ЛЁНЯ

Наталья Шахназарова
Киносценарий.
(напечатано в оригинале - в американском формате, здесь - смещается, естественно) Будет, надеюсь, снято. Возможно, мной же.
Стихи - мои, поэта Сергея Королева, а также народных - Степана Степкина, и прототипа Лени - Алексея Матвеевича... А также народные - частично.


Москва

2013




Леня: 

мужичок лет 35-38, то старше выглядит, то моложе, среднего роста, даже скорее - невысоко, стройный, голос часто резкий, иногда мелодичный, шатен, возможно – был русым, потемнел, нос длинноват, толи острый, толи курносый – с разного ракурса выглядит по-разному, глаза добрые, не понятно, какого цвета, – и интеллигент, и лесной деревенский человечек, чем-то казачок. 

Ляля:

среднего роста молодая женщина лет 35-37, стройная, даже худощавая, выглядевшая моложе и выше, светлые длинные волосы – чаще всего в пучке, чуть вьющиеся, выразительные холодные глаза латышской графини, острый аккуратный нос, тонкие губы, соболиные брови.





СЦЕНАРИЙ короткого метра до 30 минут (или среднего по американским меркам, с потенциалом полного)




Сцена 1. Нат. Поле, недалеко от дороги. Яма. Утро. 

Весеннее утро. Из ямы летит земля. Слышен голос, кто-то поет.

Голос

(из ямы)

Посеяла огерочки

Только не водою,

Поливала огерочки

Дримною слезою.

Лёня копает, стоя на дне ямы. Останавливается. Плюёт на ладони, растирает их и со словами.

Леня

Эх, колотить, мать вашу – твердая… зараза…

Леня продолжает копать, напевая.

Леня

Посеяла огерочки

Только не водою…

Ничаво, ничаво, и с тобою справимся, вишь, баба у меня

тоже твердая, хараХтером… А ты, матушка, токмо по весне

такова… Знать, и Лялька оттает…





Сцена 2. Нат. Поселковая (альтернатива - деревенская) улица. Утро.

Деревенские дети, среди которых сын Василя – Витёк, - играют в футбол посреди улицы, кричат. Слышен звонок велосипеда. Дети останавливаются и разбегаются.

Дети 

(кричат наперебой)

Шухер, Латышка, Латышка!

Через место их игры проезжает Ляля в форме участкового, оглядываясь по сторонам.

Ляля

Ну, попадитесь мне, шалопаи!

На багажнике – привязана крепко кастрюля, обернутая в тряпку.

Сцена 3. Нат. Экс-р. Огороды Марьи Ивановны и Марьи Петровны. Часть улицы.

Марья Ивановна (полноватая в меру старушка в платочке) в огороде развешивает белье, разговаривает с соседкой через забор. Марья Петровна (худощавая старушка в очках – скорее – из дворянского рода) пропалывает грядки.

Марья Ивановна

Петровна! Новость-то слышала?

Марья Петровна

Какую, Иванна?

Марья Ивановна

Опять Хорьков-младший приехал. Батя-то покойный, Царствие ему Небесное, хороший был человек (осеняет себя крестным знамением)…

Марья Петровна

… Что - правда, то - правда, ой, Господи Боже мой…

(тоже осеняет себя крестным знамением)

Ну, так что?

Марья Ивановна

Как что? – я про то, что дом ему батя оставил, а хозяйки нет до сих пор. Сколько лет в Москве учился, работает поди давно, а пока не нашел… Может, в нем, что не так? А? как думаешь, Петровна? Порченный, может, какой?

Марья Петровна

 Да Бог с тобой, он же по Ляльке-латышке сохнет до сих пор… Все никак принять не может, что она выбрала Лёньку-дурачка.

Марья Ивановна

Да кто еще это… дурак-то? Лёня, как раз, парень умный, в институт поступать хотел, его бы взяли, да сам почему-то так и не поехал. Как Лялька-то появилась, а та в Москву не хочет, и все тут… Упрямая ж она. Как и папаша – латыш. Не русского нраву – у нее все по полочкам. И ломать ничего не хочет. Вот он и остался.

Марья Петровна

И впрямь дурак.

Марья Ивановна

Зато местный талант. 





Сцена 4. Нат. Яма, поле, дорога. День.

Солнечный весенний день. Леня копает яму.

Голос Ляли

Лёнечка, ай-да есть! Проголодался, небось!

Леня 

(вылезая из ямы)

Не бойсь – небось, на дороге лежит гвозь!.. Ле-чу, родная!

Ляля стоит с кастрюлей, накрытой полотенцем так, чтобы не обжечь руки. Лёня пытается ее обнять. Ляля отстраняется, смеясь. Вдруг – резко – став сердитой в лице.

Ляля 

(командным тоном)

Хватит, балда! Суп горячий! Куда класть?

Леня

Да-вай сюды!

(забирает кастрюлю, садится на бревно)

Вот баба-то у меня, огнь прям! Махмуд, иди есть!

Голос Махмуда 

(узбек лет 35-40, худощавый):

Хорёщ-йо!

Ляля

Сам выбирал. Любишь ведь меня такую.(смеясь) А? Как жить-то с такой? Думал?

Леня

Он выпивши - она не спавши -
Скандалят - их угомонят
Соседи, совесть потерявши,
Уже в милицию звонят.
Менты потопчутся в прихожей,
Посмотрят в пол и в потолок, -
У них все так же и все то же...
Едва уедет "козелок" -
Обнимутся, заплачут оба,
Она - Дюймовочка, он - жлоб,
останутся любить до гроба -
и загонять друг друга в гроб.

Ляля – толкает его в плечо, так что тот чуть не давится.

Ляля

Да иди ты! Более романтичное мне читаешь обычно!

Леня (смеется)

Правда жизни!.. Шутка, любимая, шутка.

Сцена 5. Нат. Огород Лени. Инт. Дом Лени. Вечер.

Леня возвращается с работы, дома все двери открыты. За столом ждет Хорьков.

Хорьков

(среднего роста, повыше Лени, коренастый, темные волосы, грубоватые черты лица, одевается хорошо)

Здорова, Леня, я вот тут тебе гостинца принес – столичной. Давай, слушай, выпьем с тобой, как раньше, по-братски, на брудершафт, закусим, ты стихи прочтешь. Почитаешь стихи мне, а?

Леня

Здорово, коль не шутишь, спасибо, конечно, но я не буду, я устал, представь себе такую штуку, и мне завтра на работу, в две смены. Так что, извиняй, братУшка, я пас.

Хорьков

Ну, что ты, Матвеич, друг, в самом деле-то? Я отказываюсь в это верить. Нееет, это на тебя не похоже, чтоб ты, Леня, наш местный… (сглатывает, откашливается) гений, да отказался от такого заманчивого предложения! 

Леня, игнорируя его, заваливается в верхней одежде на койку в соседней комнате, хлопнув дверью, смотрит в потолок, медленно закрывая глаза.

Сцена 6. Инт. Кабинет начальника автобазы. Утро. Затем экс-р – двор стоянки при автобазе. Машины, люди.

Дверь в кабинет начальника автобазы открывается.

Леня 

(с ходу, с наскоку) 

Взведен не медлящий боёк – время,

Ты затаился и прицел движешь,

Ты - бережлив и не даёшь премий,

Я - шаг за шагом становлюсь ближе

К берлогам тех, кто не имут сраму...

Карпыч

(мужичок лет 50-60,седина серебристая, кое-где волосы темные, раньше были светлыми, не слишком полного телосложения, крепкий, со спокойным голосом)

Подожди, Лень, ты че, увольняешься что ли?.. ну-ка, сядь, пожалуйста… 

Леня садится.

Леня

Ты остаёшься - свежевать славу,
А мне утеха: я не весь - в яму,
И нам с тобой в одной воде плавать.

Карпыч

Ну, а теперь объясни мне, в чем дело. С чего такое решение вдруг? Я ведь собирался повысить тебе зарплату, дать путевку вам с Лялей…

Леня

Извини, Карпыч, не обессудь, ты хороший человек, но я тебе не могу объяснить причин… Я так больше не могу.

Карпыч что-то хочет сказать…

Эээ, Леонид… 

Леня

И не настаивай. А, если ты не дашь мне уволиться самому, то я, ты уж прости, но сделаю все, чтоб ты уволил меня сам. Так что – даю тебе время до завтрашнего дня.

Леня подходит резкими шагами к двери, оборачивается, останавливается.

Леня

Хош, стих прочту? Кусочек. Накатило что-то!

Карпыч

Ну, Бог с тобой, давай!

Леня

Надо забыть про земное гнильё,
Чем-то заняться на целую жизнь.
Мается маятник, колокол бьёт,
За паутиною стрелка дрожит.

(пауза)

Извини.
 

Лёня проходит мимо машин. Водители с автобазы с ним приветливо здороваются.

Водители (их лица увидим позднее – на празднике в толпе и домах).

1-ый водитель

Здорово, Леонид Матвеич.

Леня

Здорово, здорово.

2-ой водитель

Привет, Лень.

Леня

Привет-привет.

Здравствуй, Леня. Слышали – стихи. Ты уходишь с автобазы?

Леня

Здрасти, здрасти. Да, ребята. Так надо.

Кто-то приветливо здоровается кивком, Леня в ответ.

Леня подходит к своей машине, гладит ее по капоту.

Леня

Прощай, старушка!

Леня уходит с места работы, приплясывая.

Сцена 7. Инт. Дом Лени. Утро.

Леня приходит домой, за столом сидят два алкаша-товарища. Георгич и Саныч.

Леня

Здорово, парни, а я только что уволился! И дома я теперь тоже жить не буду. А главное – раз и навсегда бросаю пить.

Георгич

(внешность спившегося интеллигента, лет – 37-43, с немного «троллевидным» лицом – острый нос, крючком, острые брови, заплывшие глаза, сухощав, пальцы длинные, волосы темные, уже поредевшие, активный)

Ну, ты, блин, даешь… А мы тут о своем кумекаем. О женках наших. Достали, бабы, пилят, хоть топись. Работай, мол, давай… И на водку давать не хочет, а где ж работу-то найти, когда закрывают все. И сами потом говорят, что мы бездельники. Где справедливость?

Саныч

(лет 35-40, шатен, коренастый, с бородкой, немного конопатый)

Вот-вот, Георгич, верно ты говоришь. У меня так же. Вот и мы, как ты, Лень, тоже ведь с работы уж давно ушли.

Георгич

Да, было дело, как щас помню… Шум такой дома стоял. Хоть милицию вызывай.

Саныч

(нарезая колбасу, наливая в стакан водки)

А тогда мы еще не так много пили ведь… Вот до чего довели нас. Ты молодец, Лень. А то там все обещают. Больше болтают. Да ладно – ко всем чертям пусть катятся… Вожди, дожди, вся наша планетка, весь мир… Топтал я их по самое говно. Вот и все…

Георгич

Верно, Саныч. А про «пить», Лень, это ты зря. Ну, не верим мы тебе, Матвеич, вот и все. Чтоб ты пить бросил… Ха! Кукиш и все-тут. Лучше стихи прочти нам.

Леня

Я помню чудное мгновенье.

Передо мной явилась Ты…

Саныч (перебивает)

Эээ, нет, нас не проведешь, мы школьную программу-то помним, да, Георгич? Хорош нас Пушкиным кормить. Свое читай. Будто не знаешь, чего народ от тебя хочет.

Георгич

Да, слушай Саныча, он все верно говорит.

Леня

Ну, хорошо, хорошо…

(«алкаши», при этом, - то внимательно слушают, то смеются при слове «говно» (помимо Лени и алкашей – во время прочтения стихотворения – картинки деревни):

Хорошо бы в родимом колхозе...
Хорошо, кабы если бы не
Опрокинутый трактор в навозе
С трактористом, утопшим в говне.
В беспробудном селе и суровом,
Где собаки не спят на цепи,-
Хорошо, если дети здоровы,
Хорошо, чтобы отчим не пил.
Хорошо... А иначе как птице
На скалистом пустом берегу:
Не спастись, не найти покормиться,
Но легко умереть на снегу.
Никакие не “вечные своды” -
Там суглинок да камень тяжёл,
Да дремучая темень природы,
Из которой однажды пришёл.





Саныч

Вот это другое дело, брат! Вот это по-нашему!

Георгич

Давай выпьем! За тебя! За творчество! За увольнение! И Ляльку!

Все чекаются. Леня кулаком.

Сцена 8. Нат. Экс-р. Инт. Двор Василя за домом. Сарай. День.

Василь обнаруживает Лёню в своем сарае. Лёня просыпается, обнимает Василя.

Леня

Ааа, Василь… друг, только ты у меня из друзей и остался.

Василь дает Лёне свою флягу опохмелиться.

Василь

На, вон тебе, друг…

Леня

Что это?

(нюхает)

Эээ, нет. Ты что, друг, я ж трезвый.

Василь принюхивается.

Василь

И, правда, хах, ты что это – пить бросил? Из-за Ляльки? Да? Ну-ка… Признавайся-ка давай, что случилось?..

Леня

Что случилось, брат, оно уже давно случилось, еще до нас. Наш мир погряз во лжи, и эта мировая ложь расставила свои сети повсюду. С ней надо бороться. И прежде всего – не лгать себе.

(пауза)

Ложь аль не ложь, а вынь да положь… Сегодня праздник, жена мужа дразнит, на печь лезет, кукиш кажет: на тебе, муженек, сладенький пирожок, с лучком, с мачком, с перечком!

Василь

Ну, что, народный артист, пойдем к нам пообедать в нашей семье?

Леня

А что Таня?.. не будет против?

Василь (шутя)

Да, брат, Муся у нас такая, она может, но я ей покажу, кто в доме хозяин.

Леня

У меня Лялька тоже такая, а я ее все равно люблю, заразу, милую мою. Как и ты, брат, свою Таню. Ладно уж, пойду я к вам на обед, а лучше – на ужин. Долго я спал сегодня…

Сцена 9. Инт. Дом Василя, кухня. Вечер.

За столом в доме Василя Леня и сам Василь. 

Таня

Вась, детям завтра нужно рано вставать в садик, если ты помнишь…

Василь

Ну, что ж, друг, хочешь – мы тебе на кухне постелем.

Леня

Спасибо, друг, но я, если можно, в сарае, на сене. И, если можно (тише голос) поживу у тебя там пока?.. Я тебе по хозяйству помогать буду. За еду. А то меня… короче… ну… с работы уволили сегодня.

Пауза.

Василь удивлен.

Василь

А Ляля знает?

Леня

Лялька моя все знает, ей по должности положено. Это тебе не хухры-мухры…

Сцена 10. Нат. Лето. Яма, поле, дорога. День.

Лето. Леня копает яму. Слышен лай собаки. Пение птиц. Лёня вылезает покурить. Подходит Махмуд, садится рядом, достает сверток с едой, предлагает его молча – кивком и движением рук - Лёне. Тот отказывается молча, предлагает таким же образом Махмуду закурить. Махмуд не успевает даже отказаться молча, как Леня…

Леня

А, ну, да… вы же не курите. У вас… - Аллах – не позволяет.

Пауза.

Прямо, как – Лялька моя!..

Пауза.

А я вот, друг, пить бросил, да, совсем. Никто не верит, а я это сделал, а то надоело – придешь на работу – пьют, а начальство особливо, придешь к друзьям – пьют… А я пил, да в институт не попал…

Задумывается, закуривает.

Леня

Где твой сын? и дерево где твое?
Ни о чем не спрашивай дурака.
Птица вон, безделица – а поет!
Стал бы – и заслушался на века.
Хорошо искуснице-птице петь,
Байкать-убаюкивать мир больной
И меня, застывшего на тропе…
Я пройду по родине стороной.
От меня останется порошок.
Я венец не требую золотой,
Оттого – не все ли мне хорошо?
Благодарен, значит, будь и за то,
Что коснулся малого Божества,
И тобой набросаны десять строк…
Но тебе подарены – все слова,
Даже если голос твой – голосок.





Махмуд слушает тоже задумчиво. И, прерывая его, продолжает в похожем, однако, все-таки ином ритме и размере какой-то стих на узбекском.

Махмуд

Севгин!!! Юрагинг кимни деб урса,
Ким хаёлингни банд килиб юрса,
Кузларинг хар ерда, уни исласа,
Кимни калбинг хеч, унутолмаса.

(примечание автора: в почти дословном переводе: 

Люби того, кем сердце дышит,
кем заняты мечты твои,
кого глаза повсюду ищут,
кого забыть не в силах ты!)

Леня треплет Махмуда по плечу и идет работать.





Махмуд, смеясь, копает вместе с ним. Звук мотора. Подъезжает Хорьков.

Хорьков (кричит, из машины)

Эй, ребята, надо бы на участок Председателя кирпич завести! Леонид, помоги по старой памяти!

Леня

Помочь – помогу, а за баранку больше не сяду. И не проси. Василь поможет, он хороший водитель. А я за баранку ни ногой больше.

Хорьков

Даже за ящик водки?

Леня

Я завязал!

Хорьков издает смешок. Леня

Забор построить я помогу, давно обещал! Так и передай Иванычу!

Сцена 11. Нат. Экс-р. Крыльцо Василя, двор. День ближе к вечеру.

Василь на крыльце чистит сапоги. Лёня сидит рядом, щурится на солнце. Ляля проезжает мимо, слезает с велосипеда, бежит к Лене, он притягивает ее к себе, жестом подгоняя, сажает рядом, приобнимает, целует в щеку.

Леня

Птичка Божия узнает
Много разного всего.
А вернётся - не узнает
Даже дома своего.

Где летала, где бывала?
Надышалась дымом зла -
И до времени устала...
Видит - пепел и зола,

Нет земли - назвать своею.
Ночь. Бездомный скрип телег.
Звёзды корчатся над нею...
Будет старость, будет снег -

И вглядится не мигая
В наползающую тьму,-
Всё ещё не постигая
Смерти вечную тюрьму.

Только время ковыляет
Без заботы и труда.
- Птичка Божия не знает?

ЕГО ПЕРЕБИВАЮТ ВАСИЛЬ и ЛЯЛЯ – в один голос:

НИ ЗАБОТЫ, НИ ТРУДА

Леня делает жестом, мол, – «ээ-нееет» и заканчивате стих:


Замолчите! ерунда.

Леня

Птичкам-то, как раз, больше всего на хрупкие плечики достается…

Ляля

Да сам-ты – как Божья-то птичка у меня.

Перед ними на землю опускается воробей. Все трое на него смотрят задумчиво, с улыбкой.

Выходит Таня, проходит мимо всех с корзиной белья, птичка взлетает.

Сцена 12. Экс-р, переходящий в инт-р. Дом Василя снаружи и изнутри.

Леня с Василем спорят – мы видим их в самый разгар спора.

Леня

Да пойми ты, что никто меня не увольнял! И не собирался! Я сам так решил! И нынешнее положение вещей меня устраивает.

Василь

Пойми и ты, что я переживаю за своего друга, за тебя! Ты ж совсем скатился – на бомжа похож, живешь в чужих сараях, ешь, как собака.

Леня (смотря с укором и даже вызовом на Василя)

Наверное, я не вовремя зашел! думал, что ты давно уже все понял, а ты прям как моя Ляля – словно сговорились!

Леня уходит. Василь пытается его остановить.

Василь

Стой, кому говорю, подожди, братушка!

А Таня – Василя.

Таня

Не надо, оставь его, он не маленький. Куда ты намылился?..

Василь отмахивается, но успокаивается.





Сцена 13. Инт. Сарай. Часть двора видна.

Леня просыпается в сарае на мешках со старым тряпьем, в котором есть и ранее надеваемые им вещи – например – куртка. Умывается в корыте, откуда пьет воду собака в это же время. Берет косу. 

Сцена 14. Нат. Поле, стог сена. Вечер.

Леня, Василь и его сын Витек сидят у сена, едят. Леня что-то рассказывает – мы видим картину издали, еле слышим, что он говорит – это уже конец рассказа, что-то веселое.

Леня

Вот я и пошел туда, а народу там была тьма, я сразу сбежал… А то, думаю, подерусь с кем-нибудь за справедливость-то мировую…

Леня внезапно прерывается, вскакивает и громким резким голосом зачитывает четверостишие.

Леня

Мы возродим деревню,

Очистим мы реку,

Пусть снова пропоет нам петух

КукарЕку!





Витек смеется. Леня треплет его за чубчик.

Леня

В каждой шутке доля шутки. Ладно… Я сейчас отойду, друзья.

Мальчик, не остановленный Василем, бежит за ним следом.

Сцена 15. Там же, где и в сцене 14.

Леня и Витек приносят Василю в тряпке грибы, ягоды, бутылки и всякий мусор.

Сцена 16. Осень. Инт. Сарай. Часть экст-ра и натуры. За окном сарая.

Осень за окнами. Лёня сидит с алкашами в сарае, они пьют водку, он - молоко.

Георгич

Ну, Матвеич, ты молодец! Мы тебе это всегда тебе скажем. Творчество твое – народное. В нем наш народ и есть. Душа его. Правильно, Саныч?

Саныч

Совершенно верно!

Пауза.

А ты, Матвеич, кстати, почему свои стихи не записываешь? Они должны быть изданы!

Лёня

А зачем? - они у меня и так в голове.

Эх, играй, играй, гармошка,

Покуда не разбитая,

Эх, гуляй, гуляй, головушка.

Покуда не убитая.





Товарищи тут же забывают вопрос, смеются.

Георгич

Ты ж у нас, кстати, и не алкаш теперь.

Саныч

Зато бомж, дома не живешь. Не для кого не секрет, что дом-то твой от отчима, а матернин сгорел давно.

Леня

Неет, обижаете, я человек интеллигентный, интеллиХгентный то бишь, и мне ни бомжом, ни алкашом никогда не стать! А сижу я тут с вами, братушки, из чувства товарищества. Да и вы не алкаши. А я просто в глубокой депрессии был, теперь выхожу.

Собутыльники смеются.

Георгич

Ну, ты, Матвеич, прям профессОр - такие слова знаешь.

Лёня (гордо)

Я, друзья, не то еще знаю!

Георгич

Да, мы слышали про твои познания… Ты, говорят - Ломоносов. Все у тебя списывали в школе, кроме Василя, все… кто сейчас в люди, так сказать, выбился. И Хорьков Олег, и председатель наш, как бабки сплетницы любят заметить – «молодой»… Вся наша компания… 

Лёня

Ну, да, - было дело. Но мне это все равно. Я счастлив.

Георгич

Странно, Леня, что ты учиться дальше не пошел.

Саныч

Зато самородком остался – в нашем масштабе. Говорят, что дурак.

Лёня отмахивается.

Леня

Дурак, да есть кулак. Я ж не Ленин, чтоб мне учиться, и учиться. Каждый зверек знай свой шесток…

Ты, товарищ, бей по рамам,

А я буду дверь ломать.

Нам милиция знакома,

И тюрьма - родная мать.





Георгич

За справедливость дрались ведь.

Леня

Шу-чу… Ничего я уж такого не хочу, бесполезно… Миссия изменилась.

Георгич, Саныч

За миссию!

Все трое чокаются. Леня – молоком.





Сцена 17. Нат. Строящийся забор.

Леня, Василь, и Махмуд у строящегося забора, едят. Хорьков идет мимо с удочками.

Василь

Олег-то, поди, опять не поймал ни одной «рыбки»…

Василь и Махмуд косятся на Лёню. Все понимают, о чем говорят.

Василь

Ну, вообще, — погодка-то – аккурат – для рыбалки. Я вот вчера тоже такого леща поймал, ух! Лень, прочти нам стихи, пожалуйста!

Леня

Нет-нет, сейчас не хочется.

Махмуд

Прочти, брЯт, что ж ты…

Леня

И запутались мысли в моём дураке,
Пали силы в силке, -
И не держит дурак ни перста на курке,
Ни червя на крючке:
Рыба-Нюхтя резвится в башке-в дураке
И совсем вдалеке.





Василь

А давай что-то из давно нам всем знакомого, с юмором…

Хорьков

Да, сейчас хочется отдохнуть. Давай и правда знакомое. Ну, или, что хочешь… Не знаю. И… выпей с нами, что ты, как девочка, все отпираешься? И впрямь не пьет, даже стыдно…

Лёня читает, сначала нехотя, затем входит в кураж.

Леня

Отрывок!

Только мы бряцаем миру:
Ты - дурак, да я - дурак,
Как ни строим спьяну лиру -
Получается никак!
Вот допьём свои бутылки,
И, ненужный бросив труд,
Заберёмся под могилки -
И тогда нас позовут!





Леня веселится громче всех, приплясывает. А всем уже не смешно, смех стихал под последние строки, все отставили спиртное.

Леня

Ну, что вы не смеетесь, не балакаете? Выпить мне не предлагаете?

Хорьков

Да иди ты в баню… Не рой другим яму, сам в нее попадешь… все настроение испортил, блин.

Сцена 18. Нат. Яма, поле, дорога. День.

Ляля подъезжает под лай собак к яме. Лёня замечает Лялю, идет навстречу – раскрыв объятия. Ляля отстраняется.

Ляля (с укором, скороговоркой, словно готовилась)

Подожди, милый… Ты что это так относишься к нашему будущему? И не удивляйся, о чем это я… И вообще ты ведешь себя недостойно, и похож на бомжа.

Леня опускает руки, останавливается. Несколько секунд стоит мрачный, затем вдруг снова веселеет.

Леня


Что на память тебе подарю?
Что имею - давно не моё.
Не о смерти с тобой говорю,
Но о чём-то важнее её.
Если всех растворяет поток,
И с тобой непременно сольюсь.
Я боялся, что будет “потом” -
А теперь ничего не боюсь.

Ляля

А я вот боюсь, что ты живешь, как бомж, и мне стыдно, Лень. И пора бы тебе (тише) помыться, в баньку сходить.

Леня

Да, дома редко бываю. Но я работаю у соседей. Я ж у тебя на все руки мастер. И яму для нашего дома, ты же знаешь, - тоже копаю, между прочим.

Ляля

Да причем тут даже яма? Ты у меня талант. Короче, мне обидно, что ты, такой талантливый, всем все строишь, а наша яма, которую ты копаешь, уже давно должна быть дорыта.

Леня

Да, там меня и похоронят.

Леня смеется.

Ляля (резко, сплевывая)

А ну – сплюнь! Сплюнь, кому говорю! Не смей так говорить! Ты что это, а?

Ляля

Я просто волнуюсь за тебя, любимый, ты же знаешь… Потому ругаюсь. Я люблю тебя!

Леня

Я тоже.

Сцена 19. Инт. Кабинет Председателя Поссовета Ивана Ивановича. Иваныча. Вечер.

Василь у Председателя.

Василь

Ты же знаешь, что я их записываю. И знаю, что есть люди, которым они тоже нравятся, черт подери, и многие ведь тоже пытаются записывать.

Иваныч-председатель

Кто?

Василь

Кто-то… Да Карпыч тот же… например. Да вся наша улица точно. И автобаза. Пойми, Вань, что надо Леню послать учиться в Москву и издать книгу народными средствами. Там он будет на государственном пайке, а тут он за тунеядство загремит со всеми, кто его покрывает, то есть всем поселком. И то, что он работает по найму, как сам решил, – тоже плохо, хоть он и пользу приносит.

Иваныч-председатель

Да, на самом деле, я знаю, что много кто и правда записывал Леню, даже студенты приезжали за местным фольклором, и те – его уже где-то зафиксировали, но, ты же понимаешь… нужно его согласие. А Леня пока ни в какую. И мне, председателю, некогда его уговаривать, у меня у самого дел по горло. Ты же знаешь… Я не говорю о работе даже. Сын школу заканчивает. Жене требуется лечение. А Леня взрослый мужик.





Сцена 20. Инт. Дом Василя вечер – почти ночь.

Таня укладывает сына и дочь.

Василь читает книгу при свече. За окном лает и воет пес. К нему присоединяются еще собаки.

Василь

Что-то собаки нынче не спокойны, Мусь.

Таня

Конечно, расплодил тут собак, коров что ли мало да кошек? Пусть теперь сам и проверяй, что там такое.

Таня наливает воду в стакан.

Василь (со вздохом, шутя)

Эх, наша Муся, словно и не наша вовсе.

Василь откладывает книгу, и, напевая народную песню «Мыла Марусенька белые ножки», выходит за дверь.

В темноте у сарая кто-то стоит.

Василь (грозно)

Эй! Кто там?! Стой!

Василь свистит. Собаки лают громче.

Голос Лени

Открой, друг, я там посплю… Лёльку на дежурство вызвали.

Сцена 21. Инт. Сарай. Часть эксра и нат. – двор Василя. Зима. Утро. 

Зима. Леня ежится в сарае. Он совсем оброс. На нем много всяких тряпок, старой нестиранной одежды. (Тут идет короткая вставка сна – на экране несколько секунд кадр пожара дома, затем – Леня – моложе – смотрит на пожар, оцепенев, Ляля подбегает с ведром, крича: «Как же так, Ленечка, мамка ведь нам его завещала!» Мимо проходит Хорьков, ухмыляясь. Василь, подбегая к Лене: «Я точно знаю, это он! Ух!», трясет кулаком. Лен напрягает скулы, не двигается. Кадр – сжатый с усилием кулак) Видно, что с ног Лени упали валенки – одна лежит рядом, другая наполовину на ноге. Падает. Леня натягивает валенки на босые ноги. За сараем голоса бабулек – Марьи Ивановны с Марьей Петровной.

Голос М. И.

И все-таки он порченный, точно-точно… Он женщин-то боится… Потому отбить не может Ляльку-то… А так бы и отбил, совести-то у него мало…

Голос М. П.

Ладно… Может, и он человек… Да, говорят, женщины отпугивают его потому, скорее, что он скупой да, как выпьет, так совсем псих.

Леня (себе-но, возможно, и для них)

Моя Лялька, даже ежели я в монастыре жить решу, все равно моя – она у меня такая.

Мимо двери сарая проходят бабульки, Леня прячется снова под вещи. Лежит, а в голове звучит почему-то:


Да дремучая темень природы,
Из которой однажды пришёл.





Сцена 22. Инт. Дом Лени. Экст. Нат. Двор перед домом Лени, часть улицы. День. Зима.

Ляля сидит в доме Лёни, смотрит их фото. Ляля смотрит на время, собирается, за окном Лёня рубит дрова в телогрейке. Ляля приносит ему еду, обнимает, плачется.

Ляля

Ленечка, любимый, вернись, прошу тебя, к людям! Я сама дорою яму. Я люблю тебя, и выйду за тебя замуж.

Лёня

Я не пью ведь, любимая. Не волнуйся. Я просто еще не выполнил миссию великую, потом поймешь, родная.

Махмуд (кричит через забор)

Эээй, я прищ-ойл помочь! Льёнья! Льялья!

Ляля

Махмуд, я сама копать яму буду, а у Лени и так дел много.

Подходит к Махмуду.

Ляля

Ты, пожалуйста, побеседуй с моим Леней, а то я за него волнуюсь. А у тебя ведь опыт, - семья в Азии. И к тому же – Леня твой друг.

Ляля начинает плакать. Махмуд хочет ее приобнять. Но Ляля тут же снова становится строгой и подтянутой.

Ляля

Ну, я пошла за лопатами.

Сцена 23. Нат. Экст-р. Улицы поселка. Инт. Дом Василя. Зима. Поздний вечер.

Зима. Деревенский праздник под Рождество. Народ колядует. Много приезжих из города. Люди – каждый чем-то занят. Слышны песни – отрывками – вдалеке (допишу). Стучат в дома. Оттуда им дают угощения. Всюду шум, пляски, смех. В окнах разные компании. Накрытые столы. У церкви тоже народ. И у Поссовета.

Василь у себя дома играет для гостей на гармони. Леня тоже тут. Читает стихи.

Леня

В провинциальных страшных городах,
Колючими крещенскими ночами
(Где фонари горели не всегда,
А что горели, рано отключали) —
По всей Вселенной делалось темно,
И ветхий дом в пространство уносило,
И думалось, что смотришь не в окно,
А в чью-то незарытую могилу…

Не дочитывает стих. Его перебивает Хорьков.

Хорьков

Ну что ты все про могилы… Понятно, что ночь перед Рождеством… Святки, колядки… и прочие прятки… прости нас Бог, но зачем нагонять тьму эту твою лирическую… Иль про любовь говори, а лучше шути!

Леня одет, лучше, чем в последнее время. Гости – среди которых и начальник автобазы Карпыч.

Василь

Лень, друг, тебя надо спасать. Ты вон снова цивильно выглядишь, похорошел даже. Может, на работу… Или, ну, хочешь, мы тебя в Москву отправим на учебу… И Ляльку твою… Только скажи. Творчество же не должно пропадать.

Леня

А оно и так не пропадет. 

Василь

Не дай Бог…

Леня

Друг, хорошие у тебя собаки, где брал?

Василь

Ааа. Это такая, брат, тема… Щас расскажу.

Таня качает головой.

Таня

Леонид, Василю скоро надо на автобазу, в отличие от вас пока...

Василь

Ты это брось, Мусь… Что ты это говоришь? Не смеееей! Леня всем нам помогает, и ты, наша Муся, ничего не понимаешь… Послушай, Матвеич, мне самому еще отец говорил – не женись на учительнице! Да и мамка моя была еще хуже, Царствие ей Небесное. Таня, праздник ведь святой.

Таня уходит, всплеснув руками.

Василь

Переночуй у нас, друг.

Леня

Извини, друг, но я уже обещал Олегу Хорькову, так как он тоже мой друг, и он сам просил меня переночевать у него.

Василь

Неет, Лень, это плохая мысль, скажу я тебе, как друг. Но как хочешь. Дело твое. Но я тебя предупредил!

Леня

Да не волнуйся ты так, у меня ж много друзей, меня в любом доме примут.

Василь хлопает его по плечу. За их спинами – за окном – гуляния, толпа людей… Еще один гармонист играет, люди пляшут.

Василь

Да, какие друзья, Лень, оглянись! Все это только за столом! Они тебя не поймут никогда.

Леня

Олег, вот ты меня понимаешь?

Хорьков 

(где-то в другой компании)

Конечно! Ты у нас гений! Прочти стих, да выпей, хватит тебе!

Леня

Да что вы все выпей да выпей. А я вот не хочу, я свободен от этого! И от всех я свободен! Есть на земле что-то глубже вашей ханжеской жизни – то не пей, Леня, то пей!

Хорьков

Да пошел ты, Матвеич. Опять настроение портишь. Иди в свою яму.

Леня

И пойду!

Леня вскакивает с места, хватает портреты вождей – что стоят рядом с иконами, бросает их на пол.

Василь

Тише, тише!

Леня

Молчи, Василь, смешал мух с котлетами! Я вам покажу юмор! Сейчас я вам покажу такой юмор!

Леня хватает бутылки со стола, выкидывает их в мусорное ведро, крича «Теперь вы свободны, свободны!»

Все начинают его ловить, Таня выводит детей, все усаживают Леню за стол, ставят стакан. Леня смахивает его. И выбегает за дверь, хлопнув ей со всей силой. Все сидят ошарашенные.

Ляля на пороге останавливает Леню.

Ляля

Ты куда? Что натворил? У меня дежурство!

Леня

Вот и иди, без тебя все равно спать не буду! Тебе нужна яма?

Ляля

Яма? Любимый, ты о чем?

Леня

О яме для нашего дома? Нашей свободы, любви!

Ляля

Успокойся.

Леня

Любимая! Я понял тебя!

Уходит, резко.

Плавный переход в другую сцену:

Сцена 24. Нат. Около дома Василя, улицы поселка. Зима. Ночь. Затем экс-р и часть инт. Дома Ляли. Ночь.

В толпе людей появляется Леня, проходит мимо, его поздравляют, он тоже в ответ всех, а сам глазами ищет Лялю. Все кричат «привет Ляле». Леня: «Ага»…

Леня, съежившись, идет к первому дому, стучит, просит войти. Дверь открывает Карпыч.

Карпыч

Ааа, Леня, ну, как ты – на базу не хочешь вернуться?

Леня

Нет …

Карпыч

Ну, заходи как-нибудь.

Карпыч быстро захлопывает дверь. 

Леня быстро сбегает. Стучит в дома, нигде ему не открывают. Во всех окнах люди, поют, едят, общаются. И на улицах тоже. Кружится голова, усиливается шум в ушах от праздника. Леня идет к дому Махмуда. Стучит. Махмуд сидит на коврах, курит кальян в полузабытьи. Леня, не достучавшись, идет дальше. 

Сцена 25. Нат. Улицы. Экс-р дома Хорькова. Зима. Ночь. Инт. Дома Хорькова.

Весь замерзший, стучит в ворота Хорькова. Хорьков открывает раздраженный. Несколько секунд стоят молча.

Хорьков

Что тебе надо?

Леня (запинаясь)

Ты… ну… это… хотел…

Хорьков

Че-го?

Леня

Ну, приютить меня… на ночь…

Хорьков

Ааа… Нет. Извини, старик, в другой раз, у меня женщина. Ну, ты понимаешь…

Лёня

Что ж… Поздравляю тебя! Наконец ты, Олег, нашел свое счастье! И дай Бог…

Леня поворачивается и уходит.

Хорьков (в след кричит)

А у тебя Ляля там заждалась! Не гоже в такую ночь спать не в постели своей женщины!

Пауза.

Хорьков (тише-себе)

Совсем дурак что ли… этот Леня. Надо же – блаженный нашелся.

Закрывает ворота.

Хорьков

Пристрелил бы нахуй, да дела поважнее есть.

Сцена 26. Нат. Поля за поселком. Зима. Ночь.

Леня мечется далеко от поселка, ему холодно, он уже еле идет. Леня добирается до окраины, где яма. Залезает туда, берет лопату, начинает копать снег. И тут достает из-за пазухи водку и… отпивает немного.

Леня 

(себе под нос)

Для сугреву, Боженька…

Поет: «Ой, мороз, мороз»…

Сцена 27. Инт. Дом Василя. 

Василь в дверях с фонарем и собакой. За дверью Ляля, она дрожит.

Ляля

Хот-тела узнать, не у вас мой Леня?

Василь

Он у Хорькова.

Ляля

Нет его там, стучала… Нигде нет… И Махмуд не видел. Я с ума схожу, боюсь…

Василь

Огорчил он меня, ну, да Бог с ним, раз уж ты боишься, что на тебя не похоже, может, чуешь что… Надо найти нашего Леню.

Ляля

Спасибо…

Василь 

(оборачиваясь на подошедшую Таню, серьезнее обычного, без «мусь»)

Тань, присмотри за детьми…

Таня

А…

Василь

Не спрашивай, я скоро.

Василь уходит вместе с собакой.

Сцена 28. Нат. Поля. Дорога. Зима. Ночь.

Ляля, Василь и Махмуд вместе ищут Леню с фонарями, зовут его «Леня», «Любимый», «Друг», «Эй, Матвеич». Собака отрывается, куда-то бежит с лаем.

Сцена 29. Нат. Яма, поля. Зима. Ночь.

Видно, как трое подбегают к яме, собака прыгает вниз. Все освещают яму. В ней сидит Лёня, прислонившись к стенке и обняв лопату, словно спит. На лице у него улыбка. Все спускаются, трясут его, пытаются привести в чувство.

Почти одновременно.

Василь

Нужно его отогреть!

Ляля

Давайте что-то делать! Наконец-то, Ленечка мой!.. Надо его согреть! Сейчас-сейчас…

Махмуд

Льенья! Дрюг! Ты как? Скажьи чтьйо-нить! Стихи скажьи!

Василь

Леня, друг! Растирайте его! Как пульс? Дай я, Ляль!

Ляля

Милый! Любимый! Единственный мой! Леня! Ответь! Проснись же, родной!

Пауза…

Ляля кидается на Лёню, кричит, плачет. Василь и Махмуд снимают шапки.

В конце будет звучать голосом Лени его лирическое стихотворение, которое он никак не мог прочесть полностью. (Сначала хотела более лирическое, или про любовь, потом решила, что тут и природа, и Родина, и все сразу, и грусть, и свет, и смерть, как раз; впрочем – еще думаю):





В провинциальных страшных городах,
Колючими крещенскими ночами
(Где фонари горели не всегда,
А что горели, рано отключали) —
По всей Вселенной делалось темно,
И ветхий дом в пространство уносило,
И думалось, что смотришь не в окно,
А в чью-то незарытую могилу.
И только печь пугала мертвецов,
И бабушка тесней к огню держалась —
Какое бы дремучее лицо
На аспидном стекле ни отражалось.
Я верю: это было в старину!
И в то, что снова повернется детством
Большая жизнь: я запросто стряхну
Невинную задумчивость младенца,
И повторится вечное кино,
Где бабушка с седыми волосами
И после жизни мы в свое окно
Из смерти в жизнь заглядываем сами.