Элина Никитична

Елена Ярина
             ЭЛИНА НИКИТИЧНА

     Моя встреча с ней произошла  в самом  начале 90-х в одной из городских школ краевой столицы. В школе среди коллег она ничем особо не выделялась, разве что была постарше, нас - молодых специалистов, хотя годы ее и приближались к пенсионному возрасту, но выглядела она молодо. "Дай бог каждой из нас так выглядеть!" Носила  она серый сарафан, и  почему-то запомнился, ее зеленоватый  облегающий с высоким воротом под горло,  свитер. Короткая стрижка пепельных волос, несколько усталый взгляд. По поводу своих  волос она шутила, говорила, что голову  с некоторых пор пеплом посыпает.  Вечно раскрытые плюсовые очки в руках. Когда она разговаривала со мной либо с учениками, то постоянно держала их за одну дужку как бы пытаясь сосредоточиться, но это была только видимость.
   
  На самом деле она всегда была очень собранным, пунктуальным, живым  человеком.Любимой поговоркой Элины, если кто-то  опаздывал на урок, была поговорка "Аккуратность и точность - это не только вежливость королей, но королев тоже".  А еще она любила волейбол и лыжи. Физик от бога. Ее обожали ученики, родители, и молодые коллеги. Да, да не удивляйтесь.
 
  Мы частенько заходили к ней в лаборантскую. К тому времени она  уже более тридцати лет работала в школе. Была сдержанна и притягательна одновременно. Могла увлечь  любого мальчишку, да что там мальчишку, любого человека физикой.
 
Часами она могла рассказывать про Закон сохранения энергии и переменный ток, закон Ома, электромагнитные волны.
 
  А уж как мальчишки ее обожали! А еще она была классным руководителем 8 «г», того самого класса, в котором я – молодая, вчерашняя студентка,  вела литературу, как, впрочем, и во всей параллели. Я была даже рада  нашему  знакомству и общению с Элиной.
 
 А ее подопечные на перемене мне  рассказывали про неё.
-Понимаете, у нее даже имя  необыкновенное. Э-ли-на, и вообще, что она из космоса. Вот такая вот.
Ребята из 8 " г" гордились, что такой у них классный руководитель.Все умеет и обо всем знает, и даже видит насквозь – не  соврешь. Ничего себе характеристика. Прямо как экстрасенс Кашпировский.
 
  Когда у нее было «окно», которое непременно совпадало с моей литературой, она приходила на мои уроки. И всякий раз спрашивала, как бы извиняясь: - Можно мне к вам на урок. Я за  своими присмотрю, дневнички попроверяю! И тихонечко   присаживалась за последний стол. В школе предусмотрено посещение уроков у коллег. И меня это не смущало, а наоборот. В такие моменты у меня открывалось второе дыхание и меня «несло». Появлялся и артистизм, и энергия удваивалась.
 
  Курс литературы  19 века был мной особо любим. В те годы ребята  в школе были читающими. И мне хотелось им дать больше, «зажечь», привить уважение, любовь к литературе, предмету.
 
  Как-то после уроков, когда в очередной раз я проверяла письменные работы «вэшников»,  у меня закончилась,  «иссякла» красная паста,  и я помчалась в лаборантскую к Элине Никитичне. Как будто знала, что она меня выручит.
 
  Уже шел третий урок второй смены, когда я отправилась домой. Навстречу  мне по коридору  шла Элина. Так что домой, по крайней мере, до перекрестка улиц Суворова и Ворошилова, мы шли вместе. Элина рассказывала о себе, о жизни, о том, что любит стихи.
 - Помните, в 70-е годы в СССР в «почете» были не только физики, но и лирики. Ведь мы – наше поколение выросло на хорошей литературе. Зачитывались стихами и прозой. Я ведь до сих пор выписываю не только журнал «Роман-газету», но и «Юность». Люблю читать, Леночка, стихи Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Николая Рубцова,  Марину Цветаеву. Люблю песни Булата Окуджавы, Юрия Визбора.
 
  И она тихонько запела: - Милая моя, солнышко лесное, где в каких краях встретимся с тобою.
   
  Как-то Элины не было несколько дней в школе. Я переживала. Не случилось ли чего? Оказывается, у нее сильно приболела  мама. Старенькая. Лет ей уже много. Девятый десяток пошел.И ей пришлось взять три дня без содержания.
 
  А вообще-то мы мало знали друг о друге.  Лично меня интересовал вопрос: замужем ли она, есть ли у нее дети?  Но как спросишь об этом?  Я даже не знала о том, что у нее астма. Она никогда об этом не рассказывала, как впрочем, и о себе. Немного позже я узнала, что Элина разошлась с мужем, с которым прожила вместе двадцать лет, а причиной тому был курортный роман мужа. Не смогла простить ему, да и удерживать его не стала. Сказала ему все как отрезала, хотя, наверное, до сих пор любит. А сын вырос, давно уже взрослый. Тоже физик. Ох, уж эти курортные романы. А она красивая женщина. Так я рассуждала про себя.
   
  Как-то задержавшись в школе после совещания и выходя из здания школы на улицу,  мы, не договариваясь с ней, зашли в булочную. Я взяла нарезной батон и  черный чай. И тут увидела на полке зеленый чай в аккуратненькой упаковке, который не видела уже лет двести. И потянулась за ним, и  Элина    тут же  добавила: - «Хороший чай. Полезный. Я, Леночка, а мне поверьте, знаю от астмы два верных средства – зеленый чай и лыжи. Да, да, Лена!  Благодаря лыжам и чаю, я забыла про астму. А вы любите лыжи?»
 - Каталась. Катаюсь, но больше люблю коньки. Я с шести лет на коньках. Начинала с двухполозных, а потом  фигурных, которые сменила на беговые…»
-Леночка! – обратилась она ко мне вновь.
Когда она так говорила, то на душе становилось теплее, словно котенок мягкой пушистой лапкой по щеке погладил.
- А, знаете ли вы,  сказала она после долгих раздумий в автобусе ,  что у нас синонимичные имена.  Элина – Елена в переводе с греческого означает «свет»,  «светлая», «факел», «сияющая», а это означает, что мы с вами чем-то похожи, а по другой версии происхождении имени, имя Элина – это революционное имя, придумано оно было еще во время Октябрьской Революции, и расшифровывается так: «ЭЛектрификация + ИНдустриализация». Вполне возможно, что старому имени, просто дали новое толкование. Я ведь родилась  в самом начале сороковых».
 
  Как-то я зашла после уроков к ней в лаборантскую. Был нужен деревянный метр, чтобы на доске на завтра начертить таблицу  по русскому языку, так как проектор накануне вышел из строя.Смеетесь! В то время  никаких компьютерных технологий еще и близко не было. А был проектор, кадоскоп, кинопроектор ПП-16-П7 "Украина", который использовали для просмотра учебных фильмов, но, чтобы на нем работать нужно было еще пройти курсы киномехаников и получить удостоверение. Другое было время, другие технические средства...
  Она   выставляла оценки  в  журнал. На ее столе в лаборантской  стоял портативный магнитофон и чашечка черного кофе. Из магнитофона доносился  голос Владимира  Высоцкого… У нее были «окна». Ей еще предстояло провести  четвертый и пятый уроки во 2 смене в 7 классе.  Я невольно присела.  Элина Никитична   посмотрела на меня, молча  повернулась и достала из шкафа еще одну чашечку и предложила мне  кофе.
 
  После некоторой паузы  сказала: - А  я ведь была  в Москве в театре  драмы и комедии на Таганке и видела Высоцкого в роли Гамлета. Потрясающе! Правда, правда! Люблю фильмы с его участием. В особенности фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Хорош он в роли капитана милиции Глеба Жеглова.  А, вы любите Высоцкого?».
 - Да, и Высоцкого и авторскую песню люблю! – ответила я.
   
  Помнится,  отмечали в школе  Международный женский день  8  Марта. Получилось что-то вроде «Голубого огонька».  Кто-то из коллег принес гитару. И совершенно неожиданно для меня Элина  взяла ее в руки и  тихонечко запела:

«Любви моей ты боялся зря-
Не так я страшно люблю!
Мне было довольно
Видеть  тебя,
Встречать улыбку твою.
         И если ты уходил к другой
         Или просто был неизвестно где,
         Мне было довольно  того, что  твой
         Плащ висел на гвозде.
Когда же наш мимолетный  гость,
Ты умчался, новой судьбы ища,
Мне было довольно того, что гвоздь
Остался после плаща».
  Все, затаив дыхание, слушали песню  «Девушка из харчевни» Новеллы Матвеевой. И опять она запела, но уже другую песню о погонщике мула. Ну, не женщина, а калейдоскоп!

«Ах, как долго, долго едем!
Как трудна в горах дорога!
Чуть видны вдали хребты туманной сьерры.
Ах, как тихо, тихо в мире!
Лишь порою из-под  мула,
Прошумев сорвется в бездну камень серый.
Ну, скорей, скорей мой мул!
Я вижу, ты совсем заснул.
Ну, поспешим, застанем дома  дор-рогую,
Ты напьешься из ручья
А я мешок сорву с плеча
И потреплю тебя и в мор-рду поцелую…»

   Она продолжала петь, закончив, выдержала паузу и почему-то передала гитару мне, а не хозяйке, словно читала мои мысли, и  взяв гитару в руки и слегка тронув по струнам, я неожиданно  запела:

«Трень – брень  по струночкам,
Трень - брень по тоненьким
Юная девчоночка,
Паренек молоденький.

А на небе звездочки,
А на небе ясные,
Слово к слову – строчечка.
Ах, любовь прекрасная…»
 
  Глаза Элины сияли, девчонки просили исполнить еще что-либо, но я гитару передала   ее владелице. 
   
  Мне интересно было общаться с Элиной. Столько нового я почерпнула. Теперь в свои «окна» я посещала уроки физики. Смотрела методику проведения опроса, подачу нового материала, этапы закрепления нового, решение задач, а самое главное – цели урока и их выполнение, умение делать выводы или подводить итог урока самими учащимися. Вот это были уроки мастерства!!!
 
  А сколько нового она давала ребятам на уроке. А у себя в классе после уроков она открыла  "Школу игры на гитаре". Желающих было море. Конечно, это были старшеклассники. Собирались по вторникам и пятницам с трех до четырех... Я до сих пор помню ее красивый тембр голоса. Ее  уроки! И как на самом деле они были интересны.

 -Электромагнитные волны окружают нас повсюду. Мы непрерывно купаемся в них от рождения до смерти. Они приходят к нам от Солнца и от далеких звезд. Все тела вокруг нас,  их излучают. Мы сами также являемся источниками электромагнитного излучения. С помощью электромагнитных волн мы получаем и передаем информацию. Они  являются носителями радио- и телеканалов Реликтовое электромагнитное излучение рассказывает нам о первых мгновениях жизни Вселенной.
  Свет фонарей на улице освещает нам дорогу. Электромагнитное излучение разной частоты по-разному взаимодействует с веществом. Оно может проявлять не только волновые свойства.
Электромагнитное излучение имеет двойственную природу – это и волна, и поток частиц одновременно… Происхождение его также двояко: оно рождается либо при ускоренном движении электрических зарядов, либо в различных переходах квантовых систем. И в нашей жизни электромагнитное излучение выполняет две основные функции – оно переносит информацию и энергию.
 
  И далее, лукаво поглядывая на класс, она продолжала: -
Электромагнитная волна – это распространяющиеся в пространстве электрические и магнитные поля.  Как известно из электродинамики, переменное электрическое поле вызывает появление в окружающем пространстве магнитного, причем линии индукции магнитного поля охватывают линии напряженности электрического поля. В свою очередь, изменение индукции магнитного поля вызывает появление в окружающем пространстве вихревого электрического поля. Вихревое поле  означает,  что линии напряженности такого поля замкнуты -  колечко цепляется за колечко и выстраивается волна.
 
  Она принималась на доске рисовать так называемую «цепь» электромагнитной волны.
В классе стояла тишина, а я думала о том, насколько велика сила электромагнитного излучения Элины на меня? Сколько информации и энергии исходило от нее.  Она действительно была необыкновенной женщиной.
 
  А  на зимних каникулах мы с коллегами и с ней ездили с «нашими классами» за город кататься на лыжах. Как шел ей спортивный костюм! И на лыжах она держалась уверенно не то, что я. И я дала себе слово, что научусь непременно…
 
  Наши  литературные баталии, разговоры о жизни, живописи становились все более частыми
Теперь я, почти что всегда, заходила к ней в кабинет физики. И на ее рабочем столе помимо классного журнала можно было увидеть  методические  журналы  и «Занимательную  физику», «Занимательную  математику»  всем известного автора  Я. И. Перельмана  «лохматого» года издания.
 
  Только сейчас, по  прошествии стольких лет, я поняла, что если Земля держится на трех китах, то на таких учителях держится школа, образование.
Многие ученики из ее выпускников пошли прямой дорогой на физмат в педагогический, а кто в политехнический институт.

  И еще одно интересное обстоятельство: она никогда не повышала  на кого-либо голоса, никогда не ставила двоек, никогда не порицала, не сетовала, не читала нотаций. Достаточно было одного взгляда и у нерадивого ученика просыпалась не только совесть, но и желание немедленно заниматься.
 
  Закончился учебный год. Элина, как и все учителя, ушла в отпуск, а я по семейным обстоятельствам переехала в другой город и еще долго вспоминала Элину, ее твердую и уверенную поступь, влюбленность в предмет, умение во всем находить позитив, и всегда говорить себе   «смогу», «должна», «буду», «научусь».