Романтика зловещих мест. Замок в Трансильвании-8

Раиса Крапп
Романтика зловещих мест или замок в Трансильвании-7 http://www.proza.ru/2016/09/16/1051

Не знаю, прошло ли минут десять-пятнадцать, как ушел дворецкий, а я уже держала в руках толстенький сборник с золотым тиснением на черном переплете. Книга называлась "Гамельнский крысолов". В оглавлении значились несколько повестей и рассказов. Я остановилась на крысолове. Стало интересно, что нового мог рассказать князь Урсул Раду об этой, всем известной истории. Устроилась на диване и открыла книгу. После нескольких страниц я могла сказать только одно: мне понравилось, как пишет Урсул Раду. У него был легкий, текучий слог - читалось, как пелось. Он строил фразы по-разговорному, и потому они как-то очень хорошо ложились "на язык", если можно так сказать. Читаешь безо всякого усилия, слова будто сами собой складываются и ведут, рассказывают... Но кроме языка, стиля я пока никаких особых достоинств не увидела. И главное, не могла взять в толк, для чего понадобилось князю пересказывать известную легенду?

        И до него уж рассказали историю, якобы произошедшую в тринадцатом веке в тихом городке Гамельн, что на севере Германии в округе Ганновер. Вокруг него раскинулись горы и дремучие леса, неторопливо струил воды Везер, и жители Гамельна были вполне благополучны. Но явилась нежданная напасть - крысы. Хочешь-не хочешь, а крысы испокон веку живут с людьми по соседству. И испокон веку кошки - верные союзники человека в его непрекращающейся войне с прожорливыми грызунами. Но на сей раз кошки оказались бессильны. Что-то случилось, ненасытные зверьки вдруг начали бешено размножаться. Полчища черных крыс затопили город, опустошая дома, сараи и склады, сжирая все, что было не из железа, истребляли кошек, даже на людей нападали… Город был ввергнут в ужас и панику.

        И тут в один из солнечных летних дней из-за Везера явился странный пришелец. Молодой человек лет тридцати. Одет он был в странное пестрое платье, но так, что видевшие его, любовались им. Прошло очень мало времени, как вошел он в городские ворота, а уж весь город только о нем и говорил. Незнакомец назвался крысоловом и заявил, что берется избавить город от страшной напасти. Горожане взмолились к нему и горячо обещали заплатить все, что он скажет, да еще и сверх того.

        Однако они глазам своим не могли поверить, когда Крысолов принялся за дело. Он вынул серебряную флейту и заиграл на ней причудливую мелодию. И тотчас на звук ее повалили крысы. Острые, усатые мордочки высовывались из всех дыр и щелей, куда ни глянь. Земля скрылась под черными телами. Дудочник шел по улице, а за ним текла черная, сплошная, шевелящаяся масса. Крысы шли за ним, как зачарованные. Он подошел к Везеру, где ждала его лодка, взошел на нее, и лодочник оттолкнулся веслами от берега. Крысы же ни секунды не промедлили. Черная, атласно отблескивающая на солнце масса потекла с берега в Везер, за крысоловом. Так и утонули все до одной. Город был очищен от напасти.

        "Хм… - подумала я, - должна же быть какая-то заковыка! Где, наконец, особенное, "авторское" в этой истории? Не пересказал же он старую историю от слова до слова?" Я перевернула следующую страницу - дальше речь пойдет, конечно, о неблагодарности гамельнцев.

        В их оправдание Урсул Раду ничего не нашел: счастливые жители Гамельна на радостях устроили праздник, веселились, пели и танцевали. И я снова почувствовала досаду, читая о том, как забыли они, кому обязаны спасением, и забыли про свое обещание. Гамельнцы не только не заплатили сверх того, что просил Крысолов за работу, они не отдали даже положенного. Он не стал браниться и спорить. "Вы горько пожалеете", - сказал Крысолов и ушел.

        На рассвете, чуть солнце поднялось из-за гор, жители услыхали пение флейты. Теперь она играла другую мелодию. Крысолов ходил по улицам, наигрывал на серебряной флейте, и плыла над городом странная мелодия. Ничего в ней не было кроме причудливых звуков, но - святой Иисусе! - из домов выходили малыши прямо в ночных рубашках и шли за чужаком с тем же очарованным видом, как накануне крысы уходили под воду с головой, захлебывались, но продолжали стремиться к источнику мелодии. Сто тридцать малышей вереницей шли за играющим Крысоловом рассветным утром, сто тридцать зачарованных душ, покорно идущих на зов колдовской флейты, и удержать их было невозможно. Он повел детей к горе Коппенберг на окраине городка, и когда приблизилась к ней странная процессия, в горе оказалась то ли пещера, то ли расселина, укрытая дикими зарослями, и дети пошли в нее вслед за Крысоловом. Вот исчез из виду последний ребенок.... Ни одного из них в городе больше не видали. Тщетно искали в горе пещеру, тщетно матери бродили от города к городу… Дети исчезли навсегда, словно их никогда и не было…

        …Я проснулась, с удивлением обнаружив, что уснула незаметно и книга выпала у меня из рук, лежит на полу. Ничего себе! Как же это я? Раз! - и уснула! Я подняла книгу, пытаясь вспомнить, о чем прочитала перед тем, как заснуть… и поняла, что знаю, чем закончилась история Крысолова и детей, рассказанная Урсулом Раду. Но разве я дочитала?.. Или мне приснилось окончание? Я раскрыла книгу. Нет, не приснилось. Видно, я успела прочитать, что в Гамельне осталось немало знаков в память о произошедшем, и знаки эти сохранились по сей день.

        Вот одно свидетельство: позолоченная надпись сделанная на городской ратуше вскоре после странных и горестных событий Она гласит: "В год 1284, в день святых Петра и Павла 26 июня Пестрый Дудочник завлек 130 детей на гору Коппен в окрестностях Гамельна, где они исчезли все до одного в глубине земли". Другое свидетельство - описание исхода детей в хронике города Гамельна. Горожане помнят даже, по какой улице дети ушли из города - улицей Безмолвия зовут ее с тех пор. На ней запрещено петь и играть на музыкальных инструментах. Фигура же самого Крысолова изображена на церковном витраже рядом с гербом города. Если не считать запись в хрониках Гамельна, первым историю о гамельнском Крысолове изложил Йобус Финцелиус в книге "Чудесные знамения. Правдивые описания событий необыкновенных и чудесных", где поведал потомкам: "Нужно сообщить совершенно необыкновенное происшествие, свершившееся в городке Гамельне, в епархии Минденер, в лето господне 1284, в день святых Петра и Павла".
        Я помотала головой: убей, не помню, чтоб глаза мои пробегали по этим строчкам, но как-то же я знаю, что история не заканчивается уходом детей из Гамельна, продолжение ее обнаружено здесь, в Трансильвании. Священник Фридрих Мюллер, служивший в Черной Церкви, поведал о том, как объявились у них дети из Гамельна. Они просто вышли однажды на свет в самом сердце Трансильвании из пещеры Мерешти, что в ущелье Варгис. Они жмурились, выбираясь из-под земли, уставшие, чумазые, опускались на землю меж мшистых валунов. Явившихся непонятно откуда детей расселили по семи городам, места те так и звались - Семиградье.

        Горы в тех местах и впрямь пронизаны многоярусными причудливыми пещерами, коих насчитывают более ста двадцати, а сколько на самом деле, не знает никто. Как и того, куда ведут бесконечные подземные ходы. Можно допустить, что увел детей обиженный крысолов подземельями и пещерами в иные края. Но вот что еще. Есть обычай в румынских деревнях - каждый февраль там устраивают символическое шествие, изображающее прибытие гамельнских детей восемьсот лет тому назад. Одетые в робы и подпоясанные веревками, деревенские ребятишки направляются к церкви, возглавляемые дудочником. Февраль?.. Почему февраль, если дети Гамельна ушли из города посреди лета? Где были они более полугода? Как жили?

        Предание, зафиксированное, как достоверный факт, до сих пор не дает покоя историкам…

Хм… Я так и не вспомнила, что дочитала историю до конца, прежде чем уснуть. Может быть, она и правда снилась мне, но все равно же, сначала я должна была ее прочитать! Так значит, прочитала? Мистика какая-то…
      
        Я уже не пыталась оценить рассказ Урсула Раду. Он мне понравился, безусловно. Окончание было неожиданное, цепляло, будило мысль и фантазию. Это имел в виду Ино, когда говорил, что князь Раду возьмет меня в плен и уже не отпустит? Он прав. К тому же, со мной самой произошло удивительное…

Романтика зловещих местили замок в Трансильвании-9  http://www.proza.ru/2016/09/20/1361