Нечего на зеркало пенять...

Алексей 37
  Учтя некоторую критику решил ранее напечатанную статью слегка отредактировать.

Последнее время очень часто слышу рассуждения о том, какая серая и безграмотная пошла молодежь. Часто в подтверждение этого тезиса приводят примеры опросов молодых людей на улице и не только на улице. Спрашивают, например, кто такой Александр Македонский?  Самый интересный вопрос: - Как звали коня Вронского из романа «Анна Каренина» или отца Татьяны из "Евгения Онегина"? Последний вопрос, вроде бы, однажды прозвучал даже на ЕГ по литературе. Ответы  молодежь дает самые нелепые. Отсюда делается вывод о  безграмотности молодежи, об отвратительном образовании в Российской школе, о ЕГ, разрушающем образование и о многом другом.
Все это ,может быть, частично и верно, может быть, частично не верно, а скорее всего, совсем не верно.
Мне кажется, что многие  выводы в корне ошибочны и примитивны. У меня возникает вопрос:- На кой леший мне знать имя лошади Вронского, да и самого Вронского? Знаю, что вызову гнев и возмущение старшего поколения в особенности, да и большинства учителей тоже, однако, в неподражаемой наглости своей осмелюсь  даже спросить:- Да так ли уж важно читать и знать сам роман  « Анна Каренина»? Ведь  в наше время давно уже нет не Вронских, не Карениных. А под поезд бросаются каждую неделю по разным поводам. И самосожжение устраивают и детей из окон выбрасывают. Кто-то считает всерьез, что это происходит потому, что классиков не читали? Наивный домысел!  Велика ли беда, что молодежь не знает про Александра Македонского? Много их было «великих» завоевателей, готовых весь мир утопить в крови ради своих амбиций. А нам предлагают их всех помнить и почитать как Великих и гениальных представителей рода человеческого.
Слышу возмущенные крики оппонентов:
- Что за чушь вы несете! Стыдно современному человеку не знать произведения русских классиков! Стыдно не знать, кто такой А.Македонский, К.Маркс или Кант! Ну, насчет стыдно, так это кому как. Я вот, например, считаю, что стыдно не знать основы астрономии,космологии и генетики, а так же   географии и геологии, политических процессов происходящих в мире. А кто-то считает, что стыд и срам не знать знаменитых футболистов, музыкальные группы и попзвезд.Не знать,кто из попзвезд на ком женился,с кем развелся и от кого сделал аборт. Так кто же прав?
Думаю, что никто не прав. Кто должен определять критерии необходимых знаний и культуры? Каждый судит в меру своей испорченности, своих стереотипов и комплексов да предпочтений. Все знать невозможно,да и нужно ли к этому стремиться? С другой стороны госпожа Простакова заявляет,что все дрянь на свете,чего не знает Митрофанушка.
Возьмем, вроде бы,  классика  М. Горького. Зачем мне читать и знать «Жизнь Клима Самгина» или «Дело Артамоновых» и еще целую кучу его произведений?  Нет давно тех купцов и не будет, а нонешные торгаши совсем не такие.   Я не историк, для чего мне изучать « дела давно минувших лет, предания старины глубокой»?
Даже старшее поколение мало что знает, тем более помнит из советской литературы. Вот ,скажем, был такой писатель и драматург  по фамилии Н.Е.Вирта (настоящая фамилия Карельский). Лауреат нескольких сталинских премий и кавалер ордена Ленина. Писал толстые романы  и пьесы - а кто его помнит?
Кто читал и помнит поэмы Твардовского, кроме  поэмы «Василий Теркин»? Да молодежь и о Теркине не знает в большинстве своем.
Правда, взамен нам пытаются втюхать Набокова с его «Лолитой», да Булгакова с его «Мастером и Маргаритой» и другими романами, смысл которых изподтишка показывать большевикам фигу в кармане. Не читает это молодежь, да, может быть, и правильно делает. А постсоветская «литература» преследует одну цель – зарабатывание денег. Она рассчитана на самые примитивные вкусы и потребности.
Сомнения мои касаются далеко не только классической литературы. Помню, как  я в советской школе, «где давали лучшее образование в мире», изучал Бином Ньютона, логарифмы, синусы - косинусы и многое другое. Только вот когда и где мне все это в жизни пригодилось? Да нигде! Обычному человеку даже «ежесекундно извлекать квадратный корень»(Маяковский) нет никакой потребности. Вот и кажется мне, что «лучшее образование в мире» давало много того, что человеку никогда не понадобится и не давало того,что завтра будет нужным. Его задачей было, как можно больше набить в пустую голову всевозможной информации. При этом совсем не беспокоило отсутствие системного мышления и выработки собственного мировоззрения учениками.   И совсем не учили насадить топор, развести и наточить  пилу, не объясняли, что есть штангенциркуль, уж тем более микрометр. А, самое главное, не учили критически мыслить. Не учили думать своей головой. Да и сейчас не учат.
И это вполне объяснимо. « Нам не нужны способные, нам нужны послушные». А людей с развитым критическим мышлением не так-то легко зомбировать и превратить в стадо послушных баранов. И учителя тоже не любят детей  с критическим мышлением, даже в зачатке. Они ведь обычно непослушные, да еще задают неудобные вопросы, на которые учитель не может, или не хочет отвечать. Обычно учитель просто озвучивает учебник и того же требует от ученика. Тем более у учителя стоит над душой методист и всякие прочие проверяющие, которые держат учителя в прокрустовом ложе допустимого и тем кормятся.
Вспомнил анекдотичный случай, произошедший со мной еще в советское время. Дочери задали на каникулы кучу трехэтажных арифметических примеров, чтобы каникулы медом не казались. Она все каникулы прогуляла, а в последний день попросила у меня калькулятор и махом перещелкала все примеры. Да по лени и для скорости не стала записывать результаты промежуточных действий, а сразу выдала ответы. Тогда калькуляторы еще были экзотикой в СССР, хотя я его имел уже несколько лет. На следующий день ко мне в гости приходит методист РОНО по математике. Когда-то в молодости мы учились в одной школе. Дама на год старше меня. И вот эта специалист по математике стала возмущаться, что дочка решает примеры на калькуляторе.
-А это запрещено? - осведомился я.
-Да нет пока,- смутилась она.- Но думаю, запретят! Ведь школьники и считать разучатся с этими машинками!
-А Вы проверьте, умеет ли считать моя дочь! Столбиком! Или на счетах!
-Все равно надо запретить машинку. Она еще и врать может.
- Она врать не может в принципе. Врать может только оператор. А если машинка сломана - она не будет работать вообще, или будет показывать бессмыслицу.
-Она дорогая редкость, доступная немногим.
-Через 10 лет она будет стоить копейки и лежать на прилавке у каждой торговки!
-Этого ни будет никогда!!!
Вот такой диалог с методистом по математике состоялся каких-то 30лет назад. И куда ушла техника за эти 30 лет! А учителя все долдонят свои замшелые истины.
Правда, последнее время появилось много разных учебников по одному школьному предмету. Говорят, что по истории около 50!  И бедный учитель растерялся. Как учить? Что выбрать без руководящих указаний сверху? Тем более, что история это политическая проститутка, которую любая власть использует для своего оправдания и возвеличивании. История как дышло: как повернул, так и вышло. Похожая ситуация  и с другими  школьными предметами. Теперь  еще, не волнуясь о огромной перегрузке ребенка (да и взрослого в высшей школе), в придачу к предыдущим вводятся все новые предметы: ОБЖ, обществоведение и прочее. Церковь настойчиво рвется в школу. Голубая мечта её ввести в школьную программу «Слово Божье» под каким-нибудь благопристойным названием. К слову сказать, церковь  лезет во все дыры. Уже на МКС везут иконы и куски мощей святых ( впрочем, последнее ,может быть, мои выдумки?) На полном серьезе освящают космические ракеты.
А вот астрономию полностью исключили из школьной программы. Зато с усердием, достойным лучшего применения во всех СМИ пропагандируют астрологию, и давно почившая Ванга продолжает предсказывать – какие знаки зодиака разбогатеют на следующей неделе в пятницу.
Осмелюсь сделать два промежуточных вывода:
- Молодежь действительно не знает многое из того, что старшее поколение считает совершенно обязательным для грамотного и культурного человека. Когда-то в институте препод с наигранным изумлением удивилась моей серости:- Как, Вы не читали Фенимора Купера? Да читал я этого певца геноцида индейцев. Просто у меня плохая память на имена и фамилии. Да и если бы не читал, невелика была бы потеря в моем образовании! Давно прошли крыловские времена, у молодежи другие интересы и другое (не совсем понятно - какое) будущее.
Разрыв между поколениями существовал всегда. Еще в древности какой-то философ жаловался, что молодежь громко чавкает за столом и не уважает старших (передаю по памяти). И, может быть, самое тревожное то, что с ускорением развития человеческой цивилизации все сильнее ощущается этот разрыв поколений. Компьютеризация и мобильная связь в корне меняет основы самой жизни. Старшее поколение с трудом и весьма поверхностно разбирается в этих вещах. А молодежь, дети чувствуют себя как рыба в воде. Развитие информатики,компьютеризация и интернет - вот магистральный путь развития науки и жизни.
Эти изобретения сулят сказочные перспективы развития цивилизации.А осваиваются эти технологии в основном молодежью.Правда,среднее поколение тоже это осваивают весьма успешно. Да ведь они еще недавно тоже были молодежью. Часто слышу,что интернет это помойка,где собрана вся гадость. Доля истины в этом есть.Так ведь не ройся в помойке!Кто тебя заставляет? Какие мы,таков и интернет. Нечего на зеркало пенять... В интернете ты можешь очень быстро получить почти любую информацию.Если раньше у меня все шкафы были забиты книгами,то теперь в них нет никакой необходимости. Достаточно сделать запрос в интернете.Сказка да и только!
Кстати замечу,что интернет высветил неслыханное число талантов  в народе. Посмотрите,хотя бы сколько писателей и поэтов печатается на "прозе.ру"!А ведь это не единственный сайт,где можно печататься всем,кто хочет. Сколько мастеров выкладывают свои изделия и дельные советы. А мне говорят,что молодежь пошла серая и безграмотная. Просто молодежь другая,с другими интересами и предпочтениями.
Кстати,один уважаемый профессор пишет,что он разрешает на экзаменах студентам пользоваться любой литературой. И он прав!Все знать и помнить невозможно,да и не нужно. Для этого есть справочники. А теперь есть интернет! И меня смешит и раздражает старание экзаменаторов на ЕГ любой ценой не допустить пользования шпаргалками и мобильным телефоном. Н-и-З-я-я-я! А почему низзя? Да потому,что учим не тому и не так! Приведу пример: Экзамен по микробиологии сдает старательная зубрилка. Все отвечает правильно и подробно,в деталях! А профессор возьми и спроси:- А что,без микробов жизнь была бы лучше?
-Конечно,лучше!Ведь не было бы инфекционных болезней!-с апломбом ответила
студентка.
  А о том, что жизни бы не было вообще, она даже не подозревает!
 Профессор только покачал головой и погрустнел...
 Это я к тому,что при любом пользовании интернетом,легко разобраться понимает ли студент(школьник)суть вопроса. И это должно быть главным,а не результаты зубрежки.

На горизонте технологии работы принтера. Уже пистолеты печатают,и не только! А я даже не могу представить, о чем идет речь и куда это ноу-хау приведет человечество.
В том, что молодежь не знает многое из того, что должна знать, виновато само общество, старшие, учителя и воспитатели.
И нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.