Жизненная сила и жизненная энергия

Андрианов Владимир 2
С древних времен люди задумывались, какая сила движет оплодотворенной яйцеклеткой, превращая ее в живое огромное разумное существо.

Как из крохотного семечка вырастает могучий дуб. Каков механизм получения точной копии целого организма или целого растения из одной единственной клетки.

Ведь очевидно, что в яйцеклетке и каждом зернышке помимо генетической информации, вероятно, существует некая энергия, которая обеспечивает их рост и развитие.

Во многих эзотерических учениях подробно описывается  жизненная сила, жизненная энергия человеческого организма. Эта таинственная субстанция в разных культурах, у разных народов и разных ученых имела свое название и толкование:

• у индийских йогов – прана, энергия кундалини;
• в китайской философии – энергия Ци;
• в японской мифологии – энергия Ки;
• в иудейской Каббале – астральный свет;
• в древней Греции – эфир;
• в древнем Риме – пневма;
• у европейских ученых – иллиастром, животный магнетизм (флюид).

Знаменитый врач психолог З. Фрейд энергию, которую излучает соответствующий пол, обозначал как либидо.

Согласно учению йогов в человеческом теле имеется девятнадцать энергетических центров, именуемых вихрями.

Семь из них являются основными  и называются чакрами, а двенадцать относятся к второстепенным. Эти вихри фактически образуют биополе невидимое глазом обычного человека.

В переводе с санскрита чакра означает колесо. Согласно философии йогов в человеческом организме именно семь чакр выполняют основную функцию получения, концентрации  и распределения энергии.

Выделяя в теле человека чакры, своеобразные энергетические центры, йоги каждую из них увязывали с удовлетворением определенных физиологических и социальных потребностей и желаний человека:
 
• первая – Муладхара (физическое выживание);
• вторая – Свадхистхана (половые потребности, творчество);
• третья – Манипура (вода, пища);
• четвертая – Анахата (любить и быть любимым);
• пятая  – Вишуддха (самореализация и самовыражение личности); 
• шестая – Аджна (интеллектуальная деятельность);
• седьмая – Сахасрара (карьера и положение в обществе).

Семь чакр расположены вдоль позвоночного столба и соединены тремя главными энергетическими проводящими путями, которые известны как ида, пингала и сушуна.

Каналы начинаются у основания позвоночника и доходят до макушки головы.
Центральным энергетическим каналом спинного мозга является сушуна, по которому движется энергия кундалини, давая жизнь телу и уму.

Кроме того, тело пронизано сложной сетью состоящей из 72 тыс. нари. В переводе с санскрита нари означает канал, по которому протекает жизненная энергия.

Некоторые авторы идентифицируют нари с нервами, другие считают, что это чрезвычайно тонкие, невидимые, но все же материальные проводники энергии.

Нари представляют собой элементы биополя человека. Биотоки, протекающие по нервам, индуцируют около себя биоэлектрическое поле, которое лежит в основе нари.

Как считают индийские йоги, основной энер¬гетический центр нашего тела расположен в проекции по средней линии живота на четыре сантиметра ниже пупка.

Иногда этот центр называют солнечным сплетением. В системе восточной акупунктуры эта точка – Гуань-Юань.

В китайской философии главной жизненной силой человека считается энергия Ци. Эта энергия существует на небесах, на земле и в каждом живом существе.

Жизненная энергия в представлении китайцев состоит из двух противоположных начал – Ян и Инь.

Человек создан как существо земное и небесное одновременно, т.е. существо телесное и духовное в равных степенях, поэтому Инь — энергия тела, Ян — энергия духа.

Ян олицетворяет активное, жесткое мужское начало, а Инь – пассивное, податливое женское начало. Они не могут существовать друг без друга, как две стороны одной медали.

Вместе Ян и Инь составляют монаду – неделимый первичный духовный элемент, который лежит в основе мироздания.

Этот символ – круг, разделенный изогнутой линией на две части: белую и красную. Внутри каждой из них есть небольшой круг противоположного цвета.

Кривая линия говорит о постоянно изменяющемся балансе Ян и Инь, а маленькие круги показывают, что каждый содержит в себе элементы другого начала.

Такое толкование символа совпадает с верованием китайцев в то, что Вселенная постоянно изменяется. И являясь неотделимой частью этого мира, мы тоже изменяемся.

Два начала – Ян и Инь – должны поддерживать определенное равновесие в каждом человеке, баланс жизненной энергии и гармонию,  что позволит нормально работать всем органам тела и сохранять здоровье.

Как считали китайские философы, кроме гармонии Ян и Инь в природе существует гармония пяти элементов. Пять элементов, или пять стихий, — это все то, из чего состоит вся энергия мира и жизни, вся энергия Инь и Ян.

Эти пять стихий — Огонь, Вода, Металл, Земля и Дерево. Все в природе складывается из движения, взаимо¬действия этих пяти элементов и их энергий.

Каждая энергия необходима определенным органам и частям человеческого тела:
• энергия Дерева — печени, мышцам и глазам;
• энергия Огня — сердцу, сосудам и языку;
• энергия Земли — селезенке и поджелудочной железе, соединительным     тканям, органам ротовой по¬лости;
• энергия Металла — легким, кожному покрову и
волосам, носу;
• энергия Воды — почкам, костям, ушам.

Недостаток или избыток одной из энергий пяти элементов приводит к нарушениям здоровья.

С древних времен в китайской медицине все внутренние органы человека разделялись на шесть основных и шесть вспомогательных.

Основными органами в человеческом организме китайцы считают сердце, почки, печень, селезенку, легкие и перикард – своеобразную оболочку сердца.

В китайской философии и медицине основным источником и накопителем  жизненной энергии в человеческом организме считаются почки (шэнь).

К вспомогательным органам относятся желчный пузырь, тонкая кишка, желудок, толстая кишка, мочевой пузырь и три обогревателя, которые обозначают три источника энергии и тепла.

Тело человека делится на три части:
 
• от головы до диафрагмы;
• от диафрагмы до пупка;
• и все что ниже пупка.

Это деление соответствует верхнему, среднему и нижнему обогревателю. Верхний обогреватель соответствует небу, средний – человеку, нижний – земле.

Необходимая человеку энергия называется воздушно-кровяной. Она подается в шесть основных и шесть вспомогательных органов по циркуляционным каналам,  которые получили названия «линии-меридианы» (цзин-ло) и каждый из которых соответствует определенному органу.

В систему меридианов входят еще два меридиана передний срединный Жень-май и задний срединный Ду-май. По этим 14 меридианам через неведомые нити энергия Ци поступает в каждую клетку тела. Если энергия протекает свободно, то организм человека здоров.

Китайские медики утверждают, что, выполняя ряд медленных движений, можно накопить эту энергию в определенных участках тела и таким образом восстано¬вить и отрегулировать энергию всего организма. Китайцы говорят: «Когда иссякает Ци, смерть стоит у дверей».

Известный римский врач и естествоиспытатель, один из классиков античной медицины Гален Клавдий (129 – 201 н.э.) был автором учения о пневме, которую считал носителем душевной жизни.

Под пневмой понималась своеобразная эфирная субстанция, подобная разогретому воздуху. Ученый различал физическую пневму, находящуюся в печени, и психическую пневму, находящуюся в мозге и нервах человека.

Древнегреческие философы считали, что основой всего сущего в мире является эфир. Аристотель дал изумительное по точности определение эфира — «вечно бегущий», носитель божественного энергетического начала.

Известный ученый, швейцарский врач, алхимик Т. Парацельс, живший в  XVI в. жизненную силу и жизненную материю называл иллиастром.