Забытая старина

Романов Евгений
В Селище шатер стоял темника Мамая
Да серебряный колодец и пещера злая,
Кладезь в чане серебром, брыля золотая,
Но найти его нельзя, заговор не зная.

Романов Е.П. Из стихотворения «Богучарская сага». 2011 г.


зучая труды  А.Н. Афанасьева и Г.Г. Ткачева меня особенно заинтересовало как и какие праздники праздновались на боугчарской земли в XIX века и как они празднуются сейчас.
Помимо церковных праздников и праздников общепринятых издавна на Богучарской земле славяне отмечали свои народные праздники. При этом большинство из них были связаны с отдельными временами года, днями и числами месяца, оживающей природой, часть праздников приурачивалась к крестьянским работам. Есть праздники которые мы празднуем и по сей день.
К примеру зимние обряды, характерные для восточных славян: колядование, магические действия с хлебом и зерном, гадания, ряжение. На святки обход дворов совершался в разных местах по разному, утром в день Рождества или вечером под Новый год. Поздравительный обход дворов сопровождался пением специальных песен - колядок. Колядующих обязательно надо одаривать. Обычно на Богучарщине это конфеты и мелкие деньги детям, взрослым наливали спиртное: вино, водка или самогон. Если колядующих не пускали, то иногда снимали ворота, стучали по окнам. Как правило взрослые и дети ходили отдельно. 
Как вспоминала Лангина С.Е . На Рождество дети собирались небольшими группами и ходили колядовать. Они для смеху одевали родительские шубы, большие шапки. Мальчишки помазывались сапухой, девочки красились. Заходили они в каждый двор с пожеланиями счастья, богатства, хорошего урожая летом». 
В III выпуске Афанасьевского сборника выпущенного Воронежским государственным университетом в 2005 году упоминаутся такие обычаи богучарцев . «На Рождество дети собирались небольшими группами и ходили колядовать. Они для смеху одевали родительские шубы, большие шапки. Мальчишки помазывались сапухой, девочки красились. Заходили они в каждый двор с пожеланиями счастья, богатства, хорошего урожая летом. На Рождество также славили Христа и пели христославия. На Рождество был такой обычай: собирались близкие родственники, на базу разводили костёр. Из клуни выводили корову, причём только корову- кормилицу, корова отогревалась у костра, а бабушка читала какие-то заклинания или молитвы. Назывался этот обычай «корову греть ».
Моя бабушка которая родилась в с. Монастырщина рассказывала, что дед Гончарова Тимофей Игнатьевич надевал вещи не своего рода, переодевался в женщину, натирал секлой щеки и весело пел и танцевал.
По рассказам Суриковой А.Е.   из с. Белая Горка и Плаховой Н.С . из Монастарщины молодеж ходила колядовать и утром и вечером, спрашивали разрешения: «Хозяин с хозяюшкой, можно аусень прокричать? Хозяин будет дарить, а мы будем благодарить». На Святки в с. Сухой Доней колядовали: «Колядын - колядынь, я у бабки один. Шей деда кожушок, Давай бабка пирожок». За колядки и щедровки раньше давали пирожок, конфеты, наливали самогону или водки, сейчас в основном дают деньги. Если отказывали, исполнялись корильные песни: «Штоб у тебе гроб да магила, да падохла кабыла!» .
Крещение - один из главных христианских праздников. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Праздник начинается вечером 18 января когда все православные отмечают Крещенский Сочельник.  Крещенский сочельник - это строгий пост, приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне. Традиционным и непременным обрядом в праздник было освящение воды, причем не имело значение то, была ли это вода из церкви или же из естественного водоёма. Завершение Святок завершались до 20 - х годов XX века крестным ходом со священником к "Ердани" - проруби. Впоследствии до конца XX века в просто купанием в проруби, а уже с начала XXI века в отдельных метах к примеру в с. Старо -Толучеево - снова со священником. В последнем случае у рек Дон и  Богучарка собирался народ, пробивали небольшую прорубь во льду, после этого батюшка освящал воду в реке, опуская в прорубь крест. Считалось полезным сразу же окунуться в ледяную прорубь или хотя бы облиться ею - так снималась скверна и порча, и обливание было непременным для тех, кто принимал участие в ряжениях и колядованиях.
По приметам в полночь, небо становилось чистым даже в пасмурную погоду и появлялись звезды. С праздником Крещения связано множество народных примет о погоде, урожае в будущем году. Если на Крещение выпало полнолуние, то снега будут таять с обильными водами, реки широко разольются. Если же новолуние - погода Крещения продержится до конца месяца. Если были морозы - будет морозно, если тепло - оттепель до марта будет, а если снег идет, то метели еще продолжатся. Если на Крещение снег привалит к забору - жди плохого лета и урожая. А вот если между новым снегом и забором есть промежуток, урожай будет хорошим. Под Крещение звезды яркие - овцы хорошо ягниться будут.
Кроме того, это предвещает обилие ягод, гороха. Снег хлопьями - к урожаю, а если ясно - к недороду. Если на Крещение тепло, то хлеб будет темный. Это значит, что в будет хороший урожай на рожь, а вот пшеница уродит плохо. Если на Крещение метель, то снег лежать будет до самой Пасхи. Если собаки лают в крещенскую ночь, то лесу будет много всякого зверья и дичи. Некоторые смельчаки, не боящиеся мороза, запросто прыгали в освященную в проруби воду, остальной народ зачерпывал святую воду и окроплял ею жилье и хозяйство, а также запасы продуктов, а весной даже земли - для повышения урожайности. Верили даже, что роды у женщины пройдут легко, если она напьется святой воды.
Крещение на Руси тщательно охранялся от всякой нечистой силы - прорубь обстреливалась из ружей во время совершения обряда.
Наиболее распространенным праздником в Богучарском районе была масленица, которая сечас стала своего рода прощанием с зимой. В III выпуске материалах Афанасьевского сборника , есть несколько нтересных воспоминаний богучарцев. Так Лангина С.Е. из села Монастарщина вспоминала На Масленицу пекли блины, ходили друг к другу в гости, устраивались пляски и игры. На высокий столб подвешивались разные вещи, самые ловкие добирались до верхушки и снимали их. В последний день недели устраивали проводы Масленицы и пели прощальные песни. Эта традиция сохранилась и до наших дней. Сейчас пекут блины устраивают всевозможные соревнования по гревому спорту армреслингу, перетягиванию каната.
 Уроженка села Сухой Донец Плахова Н.С . вспоминала: «Величали молодоженов, они шли к тестю и тёще, несли с собой орехи или булочки, которыми одаривали детей, встречавшихся по пути. Во время молодёжных гуляний парням, которые долго не женятся, и девушкам, которых не берут замуж, привязывали колодки. Катались с горы, по улице на санях. В селе ставили чучело из соломы. Чучело стояло всю неделю, а потом сжигалось. Иногда на Масленицу вместо чучела наряжали человека, ставили на сани и катали. Устраивались кулачные бои».
Вот как описывались кулачные бои в газете Воронежские Губернские Ведомости № 34 за 1851 год. «В праздничные дни мальчики и взрослые собирались в такие места, где могли бы присутствовать многие зрители. Свистки служили знаком, чтобы бойцы готовились к бою, становясь в кучки. Как скоро противники станут друг против друга, то немедленно начинается кулачный бой. И в короткое время бойцы до того остервеняются, что поражают своих противников руками и ногами в лицо, живот, грудь и другие чувствительные места (называемые нашими предками причинными местами). Нередко бывает, что многие бойцы лишаются жизни на месте боя, а победители приобретают от всех похвалу и одобрение».
Интересный случай рассказал мне Пушкарев В.В. уроженец хутора Остров Богучарского уезда. Произошло это еще до революции. На местной ярмарке, на Базарной площади состоялись кулачные бои. Среди всех выделялся один здоровенный мужик. После третей победы подряд с ним уже никто не желал биться. Но тут вышла женщина, примерно таких же размеров. Перед боем она попросила его не бить в грудь. Мужык согласился. Но первым же ударом рассек женщине грудь. В ответ она с такой силой ударила его по животу, что как говорил Пушкарев «кишки повылазили».
В Богучарском уезде, более 150 лет назад, праздники разделялись на просто праздники и грозные праздники:
К первым относились - 30-го июня «Полу-Петро», 1-го августа «Маков-ский», 1-го сентября - «Семин день». В этот день с раннего утра женщины и девушки мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен да стелили его по лугам, чтобы отлежался. Вечером же садились за прясла. Обычай заключался в том. что девушки во время прядения смотрели, как ложатся нити: если прямо, то муж будет хороший, если неровно, то будет супруг плохой. Этот день считался началом бабьего лето  и как правило устраивали гуляния с хороводами и песнями. Женихи выходили выбирать невест. А в домах пекли пироги, варили меды, накрывали столы, да звали в гости всех красных девушек с уезда и ближайших сел. Как правило в Семин день начинались свадебные недели. В старину дворяне выезжали на Семен день поохотиться за зайцами. Было народное поверие, что от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болят, первая затравка наводит зимой большие добычи. Начинались у крестьян и запашки. Особенно праздновали  опахивание полей. Для этого в складчину варилась брага, пекли пироги, убивался баран.
Ко вторым: 23-го апреля «Егорий», «Борис и Глеб» (первые русские святые), 27-го - «Палий», «Пантелеймон» и «Михайлово чудо» (по Ткачеву). В каждой местности количество праздников зависело еще и от рода деятельности крестьян. Так, на «Маковин» (у малороссов) или «Макаваев» (у великороссов)  1 августа крестьяне собирали мак, а на «Семин день» (у малороссов) и «Семенов праздник» (у великороссов) 1 сентября считалось большим грехом засевать семена. 23 апреля в уезде праздновали «Егория - скотопаса» - в поле выгоняли скотину, в этот же день праздновали «Бориса и Глеба», хотя в России этот праздник праздновался еще 2 мая и был посвящен памяти князей Бориса и Глеба. У А.Н. Афанасьева  с праздником «Бориса и Глеба» связано много поверий: «… крестьяне называют барыш - день - вследствие созвучия Борис со словами барыш: торговцы стараются тогда продать что - нибудь с выгодой, дабы во весь год торговать с прибылью». крестьяне в этом день не выезжали в поля и луга, иначе там может случиться пожар. Обычно в этот день были  грозы, пора которых начиналась в августе и которые сопровождались молниями, способными поджигать стога сена.
При этом в отдельных селах праздновались два дня - еще и на 24 июля, а отсюда и поговорка: на 2 мая - «Борис и Глеб засевают хлеб», на 24 июня -  «Борис и Глеб - поспел хлеб». Как видно, слово Борис созвучно с барыш. Глеб - хлеб. Еще этого день Бориса и Глеба называли еще Паликопной — от слов «палить копны». «На Глеба и Бориса за хлеб не берися», — говорили наши предки, подразумевая, что следует отложить жатву, хотя именно «на Борис и Глеб поспевает хлеб».
Интересна история праздника «Полу - Петро» по Г.Г. Ткачеву: «.. проезжал мимо цыганского табора святой апостол Петр на небо, с жалобой к Богу. Около шатра лошадь апостола расковалась, а подкована она была золотыми подковами. Апостол отдал на сохранение цыганам золотую подкову и за это обещал спросить у Бога об их назначении и имени. Ехал апостол к Богу жаловаться на несправедливость распределения праздников… Бог уважил просьбу святого Петра; но так как это было честолюбие, то Бог дал ему не полный праздник, а половину праздника, который празднуется 30 июня и называется Полу - Петром.
В отношении же цыган Бог сказал, что название им - цыгане, ремесло их - кузнечество, конокрадство и обман. А что это такое, то вот тебе доказательство - они и тебя обманут непременно. И действительно, когда Апостол Петр возвращался назад, то цыгане убедили его, что золотую подкову он им не оставлял». Большинство праздников были связаны с переменами в природе. Прежде всего, в Богучаре праздновали день Воздвижения Святого креста, когда, по Ткачеву, «… все гады на земле собираются (сдвигаются в одно место).
2 февраля, по народному поверью, зима с летом встречаются, и сейчас этот праздник называют «Стретеньем». Сретение было как бы  встречею зимы с весною. В быту по состоянию погоды в праздник Сретения жители уезда судили какое будет лето и  урожай. Приметы; Какова погода на Сретение, такова будет и весна; Ежели на Сретенье установится оттепель — весна ранняя теплая, коли холода завернут — весна холодная; выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне; Если на Сретенье снег через дорогу несет — весна поздняя и холодная; Коли метель дорогу переметает — весна поздняя да холодная; ежели тепло — ранняя и теплая; На Сретение капель — урожай пшеницы.
На Сретенье кормят птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись, и яйца были крупнее и вкуснее. В этот день  выгоняли скотину из хлева в загон — для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белили плодовые деревья. На Сретенье пекут блины, большие и круглые напоминающие Солнце. Призывали этим  его возвращение. Скучать в Сретение было нельзя — бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью.
1 марта «… все животные, подверженные спячке просыпаются», у Афанасьева в этот день в Воронежской губернии отмечалась и «Евдокия - плющиха» (плющать - капать, плющиха - сосулька под крышами). (На фото "Март" работа художника Правдина Павла Николаевича род. г. Богучар 29.01.1956). По утрам еще продолжаются морозы (утренники), которых со дня сорока мучеников (9 марта) бывает сорок, думаю, что в этот день возвращаются сорок разных пташек, а сорока начинает строить гнездо и кладет в него сорок палочек». Девушки и дети в этот день начинали «кликать» весну, для чего влезали на крыши или собирались на пригорках и выкрикивали веснянки - весенние прибаутки и шутки. Существовали приметы: Смотри лето на Евдокию: коли снег с дождем и теплый ветер - к мокрому лету, а мороз и северный ветер - к прохладному лету; Если грачи прилетели до этого дня - быть лету мокрому, а снег рано сойдет; В этот день нужно талую воду собирать. Силу она имеет большую. Детишек ею нужно умывать, больных утирать. А еще ею кропят стены от всего недоброго и дают курам, чтобы хорошо неслись; На Евдокию погоже - все лето пригоже; Молодые жены обязательно должны приветить 14 марта, чтобы не стать вдовами.
Но вернемся к Крещению. После него как правило наступает время свадеб - Мясоед (несколько недель до Масленицы). Как правило на середину и конец марта у приходится последний день Масленицы - Прощеное воскресенье. Был и сейчас есть на Богучарщине обычай, когда в последний день Масленицы просят прощения друг у друга. Верующие сейчас ходят просить отпущения грехов у своих священников. С той же целью в Прощеное воскресенье ходят на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных. До революции на Богучарщине в этот день была ярмарка где устраивались кулачные бои. Один из очевидцев  Пушкарев В.и. с х. Остров рассказывал, что в как правило в боях участвовали мужчины, но был случай когда  участвовала женщина. Перед боем она попросила соперника, что бы тот не был по груди, но он не сдержал слово и ударом рассек ей грудь. В ответ она ударила его по животу, да так, что вылезли  кишки.
Обычно уже с середины XX века праздник Масленицы устраивали на базарной площади, где торговали блинами, лазили на столб за подарками, сжигали чучело из соломы. Устраивали соревнования по подъему 36 килограммовой гири и даже армрестлингу.
Бытует в народе пословица «Не все коту Масленица» произошла вероятно оттого, что после Масленицы наступает пост, а с ним вместе строго воздержная жизнь. Но это в основном верующие. С первого дня поста многие не пьют даже воды, пока не отслушают заутрени. Первые три дня ничего не варят: едят одно сухое, соленые огурцы, грибы, квашеную капусту, хрен да редьку и пр. С четверга варят из овощей кушанье без постного масла. Довольно часто начало великого поста совпадает с последним днем Масленицы. В народе этот день называют Сороки, богучарцы еще Сорок Сороков. Считалось, что если на Сороки будет тепло, то оно простоит еще сорок дней, а холодно - жди сорок холодных утренних заморозков. В с. Дьяченково и с. Сухой Донец пекли обрядовое печение - жаворонки в виде птичек из пресного и кислого теста. Их обмазывают мёдом, золотят им головы и крылья. Существовал обычай в жаворонков запекали монету и гадали кому достанется, тот и будет счастлив. Печеных птичек называли (жаворонки, жаворята, кулики, сорки, сороки, тужики, чувилки), что напрямую связано с древним обычаем закликать весну: Жаваронач-ка, палятавачка, Припяти ка мне на кнутику, на хомутику, на сахе, на баране, на кабыли варане!". В с. Сухой Донец выпекали толстые блины или четырёхугольные коржи из пресного теста, изготовляемые в последний день Масленицы, называются тужики на языке дончан:"Тужыки пякутъ - гарюютъ па Маслиницы". Тёплый ветер в этот день - к дождливому лету.  Если сороки и галки прилетели на Сорока - к теплу. Чайка прилетела - скоро лёд пойдёт. "Жаворонок - к теплу. Зяблик - к стуже". Считается, что в этот день прилетает сорок различных птиц.
 Почитаемым в период между Масленицей и Пасхой был праздник Благовещение. Как вспоминала Плахова Н.С. (1916 г.р.) из с. Сухой Донец «Обычно пекли просвирки и клали туда копеечку, кому достанется копеечка, тот начинал сеять». 
За неделю до праздника все мужчины в семье едут в поле работать. Женщины остаются дома с детьми. Все постились. В субботу ходили в церковь, пекли куличи, делали пасхи, красили яйца. С зари святили пасхи, разговлялись. Весь день звонят в колокола. Одевали праздничную одежду, веселились, играли в карты «на яйца». Праздник длился три дня. 
На 50-й день после Пасхи празднуется день Святой Троицы. На Троицу был такой обычай: ходили к колодцу, в который раньше бросали серебро, и вода считалась целебной. Если заболевал человек или скотина, брызгали этой водой для исцеления . Такой колодец был между селами Красногоровка и Абросимово, так и назывался серебряный колодец.
В селе Белая горка на троицу у порога ставили зелёные венки, травой заря (любиста) или мятой посыпали пол в хате. Кумились, вили венки, оде-вали их друг другу, бросали венки в реку .  У порога становили ветки, в хате - ветачки, там заря какая, или што там. Травой пасыпали, заря - эта трава такая . «На лугу сабиралися, венки пляли, напявали и к Дону хадили, там эти венки спускали па ваде». В селе Лебединка жарили яичницу, ходили на луг, пели песни . По воспоминаниям Плахова Н.С (1916 г.р.) жительницы села Сухой Донец устраивали гулянье у реки, играла музыка, ставили карусель. Хаты украшали ветками. На Троицу кумились: выходили в степь, плели венки, одевали друг другу на голову. Украшали дома ветками, плели венки и одевали их друг другу на голову, кумились, жарили яичницу, жгли костры, катались на каруселях.
24 июня обчыно праздновали — народный праздник восточных славян, Иван Купала (Иванов день, Купальская ночь) посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. По воспоминаниям Плаховой Н.С. из с. Сухой Донец в этот день: « На улице обливали всех прохожих водой из корыт. Купались в реке, жгли костры и прыгали через них». В селе Монастырщина пели такую песню:
«За речкою, за быстрою слободка живёть,
И маленькая слободушка в четыре двора.
Как в этих дворах четыре кумы.
Вы кумушки, голубушки,
Кумитеся и любитеся, и любите мене,
Вы пойдете в зеленый сад венки завивать,
И завейте венок и мене,
Вы пойдете на Дон на реку венки спускать,
И спустите венок мой» .
Интересный обряд описывается у этнографа Галины Сысоевой (Ткачевой): «На Ивана Купала у какого-либо двора (по договоренности) собирались девочки в венках из полевых цветов, чтобы приготовить главный обрядовый атрибут: вишневое дерево с  плодами (вишня всегда поспевает к 7 июля), которое украшали дополнительно конфетами, ленточками. Л.В. Сушкина из с. Терешково, вспоминая о своем детстве, рассказывает следующее. В саду выкашивали место, ставили туда вишню, наряжали её. Мать выносила девочкам вареники с вишнями, компот из вишен, мед. Мальчики не участвовали. Собирались старшие девочки – отдельно, младшие – отдельно… Затем шли вместе с деревцем к реке, топили его, бросали в воду венки, купались» .
27 июля (9 августа) богучарцы праздновали «палий» или Пантелеймон - целитель. В это день бабки - травницы ходили к заповедным лощинам, полянам и рвали траву, думая с любовью о близких, загадывая им здоровье. На Пантелеимона боялись грозы, говорили: «Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб», «Палий спалит двор того, кто возит в этот день копны на гумно» или «На Пантелеймона грех возить хлеб и сено - Пантелеймон сожжет». В «Михайлово чудо» у грешников обязательно приключалась какая - либо неприятность - то крыша прохудиться, то бочка потечет. У воронежцев есть много дней, в которые нужно делать какую - либо работу во дворе и поле, в доме и за обедом, с этими днями они связывают много различных суеверий и примет. Афанасьев и Ткачев составили данный список таких работ, поверий и примет, которые подметили у богучарцев на каждый день.
Назову лишь отдельные дни мая: 1 мая - день Еремея - запрягальника (яремника), крестьяне начинали пахать, и на лошадей и быков одевали ярмо, 2 мая считался соловьиным днем, в это день начинали свои распевки соловьи, 3 мая - ели зеленые щи, 5 - на Ирину - рассадницу рассаживали капусту, 6 мая - на Иова - горошника высевали горох, 9 мая был Никола вешний и травный, 11 мая на Мокрия если пойдет дождь, то лето будет мокрым, 13 - на Лукерью - комарницу появились комары, если на 14 мая на Сидору будет сиверко, то летом будет холодно, а если на 15 мая, на Пахомия будет тепло, то и лето будет с теплом, 21 мая  - на Константина и Елену (Алена - длинные льны, леносеика) сеяли лен, 23 мая - на Леонтия - огуречника вели посадку огурцов, 29 мая - на Феодосию - колосяницу уже начинала колоситься рожь, 31 мая работы в поле заканчивались и наступал праздник Еремея - распрягальника.
Как видно, из трудов этнографов, все эти праздники родились не от духовной стороны человека, а безусловно подчинялись материальным условиям и потребностям, лежащим, по утверждению Афанасьева: «… столько же в природе окружающих его предметов и явлений, сколько и в звуках родного языка».