Н. А. Макаровец Глава 3 часть 6-12 такыр

Дудко 3
ТАКЫР.
Такыром называют высохшую, серую застывшую поверхность пустыни, растрескавшуюся от жары и отсутствия воды и растительности, глину. Трещины бывают такие большие, что в них проваливались не раз большие машины. А в бесконечном бездорожье путники и машины могли блуждать неделями, не находя дороги и нередко погибали от жары и отсутствия воды.

 Мы же отделались лёгким испугом. А, может быть, мы даже и не успели испугаться, не осознав всего риска, на который мы отважились...




Н. А. МАКАРОВЕЦ

ГЛАВА 3  ЗРЕЛОСТЬ

ЧАСТЬ    6 – 12    ТАКЫР



   21 июля.

  По Московскому времени - 4 утра, по местному - 6. Записываю о вчерашних наших приключениях. После бессонной ночи слипаются глаза, но я всё-таки запишу то, что мы пережили этой ночью.

  Вчера вечером бодро выехали из Небит-Дага. В Кум-Даге переспросили дорогу: 11 км. по шоссе - затем - 163 км. до Кизил-Арвата - по дороге в пустыне.

  Ну, по шоссе проехали шутя. Свернули правильно. Вёл машину Витя. Через час его сменил Коля. Здесь-то мы и совершили ошибку. У Виктора все-таки большая практика вождения машины по бездорожью (за счет бывших отпусков и поездок), а так же не плохая интуиция, которой он любит хвалиться.

  Вскоре Коля потерял дорогу. Правда, потерять её было легко. Быстро стемнело. Фары выхватывают впереди себя еле заметную колею от машин - накатанный след. Почва твёрдая. В основном, по этим местам гоняют Белазы и Кразы. Обычно они идут как попало, лишь бы было "напрямик". В результате они оставляют сотни переплетающихся следов. Но местные водители знают безошибочно направление, а мы - нет...

  Важно было не сойти с основного пути, а мы его потеряли...

  Мы заблудились... То есть с нами произошло именно то, что нам предсказывали абсолютно все, у кого мы спрашивали о дороге. Вокруг - бескрайняя пустыня...
 
  Ну, если бы нам пришлось просто блуждать по твёрдой почве, а то, ведь, вдруг, пошли солончаки и канавы - глубоко растрескавшаяся земля. А мы, как слепые котята - тычемся от канавы к канаве. Перевалим через одну, а там - другая... и опять плохая дорога...

  Вдруг вдали замаячили огоньки. Казалось, что они рядом, но мы до них ехали несколько часов...

  Наконец, въезжаем в какой-то посёлок. Кругом пусто, тихо. Во всех домах открыты окна и двери. Они все завешаны чем-нибудь. Ветер полощет этими занавесками и так жутко, как будто попали в только что вымерший город.

  Присмотрелись - около домов шевелятся тени - на земле спят овцы и верблюды. И не у кого спросить - куда мы попали.

 Наконец, у какого-то крыльца зашевелился парень - он спал на улице.

  Оказалось, мы попали в колхоз имени 26-и Бакинских Комиссаров. Дорога, которая нам была нужна, находится в 6-7-и км. Но, чтобы попасть на неё, нужно проехать по бездорожью километров 15 назад, т.к. напрямик по солончакам не проедешь. И ещё парень нам посоветовал уезжать, пока все спят...
   
  Поехали назад. Вдруг, видим - идут навстречу машины. Оказалось, ехал местный большой грузовик с прицепом, а за ним шли два "Москвича", заблудившиеся, как и мы. Водитель грузовика шёл правильной дорогой. А потом увидел, что навстречу идет вдали машина намного правее (это мы возвращались из колхоза), усомнился и решил пойти нам навстречу.

 Таким образом, он не только сам свернул с правильного пути, но и увёл за собой "Москвичей".

 Стали выбираться все вместе. Сначала нас перетащили через очередную канаву на канате, а потом были незабываемые гонки.

 Со стороны смотреть, вероятно, было бы очень интересно. Нам, участникам - не менее...

 По чёрной ночной степи во всю прыть мчит машынище с прицепом, а за ней, постепенно отставая, но не желая отставать - "Москвичи".

 "Москвичи" идут параллельно, перегоняя друг друга, поднимая пыльные бураны.

  А перед нами вдруг опять возникла канава. И мы стали осторожно её объезжать. Огни удаляющихся машин то пропадали, то обнадеживающе мерцали путеводными огоньками. Мы пыжились в желании их догнать, потом потеряли их совсем.

 Дорога стала портиться. Желая выбраться из солончаков, мы свернули в сторону и опять безнадёжно заблудились...
 
  Решили ночевать, сидя в машине. Выходить страшно. Мы видели таких огромных пауков и чёрных тарантулов, застывших в свете фар или ползающих по колее, что даже в туалет выходили только в свете ручных фонариков.

  Пока совещались, увидели двигающиеся в нашем же направлении огни. Решили подождать машину. Остановили её и спрашиваем - "Куда едете?" - "В Красноводск"... Здорово!

  Оказывается, последнее наше направление было совсем в противоположную сторону. Расспросили дорогу и решили ехать, тем более, что шофёр машины, которую мы остановили, сказал, что за переездом ж/д нас ждёт друг, а переезд уже рядом.

  И, действительно, как-то сразу так выскочили на переезд. И на самом деле нас ждал один из "Москвичей", от которых мы отстали.

  Он нас ждал уже час, чтобы показать нам дорогу дальше. И теперь уже до самого асфальта рубиновой звездочкой впереди нас мерцали задние красненькие огоньки "Москвича".

  Когда мы выехали на шоссе, начало светать. Мы блудили в пустыне всю ночь, а должны были проехать всего 163 км.
   
 То, что мы совершили, мы назвали - гонки по такыру.

  Такыром называют высохшую, серую застывшую поверхность пустыни, растрескавшуюся от жары и отсутствия воды и растительности, глину. Трещины бывают такие большие, что в них проваливались не раз большие машины. А в бесконечном бездорожье путники и машины могли блуждать неделями, не находя дороги и нередко погибали от жары и отсутствия воды.

  Мы же отделались лёгким испугом. А, может быть, мы даже и не успели испугаться, не осознав всего риска, на который мы отважились...
   
  Мы решили не останавливаться и, подменяя друг друга за рулём, ехать до Ашхабада.

 Доехали. Выбрали самый шикарный отель - "Ашхабад".

 Мест нет, а видок у нас - тот ещё! Все в пыли, мужчины обросшие, мы в халатах... Пошли к директору. Объяснили ему, что нам бы только на 6 часов отдохнуть... Сказали, что у нас есть соответствующие документы. Документов он у нас не спросил, а позвонил дежурной и приказал выделить два номера до вечера, которые приготовлены для иностранцев.

 За два одноместных номера с раскладушками, которые так и не поставили, мы заплатили 7-40. Сразу же все полезли в душ.
   
 Да, забыла записать - за 30 км. до Ашхабада, в Безменне - позавтракали, сходили на базар, затем зашли в магазин и обомлели - посуды! - любой: тарелки, чашки, сервизы... Я купила себе 6 тарелочек глубоких - японский фарфор - по 1-80 и 6 пиал - по 0,47.

 К сожалению, мы ограничены в покупной способности, т.к. из Бийска нужно будет лететь домой самолётом, а много не увезёшь, т.к. своих вещей достаточно.

 Перед Ашхабадом потеряли два часа, т.к. искали озеро, которое было "совсем рядом", только не подъедешь...

 В самом Ашхабаде магазины не понравились. Вечером, приняв по последнему разу душ, выехали дальше.


   ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ