Св. икона Б. М. Взыскание Погибших в Самаре 1900 г

Маргарита Бирюкова
Встреча в г. Самаре св. чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших»

«Наша старая Русь создана самим христианством»
(слова А.С. Хомякова)


В этом году царский день 23 апреля совпал в нашем городе с особенным, редким у нас торжеством встречи св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших», принесенной из Раковского женского монастыря, где она постоянно находится.
Св. икона прибыла в г. Самару по железной дороге, в сопровождении игумении Раковского монастыря и многих сестер обители. Св. икона была встречена на вокзале и перенесена в ближайший к нему храм Всех Святых, что на кладбищах города, с крестным ходом духовенством сего св. храма. Здесь она была поставлена посредине храма, в ожидании полного крестного хода из храмов города, на который имел прибыть и сам Преосвященный Архипастырь Самарский.
Торжество внесения в город Раковской святыни отличалось необычайным для провинциального города блеском и полнотою!
Невольно чувствовался возврат к нашей св. старине, любившей полноту церковного обряда! До прибытия Преосвященного ко храму Всех Святых собрались крестные ходы, пришедшие из всех приходских церквей г. Самары в сопровождении приходского духовенства и бесчисленного множества народа.
И храм кладбищенский, и церковная ограда его, и обширная площадь, прилегающая к кладбищам: все это было заполнено массами народа!
Благочестивое усердие народных масс, подвигшихся на настоящую встречу «воодушевленного Божия Кивота», напомнило нам не забытую еще нами другую встречу другого чудотворного образа единой нашей Матери Небесной и Владычицы, — образа, назад тому ровно 7 лет прибывшего из Казанской Седмиезерной пустыни.
Та же чудная картина благочестивого восторга и умиления!

Та же чудная картина удивительного сочувствия природы нашим светлым радостям: было светло в оба эти памятные дни встречи чудотворных икон!
И тогда, и теперь улицы и площади города оказались тесными для «мирского» моря, волновавшегося с трепетною радостью близ Святыни, которую несли по-двое священнослужителей.
В душе как-то само собою сливались в одну большую и светло-радостную картину и недавние, и давнопрошедшие «встречи» Кивотов Божиих.
Мысленным взорам как-то невольно предносился древний, великий кивот и святый град Иерусалим, встречавший с благочестивым царем Давидом Ковчег Завета, прообразовавший собою «одушевленный Божий Кивот», престол и храм Божества - Пренепорочную Деву, образы которой оставлены нам ради наилучшего возбуждения в нас таящейся в наших сердцах любви к Богу и ко всему святому!
Вспомнились незабвенные торжества церковные, которые приводилось видеть далеко отсюда, в том городе, который называют сердцем России, - торжества перенесения св. икон, торжества встреч св. икон, торжества перенесения св. плащаницы из храма в храм, торжества, так любезные сердцу русскому, сердцу православному!..
Пред сердечными очами слились эти отдельные светлые, незабвенные воспоминания в одно большое сияние, которое зреть было приятно, и утешительно, и умилительно до слез!..
Заметно было, что всем встречавшим «было хорошо» на душе. Хорошо, когда увидали своего Архипастыря, благоговейно преклонившегося пред св. образом и с любовию, истинно сыновнею, облобызавшего его! Хорошо, когда увидели сонм священно-служителей в благолепных облачениях! Хорошо было, когда двинулось шествие крестное со множеством св. икон, св. крестов и хоругвей!
Хорошо было на душе, когда слышали мы молитвенно-умиленное пение сестер обители, - пение, отличающееся характерною для Раковского монастыря чертою - безыскусственною задушевностью [1].
Хорошо было на душе, когда услышали мы слова молитвы к Пречистой Деве, от умиленного сердца возносимые Архипастырем во время самого шествия!
Да, это была встреча и царская, и разумно-сердечная. Чувствовалось, что шествовал как бы воодушевленный Божий кивот, а не просто образ!
Также видно было и то, что между Архипастырем и паствою образовался за семь лет его святительства в нашем городе сердечный союз: и пасомые и их Архипастырь, заметно, жили одним чувством любви к Богоматери, Царице небесной [2].
Хочется верить, что эта «встреча» является доказательством окрепшей разумно-сердечной любви к Божественному и святому, а не скоро-преходящий «восторг», вызванный лишь красотою зрелища!
В последние годы православные жители нашего города особенную любовь и выдающееся усердие проявляют к церковной молитве и к церковному благолепию. Самара заметно приближается к Московской церковной старине [3].
«Дух правый обновляется в сердцах наших!»
Если же обновилось сердце, то будет обновляться и жизнь, ибо от сердца исходят ее движения к добру и свету! Было бы живо сердце, а раны и язвы наши зарастут на нем!
Когда св. икона была внесена в кафедральный собор, здесь с мольбою к Владычице предстало множество «несчастных», за которых молитвы стал возносить сам Владыка-Архипастырь, служивший всенощное бдение и литургию на другой день в Кафедральном Соборе, где поставлен был образ!
Слышалось пенье, поднимался к небесам дым кадильный. Поднимались в храме и «вопли», и стоны изнемогающих под бременем жизни. Этих несчастных «кликуш» привели к единой милостивой Матери... И, «буйные от озлобления», многие из них здесь за молитвами затихали!
О, сколько горя предстало пред Матерью Бога в храме Ее Предвечного Сына! О, сколько горя среди нас! О, сколько зла мы причиняем друг другу, причиняем и не видим... О, как мы равнодушны! Кто был в тот раз в храме, тот мог бы увидеть, сколько горя поверено Небесной Царице, сколько жалоб принеслось на человеческое безучастье!
И эта картина была поучительной для тех, у кого сердце еще бьется для добра.
«Пресвятая Богородице, спаси нас!» -  восклицала «душа народа», когда Архипастырь осенял паству на перекрестках во время шествия св. иконы.
Эти воскликновения неслышно для уха несутся к Заступнице рода христианского от всех и везде, где бывает св. икона, с упованием, что будет «совершение», — исполнение просимого и ожидаемого…


(Самарские Епархиальные Ведомости. 1900. Часть неофициальная. С. 454 – 457. Без подписи).


ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА:
1. Один из протоиереев, знаток и любитель церковного благолепия вообще и пения в частности, услышав умилительное пение сестер, сказал: «Что-то хорошее чувствуется в их пении». - «Сердце», -  ответил его собеседник!
2. Наш Преосвященный «любит» служить Богу и Богоматери! Любит Преосвященный дарить в благословенье иконы Богоматери! Сколько домов и сколько семейств с благодарностью приняли это благословенье!
3. Любят теперь наши православные граждане длинное—уставное богослужение! Любят долго молиться! Любят теперь жертвовать на храмы. Чтут служителей Церкви, достойных чести! Во время св. четыредесятницы население города учетверяется: где считалось 200 душ по метрикам, там исповедывается до 700 человек. Где нет никакого прихода, говеет 100 православных!


От публикатора:

Об истории иконы Божией Матери "Взыскание Погибших" смотри здесь: http://www.proza.ru/2015/08/27/126

О встрече Св. Чудотворной иконы "Взыскание Погибших" В Самаре в 1901 и 1912 гг. смотри здесь: http://www.proza.ru/2016/08/29/989