Мои родственники в войне. Часть 2 Мама

Владимир Островитянин
      
  26 марта 2018 года я похоронил свою дорогую мамочку.

 Осипенкова Екатерина Осиповна. 1926 года рождения.

   По моей просьбе несколько лет назад она собственноручно написала эти воспоминания.

        В 1941 году я окончила   неполную среднюю школу с отличным аттестатом. Мы тогда жили на окраине Москвы в районе нынешней станции метро «Водный стадион».
         А через несколько дней началась война. Вечером того же дня все мужчины нашей семьи ушли в военкомат. И вместе с ними муж моей старшей сестры Марии Митя. Он работал начальником цеха на Долгопрудненском авиационном заводе.  Погиб он  уже этой осенью, защищая Москву,  и похоронен под Наро-Фоминском.

       Узнав, что в нашем доме комсомольцы дежурят на чердаках в отрядах  по защите строений от зажигательных бомб, я немедленно побежала в райком комсомола. Там я попросила принять меня в комсомол досрочно – до 15-ти лет мне не хватало полутора месяцев. Таких как я там были толпы. Юные патриоты приходили целыми классами. Мою просьбу удовлетворили. И, получив комсомольский билет, уже вечером того же дня я в брезентовых рукавицах, защитных очках и с металлическими  клещами для захвата хвоста зажигательной бомбы у ящика с песком,  дежурила на чердаке своего дома. Но бомбежек в нашем районе не было.
 
     А вскоре,  как-то утром отец объявил, что сегодня вечером мама и четверо младших – братья Витя и Володя 13-ти и 10-ти лет, а с ними и я и сестра Настя отправляются в эвакуацию в Чувашию.
    Как я ни возмущалась и противилась,  вечером мы погрузились в вагоны-теплушки без окон. Весь состав был из эвакуированных ленинградцев и к нему прицепили  наши теплушки.

    Ехали очень долго,  много стояли на разъездах – пропускали воинские эшелоны. Помню, что было темно,  плакали  маленькие дети,  и очень хотелось кушать. Но вот нам объявили,  что будет большой железнодорожный узел,  и там нас будут кормить.
    Выгрузились на станции Канаш и долго шли через рельсы и составы к зданию вокзала. Мама несла узел с вещами и следила,  что бы младшие не отстали   и  не потерялись.

    Обед был шикарным – щи, мятая картошечка и хлебушек. Уходя, мама собрала в платочек все крошки и остатки картошечки. А потом нас довезли до станции Вурнары. Там состав встречало множество подвод, запряженных лошадьми , и прибывших развозили  по окрестным деревням – колхозам. Наша семья попала в деревню Чирш–Кас- Мураты.

   Большую часть эвакуированных поселили в школе, а нашу семью направили в избу одинокого деда. В доме было темно и грязно. Только перед иконой в углу постоянно горела лампадка.
    Как-то я пошла в сельсовет за газетой и там познакомилась с секретарем  Полиной.  С этой милой молодой женщиной мы договорились, что в определенный день я буду приходить за газетой, а она будет оповещать людей о предстоящей читке. Все желающие приходили в нашу избу, и  при лампадке – другого света не было - я читала им новости. Наши войска отступали. Я перечисляла оставленные города, а женщины, сидя на полу, плакали.

     Осенью мы насобирали в лесу много грибов и заготовили- насушили их на зиму. Это были, в основном подосиновики. Странно, но чуваши считали их погаными.. Было у них  поверье, что раз на осине Иуда удавился, то и гриб под ней брать нельзя. А для нас в эту зиму  грибы оказались большим подспорьем.

    А потом как-то очень быстро мой младший брат Володя выучил чувашский язык. И когда эвакуированные шли по домам менять вещи на продукты, то брали его переводчиком. На его плечо  мама вешала  холщевую торбочку и туда ему за услуги опускали лепешку, яичко, горсточку зерна. Мама плакала и говорила – вот наш добытчик.

    Мимо нашей деревни в сторону станции проходили воинские части. И однажды несколько солдат ночевали в нашей избе и рассказали о сестричках и как они помогают раненым на поле боя, перевязывают их и помогают выжить. Это очень поразило меня и я задумалась об этом  очень серьезно. Решение созрело – бежать на фронт.

    В базарный день я рано вышла из дому, когда все спали,  и на подводах, что шли в сторону Вурнар,  проехала те двенадцать километров до станции.
   Ходила по путям мимо эшелонов и спрашивала – кто на Москву?  Говорила – я отстала от мамы и мне надо домой.

   И меня взяли в свою теплушку какие-то солдаты.  Я сейчас пишу эти строки и думаю, что тогда у меня не было никаких опасений, что меня могут обидеть.      Меня взяли, накормили, уложили спать у печки-буржуйки и старались прятать от проверяющих патрулей.  Этим солдатикам я отдала все взятые с собой листья махорки – их выращивали в той деревне. Для них это был большой подарок.

   Но недалеко от Москвы на станции Куровская военный патруль снял меня с поезда. Доставили в комендатуру,  допросили, где я рассказала, что я комсомолка – еду защищать Москву. Дала адрес своего отца – он служил в Москве  во внутренних войсках НКВД.. Меня покормили и положили спать у теплой печки.  Засыпая,  я слышала, как караульные читают мою тетрадку со стихами про любовь и смеются.

    Утром приехал отец. Он накануне дал телеграмму маме и отправил меня обратно в Вурнары, где мама с братьями меня встречали на станции.
    А потом в газете я прочитала, что в населенном пункте Мариинский Посад, недалеко от Чебоксар,  есть медучилище. Но занятия в нем идут уже два месяца. Я упросила маму отправить меня туда с моим отличным свидетельством об окончании школы. И меня приняли!

  Там я проучилась один курс. А в 1942 году, когда немцев отогнали от Москвы, отец устроил нам возвращение домой из эвакуации.
  Запомнилось, как назначенные дежурные  из училища  ( и мне приходилось тоже) ходили по льду Волги с саночками до Чебоксар . Там на складах нашего управления  мы получали паек для училища на неделю. Выходили группой еще затемно. До Чебоксар было 50 километров и надо было вернуться по светлому времени.
.
  От автора – в 2000-м году я устроил своей мамочке поездку в ту чувашскую деревню Чирш–Кас –Мураты. В деревню с шоссе въехать не смогли – было очень грязно. Зашли пешим ходом и встали на сухой луговине.  Местные, видя незнакомцев,  подходят. И вдруг один пожилой мужичок говорит: «А я тебя узнал. Ты Катя. А у тебя были братья Витя и Володя. И ваш отец военный за вами приезжал. А я Коля Климентьев. Пойдем,  покажу дом, где вы. жили»
  Мама плачет.
       Продолжение следует.

  На фото: Мама весной 1942 года. Ей  еще нет 16-ти лет.

 Ныне здравствует. 13 августа ей исполнилось 90.

   Продолжение - http://www.proza.ru/2016/09/19/14