Глава 1.
Дедушкина правда, которая была подтверждена через много лет одной фотографией в старой книге.
Как уже было сказано, автор читаемой вами книги работает в библиотеке и - одновременно - занимается расследованием проблемы авторства сказки "Конёк-Горбунок". С чего библиотекарша вдруг занялась этим расследованием?
Видите ли, когда-то, когда она была маленькой девочкой, ещё дошкольницей, ей открыли эту тайну: ей сказали, что сказку "Конёк-Горбунок" написал А.С. Пушкин. Так сказал ей её дедушка. И девочка так и считала где-то до второго класса: сказку "Конёк-Горбунок" написал Пушкин.
Во втором классе она попала на спектакль "Конёк-Горбунок" (в Малом театре), где впервые услышала фамилию "Ершов". Конферансье сообщил им, детям, что "вот они и посмотрели спектакль по сказке Петра Павловича Ершова"... Возмущённая второклассница тогда возразила на весь зал: "Неправда! Это - Пушкин!" Конферансье заикнулся и на мгновение "потерял лицо".
А к девочке склонились удивлённые и смущённо улыбающиеся лица тётенек и сказали ей, что она ошиблась: сказку "Конёк-Горбунок" написал Пётр Павлович Ершов.
Девочка тогда не поверила словам тётенек, но возражать им уже не стала.
Так что, - ещё за восемнадцать лет до Лациса (в 1974 году), в старинном зале Малого театра, маленькая девочка смело заявила: "сказку "Конёк-Горбунок" написал Александр Сергеевич Пушкин!".
Только девочку быстренько з а т к н у л и. Трудно ли заткнуть второклассницу!..
Потом девочка посмотрела мультфильм, где снова автором стоял какой-то "П. Ершов", ну а потом ей и дома сказали, что "всё-таки это Ершов". (Видимо, родителей напугал инцидент в Малом театре).
К дедушке девочка не стала уже обращаться - он глухой стал совсем и старый. А все остальные, - весь мир - считали, что сказку "Конёк-Горбунок" написал Пётр Павлович Ершов. Что могла восьмилетняя девочка против всего мира? Ершов, - так Ершов!
Но сказанное когда-то её дедушкой Слово, оно осталось там, в глубине, в дошкольном детстве. И то, как читал ей дедушка эту сказку - всю наизусть - во время прогулок их по Лосиноостровскому лесу, - это тоже в ней осталось, - как одно из лучших воспоминаний детства.
И - через много лет, - ей пришлось об этом вспомнить и вернуться - к "Коньку-Горбунку".
* * *
Началось всё с того, что родственница показала нашей библиотекарше дореволюционные фотографии её предков - прадеда, прабабушки, других родственников.
На фотографиях были запечатлены никакие не крестьяне (а дедушка по документам значился крестьянином из подмосковных Луховиц).
Все снимки были сделаны только в столицах - в Москве и Петербурге. Со всех снимков смотрели на неё важные и спокойные лица хорошо одетых, с аристократическими кистями рук, дам и господ.
И тогда в голове библиотекарши всплыли обрывки каких-то разговоров, слышанных в детстве в семье: о декабристах, о каком-то слепом предке, о ком-то, много претерпевшем... О какой-то зелёной лампе...
Тогда, припомнив всё это, библиотекарша поняла, что дедушка её был не однофамильцем, - как она до сих пор думала, - а прямым потомком декабриста Калошина, - Павла Ивановича - правнуком.
Декабрист Павел Иванович Калошин (Колошин) был активным членом организаций "Священная артель", "Союз Спасения","Союз Благоденствия", Московской управы Северного общества и литературного кружка "Зелёная лампа". Последние двадцать лет своей недолгой жизни (1799-1854) Павел Иванович был слеп.
Он был родственником, другом и соратником Ивана Ивановича Пущина. В "Священную артель" - преддекабристскую организацию юных мечтателей (так и не раскрытую правительством) - входили так же лицеисты - В.Д. Вольховский, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер.
Все - однокашники и друзья А.С. Пушкина, и сам он посещал заседания "Зелёной лампы". Не знать П.И. Калошина Пушкин не мог.
Выходило, что сведения о пушкинском авторстве "Конька-Горбунка" в их семье могли быть известны из "первых рук" - то есть, от самого А.С. Пушкина...
И припомнилось нашей библиотекарше вдруг совсем далёкое - как в сказке: рассказ про какой-то замурованный подвал, про лежащую в старом сундуке рукопись, на которой стояло: "А.С. Пушкинъ. Конекъ-Горбунокъ"; и был там ещё какой-то рисунок... И рукопись эта была посвящена самим Пушкиным графине Александре Григорьевне Калошиной, - её - выходило - пра-пра-прабабушке...
Это рассказывала ей на сон грядущий когда-то - давным давно - милая её бабушка, - как сказку или легенду, - и ей вторила бабушка двоюродная - сестра деда, - тогда, когда они оставались ночевать в Старом Доме.
И бабушки даже показывали ей т о с а м о е м е с т о... Там ничего не было - белая стена, - но старушки твердили про какую-то дверь, которая ведёт - к старому сундуку.
Это было во младенчестве и забылось уже было совсем. И вдруг - всплыло из растревоженной памяти...
Вот тогда библиотекарша наша крепко задумалась над вопросом авторства сказки "Конёк-Горбунок", - которое оказалось так неразрывно связанным с историей её семьи, - и стала вести собственное расследование.
Работать же она продолжала в библиотеке. И как-то надо было ей пересмотреть книги в разделе "Искусство" на предмет списания устаревшей литературы и выявления редких книг.
И попалась ей книга аж 1940 года издания: "Сарра Лебедева", автор - Б. Терновец. Ни автор, ни та, о ком он писал, не были известны нашей библиотекарше.
Она начала просматривать картинки, увидела несколько работ, посвящённых А.С. Пушкину, и вдруг - прямо за листом с пушкинским бюстом - увидела - снова Пушкина - в виде дурака Ивана сидящего на волшебной Кобылице!
Увидела - и счастливо, по-детски, рассмеялась, - как тогда, когда шла с дедушкой по Лосиноостровскому лесу, и он произносил о с о б е н н ы м голосом:
"Эй вы, сонные тетери!
Отпирайте брату двери,.."
Дедушка оказался прав. И бабушки. И она - маленькая оказалась права.
А потом все эти в з р о с л ы е, - заморочили ей голову с этим неизвестно откуда взявшимся Ершовым.
А это - Пушкин!
Вот же, - ещё в 1936 году, - советский скульптор Сарра Дмитриевна Лебедева вылепила Пушкина среди героев сказки "Конёк-Горбунок"!
Продолжение:http://www.proza.ru/2016/09/17/2184
Фото - дедушка, А.И. Калошин. Г.Ессенуки. 1948.