Сказки, песни, поверья и праздники

Романов Евгений
В далеком прошлом в одночасье
(У знающих людей спроси)
У нас родился Афанасьев,
Великий сказочник Руси.

Собко Г.И. Из стихотворения «Библиотечный долгий век».
Книга «На свете есть только один Богучара», В.,2014, с.34. 

 
Наиболее значимой и всемирно известной личностью среди уроженцев Богучарского уезда, конечно является и А.Н.Афанасьев, записавший для своих изданий в родных краях - в Бобровском и Богучарском уездах - 10-12 сказок, 3 легенды и около 500 пословиц. В этом исследовании мне удалось собрать сказки, песни поверья и описать праздники, которые сохранили другие исследователи и удалось собрать мне. Читая своим детям сказку А.Н. Афанасьева «Золотые жерновца», впервые столкнулся с тем, что моя бабушка Евгения Ивановна Гончарова (Карташова) (1901 г.р.) уроженка села Монастырщина Богучарского уезда рассказывала ее не так. Попросил рассказать ее свою сестру Татьяну и убедился, что это действительно так. Сказка в исполнении моей сестры звучала так. Разницы была в том, что петушок золотой гребешок пил воду, тушил огонь не клювом а «попкой» и звучала примерно так.
 

 
Жерновцы (Сказка от бабушки Ени)

«Жил да был дед и баба. И были у них жерновцы. Мололи они муку, баба пекла хлеб и жиди они не тужилию. Ехал мимо какой - то барин и заехал к старику со старушкой в хату. «Нет ли, - спрашивает, - чего - нибудь поесть?» Старуха говорит: «Чего тебе, родимый, дать поесть, разве блинков?» Взяла жерновцы и намолола: нападали блинки да пироги. Приезжий поел и говорит: «Продай мне, бабушка, твои жерновцы». - «Нет, - говорит старушка, - продать нельзя». Переночевал барин у них, а на утро уехал и жерновцы украл.
Дед плачет, баб горюет, а петушок поет: «Не плач дед и баба, я вам жерновцы верну». Подвязали ему лытки и пустили в дорогу. Пришел петушок к барину Как увидали старик со старушкою, что украдены жерновцы, стали горе горевать.  «Постой, - говорит петушок золотой гребешок, - я пойду, заберу жерновцы!» 
Пришл  петушок  к дому барина, сел на ворота и кричит: «Кукуреку! Барин, барин, отдай наши жерновцы золотые! Барин, барин, отдай наши жерновцы золотые!» Как услыхал барин, сейчас приказывает: «Эй, малый! Возьми, брось его в воду». Поймали петушка, бросили в колодезь; он и стал приговаривать: «Попка, попка, пей воду! Попка, попка, пей воду! Попка всю воду и выпила. Взлетел петушок на забор и кричит: «Кукуреку! Барин, барин, отдай наши жерновцы золотые! Барин, барин, отдай наши жерновцы золотые!» Барин велел повару бросить его в горячую печь. Поймали петушка, бросили в горячую печь - прямо в огонь; он и стал приговаривать: «Попка, попка туши воду! Попка, попка туши воду! - и залила пока огонь в печи. Взлетел петушок на забор и кричит: «Кукуреку! Барин, барин, отдай наши жерновцы золотые! Барин, барин, отдай наши жерновцы золотые!»
А помещик говорит:
- Бросьте его к баранам пусть они его затопчут! Бросили петушка к баранам. Он позвал медведя. Тот всех баранов задрал. Взлетел петушок на забор и кричит: «Кукуреку! Барин, барин, отдай наши жерновцы золотые! Барин, барин, отдай наши жерновцы золотые!»
- Бросьте его к гусям пусть они его заклюют, - сказал барин. Позвал петушок лисицу. Она всех гусей и поела. Взлетел петушок на забор и кричит: «Кукуреку! Барин, барин, отдай наши жерновцы золотые! Барин, барин, отдай наши жерновцы золотые!»
- Схватите петуха, принесите его ко мне, - говорит барин. Принесли петушка к помещику, а тот и проглотил его целиком. А петушок в животе кричит. «Кукуреку! Барин, барин, отдай наши жерновцы золотые! Барин, барин, отдай наши жерновцы золотые!» Невмоготу стало помещику он и кричит: «Режьте мне живот». Разрезали. Петушок выскочил, схватил жерновца и  улетел с ними к старику и старухе, только его и видели».
Тема эта заинтересовала меня, и я стал вспоминать, а что еще рассказывали бабушка Еня (Женя) и жители сел Монастырщина и Сухой Донец. Какие сказки, колыбельные песни - шутки (которые поюся монотонно), потешки , юмористические стишки ходили в быту у жителей Богучарского района. в этом мне здорово помогла сестра Агафонова (Романова) Татьяна Павловна, которая долгое время работала в школах района  и городе учителем музыки.

Коза  - дереза . (Сказка от бабушки Тани)

Жили были дед да баба да внученька Маша. Не было у них ни коровки, ни свинки, никакой скотинки - одна коза. Коза, черные глаза, кривая нога, острые рога. Дед эту козу очень любил. Вот раз дед послал бабку козу пасти. Она пасла, пасла и домой погнала. А дед сел у ворот да и спрашивает:
- Коза моя, козочка, коза моя милая, наелась ли ты, напилась ли ты?
- Я не ела, не пила, меня бабка не пасла. Как бежала через мосточек ухватила кленовый листочек, - вот и вся моя еда.
Рассердился дед на бабку, раскричался и послал внучку козу пасти. Та пасла, пасла и домой пригнала. А дед у ворот сидит и спрашивает:
- Коза моя, козочка, коза моя милая, наелась ли ты, напилась ли ты? А коза в ответ:
- Я не ела, я не пила, меня внучка не пасла, как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, - вот и вся моя еда.
Рассердился дед на внучку, раскричался, пошёл сам козу пасти. Пас, пас, досыта накормил и домой погнал. А сам вперёд побежал, сел у ворот да спрашивает:
- Коза моя, козочка, коза моя милая, наелась ли ты, напилась ли ты?
А коза говорит:
- Я не пила, я не ела, а как бежала через мосточек ухватила кленовый листочек,- вот и вся моя еда!
Рассердился тут дед на обманщицу, схватил ремень, давай её по бокам лупить. Еле - еле коза вырвалась и побежала в лес.
В лес прибежала да и забралась в зайкину избушку, двери заперла, на печку залезла. А зайка в огороде капусту ел. Пришёл зайка домой - дверь заперта. Постучал зайка да и говорит:
- Кто мою избушку занимает, кто меня в дом не пускает?
А коза ему отвечает:
- Я коза-дереза пол бока луплена, за три гроша куплена, я как топну - топну ногами, заколю тебя рогами, хвостом замету.
Испугался зайчик, бросился бежать. Спрятался под кустик и плачет, лапкой слёзы вытирает.
Идет мимо серый волк, зубами щёлк.
-О чём ты заинька плачешь, о чём слёзы льёшь?
- Как мне, заиньке, не плакать, как мне серому, не горевать: построил я себе избушку на лесной опушке, а забралась в неё коза-дереза, меня домой не пускает.
- Не горюй, заинька, не горюй серенький, пойдём я её выгоню.
Подошёл серый волк к избушке да как закричит:
- Ступай, коза, с печи, освобождай зайкину избушку!
А коза ему и отвечает:
- Я коза-дереза, пол бока луплена, за три гроша куплена, как выпрыгну, как выскочу, забью ногами, заколю рогами - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался волк и убежал!
Сидит заинька под кустом, плачет, слезы лапкой утирает. Идёт медведь, толстая нога. Кругом деревья, кусты трещат.
- О чём, заинька, плачешь, о чём слёзы льёшь?
- Как мне, заиньке, не плакать, как мне серому, не горевать: построил я избушку на лесной опушке, а забралась ко мне коза-дереза, меня домой не пускает.
- Не горюй, заинька, я её выгоню.
Пошёл к избушке медведь да давай реветь:
- Пошла, коза, с печи, освобождай зайкину избушку!
Кога ему в ответ:
- Как выскочу, да как выпрыгну, как забью ногами, заколю рогами, - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался медведь и убежал.
Сидит зайка под кустом, пуще прежнего плачет, слёзки лапкой утирает. Кто мне зайчику серенькому поможет? Как мне козу-дерезу выгнать?
Идёт петушёк, красный гребешёк, в красных сапогах, на ногах шпоры, на плече коса.
- Что ты, заинька, так горько плачешь, что ты серенький, слёзы льёшь?
- Как мне не плакать, как не горевать, построил я избушку, на лесной опушке, забралась туда коза-дереза меня домой не пускает.
- Не горюй, заинька, я её выгоню.
- Я гнал - не выгнал, волк гнал - не выгнал, медведь гнал - не выгнал, где тебе,
Петя, выгнать!
- Пойдём посмотрим, может и выгонем!
Пришёл Петя к избушке да как закричит:
- Иду, иду скоро, на ногах шпоры, несу острую косу, козе голову снесу! Ку-ка-ре-ку!
Испугалась коза да как хлопнется с печи! С печи на стол, со стола на пол, да в дверь, да в лес бегом! Только её и видели. А заинька снова стал жить в своей избушке, на лесной опушке. Морковку жуёт, вам поклон шлёт.
Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец.
Одну сказку и предание мне удалось найти в книге  А.И. Кретова. «Воронежские народные предания» В., 1984 г. Хотя предания о названии села Купянка мне уже рассказала одна из жительниц села.
Размечтался .
Найшов одын раз цыган яйцэ и кажэ:
- Оцэ вылупыцца из яйца курыця. Вырасты она, нанысэ яець. Из цых яець вылупыцца богато цыплят, вырастуть оны. Продам я курэй, а сам куплю кобылу. Будэ у нэй лоша...
- А я буду на ём кататься, - закричав цыганча.
- Ах ты, проклятый! Спыну лошади пырыломыш. Та як начав цыган его батигом стёгать. Бье, бье, бье та промахнувся и - по яйцю. А оно и розбылось.

О происхождении названия села Купянка .
(записано атором на встрече с жителями села Купянка в 2016 году).
 
Сначала село носило название Рогозневка. В месте с тем река Првая Богучарка, которая протекала рядом, разлилась, затопила находились нижнюю улицу села в результате чегожители вынуждены были переселиться на верхнюю улицу. А в селе образовалось  два озера которые получили название - Куплевате и Жохово. Когда вода стала убывать и появились бугорки. На украински, как их называли, купыны. Люди стали переселяться на эти купыны с верхней улицы и из близлежащих сел - Поповки и Песковатки..
В 1861 году это село переименовали и стало оно носить название Купянка, от слова «купыны».


Докучные сказка, от Евгении Гончаровой
 
и Татьяны Романовой.
(В которой многократно повторяется один и тот же текст)
 
 
 
Алена - дуда.  (Колыбельная моно-тонная)
1-й вариант .
Алена - дуда, и де ж ты была? Коней стерегла, а и де  кони? За врата ушли, а и де врата? Вода снесла, а и де вода? Быки выпили, а и де  быки?  На луга ушли, а и де луга? Девки выкосили, а и де девки? За мужья ушли, а и де мужья?  На печи сидя, ложками гремя, кисель едя.

2-й вариант .
Алена - дуда, и где ты была? Коней стерегла, чего выстерегла? Коненочка, жеребеночка. А где кони? За врата ушли, а где врата? Вода унесла, а где вода? Быки выпили, а где  быки?  За гору ушли. А где гора? Гуси выклевали. А где гуси? А траснеки ушли. А где траснеки? Девки вырубили. А где девки? За мужья ушли. А где мужья? На войну ушли.

«Мы с тобой шли»?

- Мы с тобой шли?
- Шли!
- Кужух нашли?
- Нашли!
- Так давай его делить!
- Та кого?
- Та кужух!
- Та какой?
- Так мыж с тобой шли?
- Шли!
- Кожух нашли?
- Нашли!
- Так давай его делить.
- Та кого?
Та еужух.
Та какой?
Так мы с тобой шли……
И опять все сначала - до тех пор, пока не надоест.

Жила - была бабака.

Жила - была бабака
У синего моря,
Захотелось бабке
Искупаться в море,
Взяла она мыло,
Взала и мочало,
Эта песня без конца,
Начинай сначала…

Ряд докучных сказок были рождены в разгар борьбы с религией и высмеивали священнослужителей.

У попа была коза.

У попа была коза, через попу тормоза,
Он на ней дрова возил, через попу тормозил.
В попу семечка попала, тормозить коза не стала!
Он ее убил, закопал и на камне напи-сал. «У попа была коза…»

Самолет летит.

Самолет летит мотор работает,
А сзади поп сидит, картошку лопоет.
Картошка вкусная - та рсссыпается,
А поп сидит себе, та улыбается.

Самолет летит, крылья стерлися
Мы не ждали Вас, а Вы приперлися.
Вы приперлися за стол садитеся.
Ох, когда же Вы наедителя.

У попа была собака.

У попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил. Убил, закопал и на камне написал: «У попа была собака….»

Сворливая жена .

Жили - были муж и жена. Стала жена мужа дразнить: «Вшивый, вшивый». Муж ее побил. Она опять не униманется. «Вшивый, вшивый», - говорит.Пошел он ее топить. Хотел припугнуть. Утопил на половину. Она все одно кричит; «Вщивый, вшивый». Утопил с головой, а она из воды руки вынула и показывает патьцами как вшей душит. Утопил совсем.
 Жалко ему стало жены; вот он влез в воду, стал ее искать вниз по течению. А прохожие мужики спрашивыт: «Что ты в воде ищешь?». Жена упрямая была дразнила «Вшивый», я ее утопил» А мужыки: « Так и ищи вверх по тече-нию, она туда уплыла».Пошел мужик вверх по течению вытащил жену. Больше она спорить не стала.

Вареники.

Пришел Ваня в гости. Хозяева вареники едят.
 - Вань садись с нами вареников есть,
- Не я нэхочу.
Стоял, стоял, а вареников то хочется.
Ваня и говорит:
- Тетку, а шо Вы казалы, як я, прый-шов?

Колядки богучарцев на 1865 год.

Богучарский этнограф Григорий Ткачев, в  «Этнографических очерках Богучарского уезда»  описывая обрады богучарцев приводит ряд интересных колядок:

Дайте грудку кашки,
Кильце ковбаски;
А ни дасы, сама ззiсы.
Дайте ковбасу,
Я до дома понису»

Боже дай вечiръ добрий!
Дай пiрiг довгiй –
Безъ нижок,
Шобъ ни побиг у снiжокъ;
Отъ стола до порога,
Шобъ була дiвка черноброва».

Колядки из села Сухой Донец  Богучарского района.

***
Маленький мальчик сел на стаканчик,
А стаканчик на бочек пожадуйте  пяточек.
Маленький мальчик сел на стаканчик,
А стаканчик  - хруп, пожалуйте рубль.

***
Колядынь, колядынь,
Я у бабки один,
Шей деда кожушок,
Давай бабка пирожок.
***
Аусень , Аусень, дубовые доски.
Аусень, Аусень, мостите вы мосты.
Аусень, Аусень, кому мост мостить?
Аусень, Аусень, кому по мосту хо-дить?
Трём братцам родным.
Аусень, Аусень, как первому братцу -
Рождеству Христову.
Аусень, Аусень, как другому братцу -
Василию Щедрому.
Аусень, Аусень, как третьему братцу -
Крещению Христову.
Аусень, Аусень, у Ивана на дворе
Там три терема стоят.
Аусень, Аусень, как во первом терему
Там Иван господин.
А в другом терему - там хозяюшка его,
А в третьем терему - там детки его.
Уж вы будете дарить,
А мы будем благодарить.
Какой ваш кусочек,
Такой колосочек .

Колядки из села Монастырщина  Богучарского района.

***
Коляд, коляда, колядин,
Я у бытьки один,
Меня батька прислал,
Чтобы я денег достал.
Коляд, Коляд, Коляда,
Я у батьки один -
Сиеглазка, дай колбаски,
А колбаски нет, дайте конфету,
А конфеты нет, дайте монету .

Коляду, Коляду
Сидит бабка на леду
Открывает сундучек
Доставает пятачок.
Хоть рубль, хоть пятак
Не уйду из хаты так .

Уей, Авсень, уей, Авсень!
Мы ходили, мы ходили
По святым вечерам.
Мы искали, мы искали
Иванов двор.
Как у Ивана на дворе
Стоит дуб на горе.
Как на этом на дубу
Три гусеночка сидят,
Промеж себя говорят,
Один серенький,
Другой пегенький,
Третий беленький.
Они под печку глядят
И кишочки едят.
Кто скоро дарит,
Тот сына родит,
Кудрявого, кучерявого.
Кто не скоро дарит,
Тот дочерю родит,
Паршивую, шелудивую.
Сама с кошку,
Голова с лукошку.
Вставай, мужичок,
Открывай сундучок,
Доставай пятачок.
Нам на орешки,
Нам на потешки.
Здравствуй, хозяин с хозяюшкой !

Аусень, Аусень,
Дубовые доски.
Аусень, Аусень,
Мостите вы мостки.
Кому по мосту ходить?
Трем братцам родимым.
Как первый братец -
Рождество Христово,
Как второй братец -
Новый год,
Третий братец -
Крещенье Христово .

Авсеня, Авсень,
Дубовые доски,
Кому сени мостить,
Тому по мостику ходить,
Трем братьям:
Первый - Рождество Христово,
Второй - Василий Щедрый,
Третий - Крещенье Христово .

Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю,
Со скотом, с животом,
С пашеничкой, овощом.
Уроди вам Господи,
Жито, пшеничку,
Горох, чечевицу,
Ни сесть, ни сместь,
Ни метелочкой подместь.
Вставай, мужичок,
Открывай сундучок,
Доставай пятачок
Нам на орешки,
Нам на потешки.
Здравствуй, хозяин с хозяйкой!

Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю,
С Новым годом, с новым счастьем!
Зароди вам, Господи,
Жито, пшеницу,
Горох, чечевицу,
Лен, конопли,
Мороз не колоти.
Здорово ночевали
Хозяин с хозяюшкой!

Встану рано, на восток гляну:
Там звезда воссияла
Трем царям путь показала.
Приходили три царя,
Приносили три дара.
Матери сына просим:
Мать, мать, дай нам сына
Нам с твоим сыном век вековать,
С праздником поздравлять,
С Рождеством Христовым!
Здорово ночевали!

Сегодня праздник,
Прощеный день.
Мы простимся
На семь недель.

За речкою, за быстрою слободка жи-вёть,
И маленькая слободушка в четыре двора.
Как в этих дворах четыре кумы.
Вы кумушки, голубушки,
Кумитеся и любитеся, и любите мене,
Вы пойдете в зеленый сад венки завивать,
И завейте венок и мене,
Вы пойдете на Дон на реку венки спускать,
И спустите венок мой.

Считалочки, игры.

Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит:
- Сорока- сорока! Где была?
- Далеко!
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (показывает на мезинец),
Этому дала (показывает на безымян-ный палец),
Этому дала (показывает на средний палец),
Этому дала (показывает на указательный палец),
А этому не дала (указывает на боль-шой) Он дров не рубил, печку не топил, за водичкой не ходил,  кыш-кыш полетели. Шу! На голов сели. (Кладутся ручки ребенка на его головку)

Ребенк подходит к говорящему. Говорят: «Хозяин дома?, - ребенок отвечает, - «Дома», «А гормонь готова?» ребенок отвечает, - «Готова». «А можно поиграть?» и на ответ «Можно» начинают цекотать. Ребенок смеется. И так повторяется до тех пор, пока не надоест ребенку.

Играют двое.
- В лесу был?
Был.
Волка видел?
Видел.
Боялся?
Нет.
 (Тогда пугают).
 Если глазаит моргнет, говорят: «Врешь, боялся»
Если не моргнул, говорят: «Иолодец, не трус».

Играют двое человека: взрослый и ребенок, можно больше.
Ведущий: «Шел козел по лесу, по лесу, по лесу
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай каза попрыгаеи, порыгаем, попрыгаем (прыгыют)
Ножками подрыгаем, подрыгам, подрыгаем (дрыгают ногами)
Ручками похлопаем, похлопаем, по-хлопаем (хлопают в ладони)
Ножками потопаем, потопаем, потопаем (топают ногами).
И начинают сначала.

И о песнях. Которые пели наш деды из Сухого донца. Одна из них «Черные очи». Это казачья песня которая имеет множество распевов. Недавно услышал ее на одном из диском выпущенных Галиной Сысоевой. Слова там были такие:
Черные брови, ани мене манють, размають,
Тай поведаю, шо я не жани… ой, не жанился.
 Если верно я ты мене любишь, разлюбишь,
Тай пойдем с табой а мы павенча… павенчаемси.
 Как пашли жа а мы ка венчанью, развенчанью,
Тай попа дома, дома яво не… ох, не было.
 Как пашли жа  а мы ка другому, раздругому,
Тай все речки жа ани паразли… паразлилися.
 Знать судьба жа наша ды такая, растакая
Да доля наша ана нещасчасли… несчастливая .
Явно песню пели малороссы, великороссы пели по другому. У мня сохранилась видезапись этой песни. мой отец Романов Павел Ильич, уроженец с. Сухой донец (1925 г.), пел ее так.
Черные брови, ани меня маня, разманюся,
Так во век, а я не жаню… не жанился.
Если верно я ты меня любишь, разлюбишь,
Тай пойдем с табой а мы обвенча… обвенчаемся 
Так пошли мы а мы ко венчанью, та венчанью
А попа его дома, дома не случи … не случилася ….
Как пашли, а мы ка другому, ка другому,
Эхи все ручушки, они поразли… поразлилися
Знать судьба а моя такая, растакая
Да й судьба ж моя такая судьба несчастли…несчастливая
Черные брови, ани меня маня, разманюся,
Так во век с тобой не свенча….. не свенчаться нам.
Как со этой с тоски, горя да
Ну пойду в море утоплю… утопюся я
Не топись, мой да размилий
Да не губи смою молоду…. молодую жизнь.

О Семеновне
Самолет летит,
А мотор гудит,
А Семеновна
За рулем сидит.
Ох, Семеновна
Что ты наделала,
Юбка в клеш была
Ты переделала.
Ой, Семеновна
Ей делать нечего
Сидит на солнышке,
Грызет подсолнушки.
Ой, Семеновна
О ней поют везде
И на Пасике
И в Сухом Донце.
Самолет летит
А крылья терлися
А мы не ждали Вас
А вы приперлися.

Работая в Воронежском областном архиве, мне удалось отыскать газету «Воронежские губернские ведомости» №32 за 1864 год, в которой содержались малороссийские песни, пословицы и загадки, собранные в Богучарском уезде (Собраны в 1847 году штатным смотрителем Богучасркого уездного училища г-ном Богушъ и представленные нам Г.М. Веселов-ским ред.) Вот их текст.

Меланка ходыла,
Васылка просыла,
Васильку, мий батька,
Пусты мене в хату,
Я жите не жала
Честный хрест держала.
Золоту кадыльныцю.
Надейтеся, люде,
До Вас Христось буде.
Богу свичку ставте
А мыни пыриг стпвьте
Та дайте пыригъ
Щоб не втик у сини
А божь дайте зъ ногамы
Щобъ биг за нами.

Ой, у недиленку
Рано пораненьку
Ище солнце не сходыло
Ох собиралася
Вся моя родына
Вона же мене проводыла
Охъ, выпровожая жъ
Мне стара неня( мать)
Чи не жаль тебе буде
Як я пийду
Та на Украину.
Мижь чужии люде
Охъ, изгадай мене,
Моя стара неня.
Якъ станешь обедаты:
Десь моя дытына,
Десь моя родына.
Та никому й одвидаты!
Охъ, изгадай меня,
Моя стара неня
Як станешь при вечере йисты:
Десь моя дытына
Десь моя родына.
Та нема видь неи й висты!
Ой изгадай мене,
Моя стара неня.
Як станешь лягаты спаты
Десь моя дыдыына
Десь моя родына.
Ты никлму й постиль послаты!

На тоненький гильци
На само вершинци
Витер повивая
Сосенку качая.
Не хылыся, гилко,
Жить на свити тошно,
На чужий чужини
Бидной сыротыне!
Нема въ мене роду,
Ни отца, ны неньки,
Два братцы родненьки,
Пройдите вы, братци,
В недильку вранцы,
Куплю я вамъ братци,
Горилки по чарци,
У зелений плясци (фляжка)
М с акпцкм, с верберцем (с имбирем)
Съ своим изырим серцем
Ходим  у садочокъ,
Нарвем ягодочокъ
Ты сядем на травци,
Ты выпьем по чарци.
Ой, щось мыни, братци,
Горылка не пьеця,
Еолы мого серця
Як гадына вьетця
Нехай вона вьетьцч
Може й перестане:
Середеньку моему
Легесенько стане.

Поихав бы до млына, -
В мене жинка молода:
Требы дома сыдить,
Треба жинки глядить.
Поихав бъ в лис по дрова, -
 В мене инка черноброва:
Требы дома сыдить,
Треба  жинки глядить
Поихав бы волов пасты,-
Хотять хлопци жинку вкрасты,
Треба дома сыдить,
Треба жинки глядить.
Поихав бы торговать, -
Боюсь жинку утерять:
Треба й гроши зароблять,
Треба й  жинку зодичать.
Выпыв бы я чарку зъ горя,
Тай тогда ей буде воля.
Ой як мыни погулять,
Боюсь жинкци волю дать.
Ой горе жъ мыни за нею
Бида зъ жинкою моею:
Ни поихать, ни питы
Щебъ горилки выпыты!

Загадки

- Крыкнула утка, на все село чутко, сбыглыся дитки до одной матки (Ко-локол)
- Ревнувъ вилъ, чуть за сто гиръ, за тысячу городивъ. (Гром)
- Сутуловата – горбата, бильшь на води понесе, чим сто коней перевезе (Корабль).
- Жовтая куриця у огороди кублицця (Морковь)

Щедровка (вечером под Новый год поют девки и женщины).

Ой на рицци на Йордани,
Там Прычиста рызы прала
Повысыла рызы на калыни, на ясыни.
Щедрый вечер, добрый вечер
добрым людям на здоровья…
Де взялысь два ангела,
Взялы рызы пид крилечки,
Носылы рызы по х пидъ небесами
Щедрый вечер, добрый вечер
добрым людям на здоровья
Вси небеса разтворылыся
Уси святи поклонылися
Щедрый вечер, добрый вечер
добрым людям на здоровья.

Отдельные пословицы и выражения удалось разыскать в своем архиве из тектов содержащихся в письмах краеведов, в разговорной речи богучарцев.

Выражения

- Так мыни й забыв баки  (т.е. не дал договорить)
- И в усъ соби не дуе! (забыл и думать и в чу не дуетъ)
- Овва! (Не будет так).
Горяче? студи, дураче, на то бог пид носом витер дав .
Богучарци пьють по – чарци, а на Залимане бувають и пьяни .
Кандратий хватит . (Насильственная смерть человека)

Пословицы.

Сим рикив макъ не родыв, та голодом не голодыв. ( Семь лет мак не родил, а голоду не было).
Скачи враже, якъ панъ каже, на те винъ богатый. (т.е.тделай, как госпо-дин велит).
Казав пан: Кожух дам!. — та й от  слова тепле. (Обещал дать, на тои и кончилось).
Мынулись ти роки, що разпирали боки. (Малороссияне говорили эту пословицу, вспоминая урожайные годы).
Моя хата зъ краю, я ничого не знаю. (Так говорят, если не хотят объевить того, о чем те спрашивают).
Не на те казак бье, що в казака е, а на те, що ще буде. (не на то надеется, что имеет, а то, что будет иметь).