- Перед глупым женским созданием – никогда. Но предел глупости неизмерим, а соответственно, и не может быть познан окончательно.
- Не можете признаться, что сдаетесь? Ну, хоть что-то вы не можете объяснить.
- Почему же не могу? Вполне предсказуемый ответ – это была просто внезапная глупость. И только.
- Хорошо. Раз мои поступки вы расцениваете как глупость, так что толку мне тогда говорить о своих мыслях. Я же глупая женщина. Мои мысли не могут быть логичны и умны, а значит и не стоят вашего внимания.
Он молча улыбался. В его глазах бушевало море информации, которое могло сейчас шквалом обрушиться на меня. И он выбирал, с какой волны начать. 
- Ну… иногда у тебя проскальзывают светлые мысли – осторожно продолжил он.
- Как? У глупой женщины – мысли?! Вы противоречите самому себе. Я бестолковое создание, созданное для хозяйственных функций. Какие мысли могут вообще прийти в мою голову?
- Но ведь приходят. Всегда есть исключения. История знает… несколько имен женщин с очень достойными поступками и мыслями.
- Жанна Дарк?
- О, нет! Вот уж глупости совершенные. Что умного она сделала? Дралась как мужик? Так на это много ума не надо. Это вообще величайшая глупость – совершать смертельно опасные поступки, когда от тебя это не требуется.
- Екатерина?
- Ну нет, конечно. Обе переполнены были глупостями, каждая по - своему. А что царствовали, так это по воле случая, а не от их большого ума.
- Кто же тогда?
- Мата Хари, например. Вращалась в умнейших кругах, поднялась до высшего общества с низов благодаря своему уму и умением пользоваться ситуацией. И держала планку так высоко, что о ней знают почти по всему миру.
- Наложница?!
- Ну да, физиологическая составляющая ей только помогала добиваться своих целей. И это совершенно не умаляет достоинств ее умных поступков.
- Теряюсь в догадках, кто же еще в вашем списке.
- Сонька «золотая ручка». Лишь благодаря хитрости и уму она обводила вокруг пальца всю жандармерию. Самородок. Никто ее этому не учил, и образования у нее официального не было. Но так как она, еще ни один человек до сих пор не может избегать преследований и совершать кражи у всех на глазах.
- Наложница, воровка… убийц там у вас не завалялось? Для фула не хватает.
- Есть, правда не состоявшаяся… Видишь, не все так плохо. Даже среди женщин есть думающие – весело резюмировал он.
- О, спасибо, в этот список, вероятно, рискую попасть и я… раз вы все еще продолжаете со мной говорить.
- Ну, тебе до них далеко – его смех внезапно разлился едва заметным туманом по комнате.
- И слава богу – мне было не смешно, он продолжал издеваться над моими чувствами.
- … до наложницы точно! – он уже хохотал.
Я встала и ушла не попрощавшись.

Разговор третий.

- Что ж такое, ты все время убегаешь – его очередное приветствие встречало меня с дружелюбной улыбкой.
- Действительно, почему? Вроде все как обычно – вы унижаете меня, я слушаю все это… странно, почему я убегаю?...
Он рассмеялся.
- Не принимай все на свой счет. Я говорил о женщинах вообще. Если бы я считал тебя среднестатистической девочкой подростком, мысли которой занимают лишь шмотки и мальчишки, мы бы тут не сидели и не разговаривали.
- Вероятно, это высший комплимент с вашей стороны?
- Ну, да, большего не дождешься – он опять смеялся.
Что я тут делаю? Зачем опять пришла? Он все время надо мной смеется. Что все это значит? Испытывает меня на прочность? Ну хорошо, раз ему нравиться сражаться на словах, буду отвечать на его языке!...
- Спасибо. Мне, глупой женщине, очень лестно слышать это от мужчины, знающего все в этом мире.
- Пожалуйста – в тоне его голоса звучал интерес к беседе, он понял, что я приняла условия его игры.
- Как еще вы сегодня желаете меня унизить?
- Вообще этого никогда не желал. Женщины и так слабые, нельзя их обижать.
- Конечно, я с вами полностью согласна. Облить грязью ведь это не унижение, это так… процедура общения.
- Хотя, тебя слабой назвать сложно…
- Еще один комплимент! Два за пять минут! Я скоро попаду в тот список! Чем обязана?
- Ты хотя бы не плачешь… обычно девочки плачут, когда слышат обидные слова.
- Да что вы, где же мне, глупой, понять, что ваши слова обидные! Хотела узнать много нового, вот узнала. Сейчас с моим небольшим умом еще долго переваривать буду!
- Не обижайся, я не хотел тебя обидеть.
- Вот не хотели, а обидели… и вроде такой умный взрослый мужчина, а понимать где грань дозволенного и обидного не в состоянии. Может, вы тоже не такой умный?
- Да нет, я умный, я же мужчина.
Далее дискуссия продолжалась на волне взаимного сарказма, но уже в совершенно спокойном тоне.
- Половая принадлежность - как разделение на классы доступности понимания граней мира? - возмущалась я.
- Да - спокойно парировал он.
- Маразм.
- Факт.
- Бездоказательно.
- Доказательств более чем достаточно, они везде.
- Могу доказать обратное, всего несколько примеров из жизни…
- Лишь подтвердят мою теорию. Как известно, исключения подтверждают правило.
- А если 50 / 50 ?
- Исключено, статистически невозможно.
- Статистически не доказано. Это не значит, что невозможно.
- Что не доказали, то считается невозможным.
- Если не доказано, что я могу сейчас ударить вас, значит это невозможно, так?
- Это возможно, так как теоретически доказуемо, с точки зрения вероятности.
- А теория вероятности почему не может действовать на всех людей на земле?
- Она действует на всех.
- Значит, есть вероятность, что любая женщина тоже может думать не хуже любого мужчины?
- Хм, эта вероятность очень мала.
- Но она есть?
- Вероятно.
Я улыбнулась. Дуэль шла как надо.
- Ты веришь в любовь? – вдруг после паузы спросил он.
Мысли вихрем пронеслись в голове после смены темы разговора. И вдруг улеглись в красивый калейдоскоп ответа.
- Да, конечно… любовь есть. Мало того, я считаю, что все на свете это любовь.
- ?
- Мы меряем окружающий нас мир, начиная со слов «люблю» и «не люблю». Все как в математике. «Люблю» - положительные числа, «не люблю» - отрицательные. Степень положительного или отрицательного отношения – как цифры с большим или меньшим значением. Все на свете это любовь.
Он задумался. Моя теория была адекватна.
- Интересная точка зрения… А как же…
Мы сидели в тишине. Я улыбалась. Я сделала его нокаутом!
- Интересно… 1,2,3,4 – нравится, очень нравится, хотелось бы увидеть еще раз, очень…
- Ну, я пойду? – понимая, что он занят разбором новой головоломки и ищет из нее выход, я решила пойти домой.
- Давай, до встречи, - отвлекся наконец на меня он и снова «нырнул» обратно.
- До встречи, Юрий Саныч!

После этого у нас с ним было еще много встреч и дискуссий, но больше он не проверял меня на прочность. Его занятия в «Рок лаборатории» научили меня думать нестандартно, стараясь не повторяться и развивать логику до немыслимых пределов.