Шабаш или ничто - 1

Людмила31
Здесь мне хотелось бы поразмышлять на тему: почему слова шабаш и бесшабашный - означают одно и тоже, хотя основное значение предлога бес- - это отсутствие того качества, что было присуще исходному слову? Почему ведьмы празднуют шабаш на Лысой горе, при этом доставка осуществляется обязательно на метле и  пройдя через печную трубу?

В удмуртском языке "шабаш" означает - совсем; ничего, абсолютно; шабаш вераськемез уг луы - говорить [он] совсем не может

бесшабашный
слово шабаш с ударением на последнем слоге издавна означает отдых, перерыв (см. суббота).
А слово бесшабашный вошло в литературный язык в XIX веке; так говорят о человеке, который совершает отчаянные поступки без перерыва, безотдыха, без шабаша

БЕСШАБАШНЫЙ, не знающий шабаша, праздника, отдыха. У нас работа бесшабашная.
| яросл., пермяц. беспокойный, вздорный, сварливый, буйный, всем надоедающий, не дающий отдыха и покоя. Бесшабашной головушке все нипочем. Иван бесшабашный


Шабба;т (ивр. ;;;;;;;; (шаба;т, ша;бос);;;;, идиш ;;;; (ша;бэс, шо;бэс);; от шабат — «покоился, прекратил деятельность») — в иудаизме — суббота, седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.


---
Как видим, шабаш и шаббат (шабос) - имеют не совсем одинаковое произношение. Однако имеют одинаковое значение. Чем это обусловлено?

Если взять значение из удмуртского языка, то шай - это тень, и свет, и даже кладбище, а баш - втулка, клин (от него баш-ня, баш-лык, баш-мак, баш-корт - см. темы ранее).

То бишь слово связано с широко распространенными дольменами, которые имеют отверстие и каменную втулку, запирающую вход.

Внутри еврейского слова есть аналогия со словом Каабба, Каббала. То есть как - воплощение на земле, аб - связь неба и земли, ба - бытие (см. темы ранее).

Однако шай - это уже тень существования, обладающей нереальным светом - душа.

---

Интересно, что слово "лысый" соотносится со словом "плешь", типа "плес", и со словом "голый", что по-удмуртски звучит как "шал".

То есть Лысая гора и Шалая гора это некоим образом одно и то же. Так же как и шабаш на Лысой горе.


Приведу цитату:





1) Существующая этимология

Викисловарь

* Шалый. Корень: -шал-; окончание: -ый. Значение: прост. неуравновешенный, сумасбродный, беспорядочный, непостоянный, случайный. Этимологии – нет.

* Шалить. Корень: -шал-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть. Значение: делать шалости. Этимология – нет.

* Шалость. Корень: -шал-; суффикс: -ость [Тихонов, 2002]. Значение: поступок ради забавы, веселая проказа, проделка; перен. работа, занятие, которым не придаётся серьезного значения. Этимология по Максу Фасмеру, см. ниже.

* Шалун. Корень: -шал-; суффикс: -ун. Значение: разг., обычно о ребёнке: тот, кто ведёт себя несерьёзно, шалит, озорничает.

Этимология

Происходит от гл. шалить, далее от праслав. sаl-, от кот. в числе прочего произошли: русск.-церк.-слав. шаленъ «furens», русск. шалить, шалеть, шалый, белор. шалець «беситься», шалiць «шалить», болг. шала «резвость, шалость», шалав «буйный, резвый», сербохорв. шала «шутка», словенск. salа «шутка», saliti sе «шутить», чешск. salba «обман, заблуждение, помрачение», salit «обманывать», silit «сходить с ума», словацк. siаl м. «обман, заблуждение», siаlit «вводить в заблуждение, обманывать», польск. szal «бешенство, неистовство», szalec «сходить с ума, беситься», szalic «бесить».
Лит. selа «ярость», selytis «строить рожи, валять дурака», paseles «взбешенный» — заимств. из слав. Праслав. sаl- из *хel- связано чередованием гласных с *хol-, ср. нахал; недостоверно родство с греч. chalis (термин не найден) «неистовствующий»,  chaliphron «неразумный, легкомысленный», арм. hal «игра». Не представляется более вероятным сопоставление с греч. keleo «успокаиваю, укрощаю». Редуплицированное образование от *хоl- представлено в чешск. chlachol «лесть, улещивание», chlacholiti «успокаивать, утихомиривать».

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь Академии Российской 1789 г.

Шаль.  Шалун. Тот кто делает дурачества.
Шалю. Делать глупости и дурачества.
Шалливый. Склонный к шалости.
Шалость. Дурачество, глупость, вредная и непристойная.
Шальной. Глупый, сумасбродный.

---

Таким образом, шал-ый и лысина, то есть отсутствие в голове "трезвых" мыслей либо вообще каких-либо мыслей - это одно и то же.

Снова отсутствие присутствия.

+--

Возможно, что метла - это и есть символ очищения от всяческих мыслей.

---
С данной темой коррелирует тема "Голядь", в которой рассматривается племя, жившее как раз там, где сейчас Москва и, возможно, предпочитавшее всему Лысые горы...

---

Лысый - очевидно, что это слово тоже имеет корреляцию с удмуртским словом "лыс" -хвоя. Глагол "лысыны" - как раз и означает 'линять, лысеть", то есть избавляться от растительности.
А "лыс" - в свою очередь идёт от "лы" - по-удмуртски "кость".

В общем, русский язык имел в прошлом очень и очень древние контакты с удмуртским и другими языками финно-угорской группы. Потому что, потеряв исходный код, слова в нем сохранились.
Только почему-то это сродство отрицается в современном языкознании. Наверно, потому что часть своей истории славяне прожили в Западной Европе.

Хвоя - символ того, что "голое" тело, ветка - покрывается мелкими иголками, или чем-то типа волос.

Волосы - тоже отклик удмуртского слова "во:л" или "во:лёс" - "просторный, свободный", то есть нити на голове, которые распространяются в стороны. Русское слово "воля" - оттуда же. Английское слово "free" - тоже близко.

Таким образом - на голом объекте - голове появляется нечто типа хвои на ЕЛИ. И это соотносится уже со сказанием о Мировом Древе, поскольку ЕЛЬ противоположна ЮЛЕ - как ЗИМА противоположна ЛЕТУ (см.темы про Елки-палки).

Волосы в религиозной традиции - связь с космосом, который порождает физическое тело человека.

Потому и считается, что нельзя стричь эту связь с неизведанным. Многие монахи - очень сильно волосатые...

Также и традиция прикрывать голову русских женщин в жизни платком очевидно идёт отсюда же. Покорность мужу и судьбе - это прекращение хаотического "распространения" волос или космических связей, и, возможно, явлений, связанных с безумством.

С другой стороны, всклокоченные волосы или "вень" - игла, иглы - это символ защиты рода - венедов и ирокезов, также как и у ежей - дикобразов - тотемов (см. тему про Небо и ежей). Кез - кёз - это то же самое что "ёз" - яз-ыки пламени.... Аналогии очень символичны. 
----
Значит, есть несколько слов, которые отражают "свободу" пламени зарождения человека. И потерянный смысл древних религиозных воззрений можно отыскать в некоторых удмуртских словах...