Молитвенник и жрец - статья о поэтах

Наталья Шахназарова
Концептуально-философские размышления



Поэты, по моему глубочайшему убеждению, делятся на два типа или вида: жрецы и молитвенники. Издревле это было так. Поэт-жрец - охраняет заветы своего культа, он традиционен даже в эксперименте, он мастер и ремесленник, его дух пребывает с ним, потому что ТАК НАДО. Он может быть циником, может быть прозаиком в поэзии, может даже быть романтиком (и что-то пропускать и через себя тоже) и все же он - конструктор - не потому что делает черновики, не потому что вдохновение у него не такое стихийное, как у кого-то другого, и не потому что он строит все по схеме и не дает волю порыву и так далее, и тому подобное... Все это может относиться и к молитвеннику в каком-то случае, и не иметь места быть у жреца. Дело в другом - в посыле, в назначении, в стремлении к определенному результату, воздействию или причине желания его отсутствия. Поэт жрец - охраняет мир в стихах и стихами - через некий посыл - подобный молитве, но скорее и магии... той, где порыв - тоже часть его системы. Поэт жрец - создает целый культ, который призван охранять целостность его мира и помогать, лечить, создавать. Он хранит заветы Абсолюта, он приносит жертвы, к нему идут за советом и помощью. Но он эксцентрик, не юродивый, скорее - фокусник, иллюзионист, и при том - настоятель своего храма. Он имеет власть, и пытается через нее влиять на умы. Поэт жрец полностью соответствует определению жречества. Даже если он православный. И даже подвижник, что тоже сродни жречеству в какой-то мере, хотя это же относится и к молитвеннику другой стороной, причем молятся оба. Есть грань между ними, пусть она и тонка.

Поэт-молитвенник - немного иное, или даже - совсем иное. Поэт-молитвенник более стихиен, не важно - пишет он набело или что-то вычеркивает на листе. Не важно - чаще к нему приходит спонтанный порыв или он работает ежедневно, структурирует он что-то или "как Бог на душу положит", но тоже верно. Плачет, просит, тихо или громко. Это отношение к творчеству и миру, к жизни, к Абсолюту. Он может не иметь культа, не охранять его. У него может не быть своего храма и костра, во всех значениях и, как метафора. У него может быть любое отношение с Богом, которому он молится - часто или не очень. Он может быть богатым или бедным, хорошим в общем понимании или не очень. Его молитвы могут приносить пользу, а могут оставаться без ответа. И все же - его творчество, его слог - это часть молитвы, это постоянная молитва, в радости и горе, за других и себя, за мир. Это происходит само собой, без чьей-либо просьбы. У него нет власти. И к нему не стоят толпы. О нем могут никогда даже не узнать, не то, что о его молитвах, и результатах от молитв. Так же как и о судьбе его стихов и прочих творений. Даже если он живет счастливой жизнью. Его молитва не канонична может быть, и даже тоже с отблеском магии, даже если он против нее, звуковой, как музыка. Не смотря на то, что жрец может это в себе нести тоже, и то, и другое.

И оба поэта - выполняют миссию, оба значимы. Иногда трудно понять, кто есть, кто. Однако, возможно, это есть. И каждому свое. Либо разные периоды дают свое, каждому. И любой может меняться. А если нет... то и это хорошо. Оба нужны миру. Оба могут быть положительными для мира гениями. А в чем их гений - уже индивидуальность подскажет, ведь все люди с детства гении, так Бог решил, это уж точно. А главное - нести свое, и быть хорошим человеком, учиться им быть снова и снова.

И еще важно - поэт жрец стремится к власти, так как это его путь. Жрец должен быть у власти по судьбе, как бы он к ней не относился. Кто-то принимает ее, как крест, кто-то жаждет, кто-то пытается уйти, но вынужден оставаться у власти, осознавая, что дана ему Богом для чего-то. Поэт жрец имеет власть, но может называть ее иначе, и не стремиться к ней. Это прежде власть не светская, хотя и другая может быть , это культовая власть в любом ее проявлении. Поэт-молитвенник, даже если у него власть - он ее не видит, не делает культа, он просто молится, без ожидания, и бежит от власти, в скит. Ему важно молиться одному, а если к нему бегут толпы (что может быть, как исключение, и своего рода правило - ведь не все бегут к наставникам и жрецам, иногда к странным мира сего, юродивым...) за помощью и советом, он принимает, молится, дарит добро, но только потому что не может иначе - не молиться, а жрец не может не хранить сам культ.

Впрочем, есть и нечто между, как в любой системе мироздания. Не будем заговаривать себе зубы, а проникнемся обобщенным образом - у каждого из двух выбранных начал, ежели пожелаем того душою.