Н. А. Макаровец Глава 3 часть 6-16 Уч-Кургон

Дудко 3
У нас нет фотографии 1971 года, когда мы  приезжали в Уч-Кургон с Макаровцами, но есть снимок 1979 года. Мы тогда повторили этот маршрут с нашими детьми на машине – Волге 24.
Слева направо: Виктор, жена младшего сына – Светлана, Гариф Насибуллович, Нина Евстафьевна, я (Ираида) и внуки Курманаевых.



Н. А. МАКАРОВЕЦ

ГЛАВА 3  ЗРЕЛОСТЬ

ЧАСТЬ    6 – 16   УЧ-КУРГОН


   У Вити в роду есть украинцы - переселенцы в Среднюю Азию из-под Полтавы. Многие из них женились на русских, как Витин отец, но есть и татары.

 
   У Витиного деда было 10 детей - 9 мальчика и одна девочка - Нина Евстафьевна (Остаповна) Дудко. Она-то и вышла замуж за татарина - Гарифа Нассибуловича Курманаева.
 
   Это был необыкновенный человек, прошедший всю войну, затем возглавлявший большой колхоз, руководил рудником и, наконец, выйдя на пенсию, руководил райпотребсоюзом. (Был членом ЦК республики).

   У них родились два мальчика - Равиль и Ганик и старшая дочка - Роза. Интересно, что и Равиль и Ганик, когда выросли - женились на русских, и только Роза вышла замуж за татарина.
   
   Именно, к ним мы и заехали на короткие два дня. Правда, к знаменитому священному водопаду мы в этот раз не ездили.

   Для нас специально готовили лагман, плов, были арбузы, дыни, персики, виноград, урюк и еще масса всякой всячины.

   Мы прогулялись по Уч-Кургану. Вдоль селения протекает река. Несколько лет назад с гор спустился сель, который снес по берегу целую улицу – все дома и  деревья. После него остался голый берег, залитый серой жидкой трясиной. Она со временем высохла и оказалась очень хорошо удобренной землёй .
К нашему приезду по всему берегу уже выросли молодые деревья, создав по всему берегу - кудрявую рощицу.

   Гуляя, мы несколько раз наблюдали такую картину. Местный узбек, спешил к реке, придерживая руками распахнутый халат. Потом поворачивался к реке спиной, садился на корточки и делал свой «туалет». Потом подмывался, поворачивался спиной к нам, умывался и пил воду из ладоней, зачерпывая её из реки.
Нам объяснили, что проточная  вода  всегда чистая,  так как река очень быстрая и всё, что в неё попадает моментально уносится дальше. Она переворачивает и уносит с собой даже камни. Купаться в ней опасно. Но мальчишки любят «плавать» на ней на надутых шинах от больших машин. Река относит их далеко по течению, и им потом приходится тащиться обратно пешком, таща свои «лодки» на себе. Но бывали не раз и несчастные случаи…

   А я сидела первый день на голодной диете, второй день - на чае с сухариками. В аптеке мне дали сильнейшее средство, какое-то новое, кажется, - интеросептол Может быть, я и ошибвюсь), и сказали, что есть можно всё и на другой день - поправлюсь. Перед отъездом вечером я попробовала плова, а утром еле дотащилась до машины. Весь день - 30 июля - еле шевелилась. А сейчас, к вечеру начала даже "позировать" перед фотоаппаратом.
   
   Мама с папой прислала нам письмо на адрес тёти Нины в Уч-Кургон, где мы обязательно должны были сделать остановку.

   Буду комментировать, заключая свои пометки в скобки.

   Письмо от моих родителей.
   
   16.07.71 г.
   ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИРА И ВИТЯ!

   У нас всё благополучно. Папу выписывают из больницы с 19-го июля. Вернее, он сам попросился, чтобы оформлять отпуск со 2-го августа.
(Папе сделали операцию – аденома простаты)

   Феня почти оштукатурила ваш гараж.
(Феня – хозяйка дома в деревне Гремячево, в котором мы когда-то начинали строить  свою семейную жизнь).

   Первое время Феня достала машину раствора, и шофёру заплатила 6 рублей. Вторую машину нигде не могла достать, и папе больному, пришлось ехать в Растворный узел. Прораб разрешил, но ни один шофёр не соглашался ехать. Одного всё-таки он уговорил, и он поехал, тоже только за 6 рублей.
(Мы перед отъездом договорились с Феней, что она оштукатурит нам внутри стенки гаража).
 
   Феня уже заштукатурила внутри всё, лицевую сторону снаружи, и заднюю стенку. Завтра будет белить.

   Убиралась она у вас в гараже целый день, и два дня уже откачивает у вас воду из смотровой ямы. Вёдер 200 в день, залила всю дорогу. Её все ругали, а она говорит, это не осень, просохнет.
 
   От Эли ничего нет.
   Ехать мы решили 2-го, а 1-го навестим Олега, да и Миле меньше будет хлопот с Альмой.

   (Эля – дочка, Олег – сын, Мила – моя сестра, Альма – наша первая собачка).

   Ну, ладно. Как вы там в такую жару выдерживаете?

   Мила что-то тоже простудилась. У нас стояла погода хорошая только два дня, а сегодня опять уже похолодало, и того гляди, опять пойдёт дождь. 
      
   Ну, ладно, целуем вас, отдыхайте, и ни о чём не думайте.

   МАМА И ПАПА.



  Привет передайте тёте Нине и её супругу.

  Если будут перемены, то напишу в Бийск вам. Постараемся обить железом дверь, если найдём кровельщика.   
   
  В этом же конверте мама переслала нам письмо от Бати.

   
  15.07.71 г.
   ИРА, ВИТЯ, ЗДРАВСТВУЙТЕ!

  Письмо Ваше получил, и ответил в Москву. Открытку вчера получил из Кролевца, благодарю за внимание.

  За здоровье пока нет оснований беспокоиться, появилась, правда, паховая грыжа, по приезду Жени надо будет резать. Мешает работать, и ходить. В остальном пока не плохо.
(Женя – сводный брат Виктора)

  Женя в Лийбаве. Либава на Балтике, в войсках на стажировке. Дома будет в конце июля. Помидоры растут хорошо, яблок будет немного. Погода переменная, то слишком жарко, то прохладно, с дождём. Живу, конечно, по-старому. Женя был 1-го и 2-го мая в в/ч.

  Ира писала, что Мила разводится с Вовкой, но причину умолчала.
(Они поссорились, но потом – помирились и жили вместе до конца жизни).

  В письме в Москву писал, что пусть возьмёт Олега и приехала бы ко мне отдохнуть, ну, и Олег походил бы по городу, и побыл у дедушки. Посмотрел бы памятник в крепости. Однако, письмо вас не застало.

  Не зная вашего маршрута, там я писал адреса Андрея в Ташкенте, дяди Пети в Джамбуле, и Петра во Фрунзе. Но вы там не будете проезжать. От Нины, видимо, через горы, во Фрунзе.


  В Садовом можно было бы посетить Шуру Швецову, это мою сестру. Она живёт против клуба. Ну, а Пётр - на улице Логвиненко, 81. От Нины можно позвонить.
(Садовое – украинское село, которое выстроили переселенцы из разных областей России во времена Столыпинской реформы. В Садовое привез свою семью пра-прадед Виктора).

  Большой привет и наилучшие пожелания от меня Гарифу и Нине. А там – во Фрунзе Петру с семьёй, Сергею с семьёй, и всем родным. Ко мне, как видно, Вам ехать не интересно.

  Желаю Вам и Вашим друзьям счастливого путешествия и благополучного возвращения.

  С приветом. Целую.
   ПАПА АНАТОЛИЙ.

  Бийский мёд очень хороший, этого не забудьте.

   ПАПА.
   
     
   ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ