Ленин и нищенка

Александр Анайкин
В одном из советских фильмов о Ленине, наш вождь мирового пролетариата беседует с нищенкой, которая сообщает Вове, что революция лишила её всего состояния. Ленин удивлён. Какое же у нищих может быть состояние? Но, оказывается, что у нищенки в банке хранилось золотом аж три тысячи рублей. По тем деньгам это огромное состояние.
Для чего создатели фильма ввели сцену с богатой нищенкой? Да для того, чтобы показать, что при царизме в обществе имелось много социальных паразитов, которые, не работая имели хороший достаток. Но дело то в том, что в царской России нищенство было запрещено законом. Например, в инструкции жандармским командам от 19 октября 1895 года прямо написано, что жандармские команды должны задерживать всякого рода бродяг и просящих милостыню.
А вот извлечение из свода законов Остзейских губерний, то есть Прибалтики, где тоже полиции предписываются прилагать меры для прекращения нищенства и празношатательства.
Конечно, бороться с нищенством было не везде легко на необъятных просторах империи. Например, бродяжничество было широко распространено в Сибири. Это объясняется тем, что в бродяги подавались ссыльные. Дело в том, что среди ссыльных было более сорока процентов дряхлых, неспособных к труду, которым ничего не оставалось, как побираться. Попрошаек в Сибири насчитывалось сорок тысяч человек. Труд же ссыльных в Сибири оплачивался крайне низко. Населению порой было легче заплатить бродяги, чтобы заставить того убраться с территории, что люди и делали. По подсчётам специалистов того времени Сибирь уплачивала нищим около трёх миллионов рублей ежегодно. Но ведь Ленин то вёл беседу с нищенкой из Петрограда. Это город, где полиция была сильна. В Питере просто не было условий для попрошаек. Но, чего не сделаешь для того, чтобы очернить царизм. Коммунистический режим вообще использовал ложь постоянно: вся советская литература, всё советское искусство, театр, кино являли собой сплошную ложь. Но я обратил на данный сюжет по другой причине. Вдумаемся, если советская власть прибегает ко лжи, чтобы опорочить царизм, то это может означать лишь одно: коммунистическому режиму просто не хватало правды для дискриминации царизма, вот он и прибегал к гнусным инсинуациям. Ведь, к примеру, чтобы скомпрометировать саму советскую власть, вовсе нет нужды прибегать к вранью, ибо эта власть сама себя настолько скомпрометировала, что ложь для этих целей вовсе не нужна. А вот для компрометации царизма ложь, оказывается, коммунистам была просто необходима. Вот такая «честная» система.