ДРЕВОВИДНЫЙ ЛЕДНИК МУШКЕТОВА В КИРГИЗИИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ
ТЯНЬ ШАНЕ
Ледник Мушкетова - долинный древовидный ледник в Центральном Тянь-Шане в Киргизии, расположенный на северном склоне хребта Сарыджаз, в истоках реки Адыртор, левого притока реки Сарыджаз. Длина ледника составляет 20,5 км, ширина - от 1 до 1,8 км.
Площадь - 68,7 км;. Область питания лежит в огромном цирке на высоте 4500 - 5500 м, фирновая линия - на высоте 4100 м.
Язык ледника заканчивается на высоте 3440 м. Нижняя часть ледника на протяжении 5 км покрыта мореной.
В 1957 году произошла резкая подвижка ледника: его язык продвинулся вниз по долине на расстояние 4,5 км.
В настоящее время ледник отступает. Ледник был назван в честь выдающегося русского исследователя Ивана Васильевича Мушкетова.
Сайт – ВОДОПАДЫ И ЛЕДНИКИ
Н. А. МАКАРОВЕЦ
ГЛАВА 3 ЗРЕЛОСТЬ
ЧАСТЬ 6 – 18 ПЕРЕВАЛ «ИТАГАР»
Подъехали к метеостанции, расположенной в горах. На метеостанции работают русские девчата, паренёк, похожий на Перепелицу и начальник станции Виктор Сокол с женой Нелей - тоже русские.
31 июля.
Ночевали на метеостанции. Нам открыли контору, постелили на пол матрацы.
"Итагар" - так называется этот перевал, на котором стоит эта метеостанция - 3200 м. над уровнем моря.
В переводе на русский язык - дохлая собака. Интересно то, что, действительно, собаки здесь часто погибают.
Следующий перевал - Ала-Бель - 3800 м. - самый высокий перевал, на котором проложена шоссейная дорога.
Мы вчера напекли оладьи. Начальник метеостанции - Виктор с Нели принесли чай, малинового варенья, мёда.
Мы легли спать, а наши мужчины ещё долго сидели на веранде.
Условия жизни здесь - жёсткие. Виктор, как начальник, получает 140 рублей. Кроме того, раз в месяц им закидывают продукты - из расчета на каждого работающего - на 30 рублей.
А простые метеоработники получают по 80 рублей. Их, кроме Нели - трое: две девушки и Петя.
Состав работающих на станции сменяется каждый год, в ноябре, а Нели с Виктором работают здесь уже 4-ый год безвыездно (кроме отпуска).
У них две дочки: 4 года и 2 года - Марина и Аллочка. Дети закалённые. Всё время бегают голенькими - и по весеннему снегу и в воде (постоянно очень холодных!) горных речек.
И фамилия у этой семьи гордая – СОКОЛ. А девчонки получается – соколята…
Жизнь суровая, льгот никаких, т.к. они подчиняются метеослужбам, а эксплуатируют их дважды. Метеослужба отдаёт их в наём - службе автодорог.
Таким образом, они выполняют двойную работу: оберегают дороги от лавин и камнепадов и передают метеосводки.
Но, подчиняясь дорожному управлению, они теряют часть льгот, которые имеют работники других метеослужб.
Они не приписаны ни к какому городу. Их прописка - перевал. Им в кредит не продают нигде ничего. Они не могут встать в очередь в кооператив и т.д.
Тем не менее, эта семья - патриоты во всех смыслах этого слова. Они влюблены в работу, в горы, в горные вершины и быстрые реки и, как ни странно, даже в бешеные камнепады и лавины, с которыми им приходится бороться.
Нас очень тронуло их гостеприимство. Я думаю, что они, наверное, так относятся ко всем проезжающим. Это так приятно - встретить на дороге теплоту и заботу. Надеемся, что как они относятся к людям, так и люди платят им тем же.
В качестве маленького отступления, коротко вспомню, как несколько лет позже мы повторили маршрут: Москва - паромом через Каспий и т.д. Только на этот раз мы не доехали до Бийска, а через Палатинск и Целиноград вернулись домой на своей "Волге".
Проезжая опять через тот же перевал, мы остановились переночевать на той же метеостанции. Спросили у работников - где Виктор Сокол?
Сказали, что он осматривает дальний участок по поводу возможного схождения лавины.
Когда они узнали, что мы его знакомые из Москвы, заулыбались, засуетились. Виктора с Олежкой уложили в доме, несмотря на то, что там в этот раз ночевало много народа.
На улице в эту ночь "ночевало", действительно, много машин. А я со Стэллой устроились на ночлег в машине. Нам принесли по чашке свежесобранного мёда и горячий чай. Традиционное на этой метеостанции угощение.
Рассказали, что Сокол по-прежнему руководит метеостанцией. Жена - Нели от него ушла. Затосковала по городской жизни, да и девочкам нужно было поступать в школу...
Мы уезжали на рассвете. Друзья Сокола горевали, что мы уезжаем, не дождавшись его.
Но нам надо было, как всегда, ехать и ехать вперёд, тем более, что за рулём был единственный наш водитель - Виктор Анатольевич...
Единственный водитель у нас был в 1979-м году, так как наш экипаж состоял из: Меня, и детей, которые машину , тем более в горах – не водили…
А в 1971 году Виктор с Колей вели машину по очереди. Кстати, Николай Макаровец быстро овладевал искусством вождения машины, и по горным тропам – тоже…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ