Новая книга про салон и про жизнь

Наталья Смехова
Как разориться на салоне красоты.

Как известно, салон красоты это один из тех бизнесов, которые принято дарить женам, любовницам в некоторых кругах. Если муж занимается политикой или крупными финансовыми операциями, считается приличным, что жена владеет салоном красоты или студией макияжа. Вроде как несложно, престижно, денежно. Пусть занимается хоть чем-нибудь.
Вот моя книга об этом. А точнее о том, что такое красивый бизнес изнутри, без прикрас. Расскажу я об этом на собственном примере, поскольку примерно 1, 5 года посвятила развитию своего салона. Будет полезно прочитать тем, кто планирует совершить такой подарок, а так же тем, кто собирается его принять.

Пусть в этой книге также будут хитросплетения чувств, страсти, все то, что сопровождало меня в этот период. Все-таки это моя книга. Ну потерпите. Я же девочка.

Как у меня оказался салон красоты.

Мне было почти 28 лет, за плечами у меня был опыт работы в ивент-индустрии и небольшой опыт работы по франшизе с магазином игрушек. То есть кое-какое представление о ведении бизнеса было. Я посещала тренинги и семинары на тему бизнеса, вела учетные таблички, читала литературу, встречалась с единомышленниками.

Примерно перед новым годом я поняла, что с моим молодым человеком, который был со мной на протяжении 5 лет, мы должны расстаться. Как раз в этот момент я участвовала в одной бизнес игре, где нужно было ставить цели. Я познакомилась со многими интересными людьми и благодаря им встретила свой первый абсолютно одинокий Новый год. Я поставила туда цель "уйти от молодого человека".

Ивент-бизнес мы вели на двоих. Я находила клиентов, он проводил мероприятия. Мне никогда не нравилось этим заниматься. Не могу сказать, что я была рождена, чтобы сидеть на форумах и находить клиентов на проведение свадеб. Так что раз уж мы расставались, наверное, это был шанс изменить профессию. Но чем именно заняться? В голову ничего не приходило.

Я активно встречалась с друзьями, чтобы найти ответ на этот вопрос. В один из таких дней мне позвонил мой друг, который держал салон красоты и с которым мы познакомились на бизнес тренинге, и сказал, что продает свой салон. Его жена была парикмахером, а он обеспечивал жизнь салона. Довольно долго просуществовал их салон (около 3 лет), я была их постоянной клиенткой, с удовольствием общалась с ним и его женой. И вот поступило такое предложение.

Я подумала - почему бы и нет? Какая девочка не мечтает открыть салон красоты. А тут готовый салон с клиентами, о чем тут можно думать. А думать тем не менее надо было. И вот о чем.

Покупка салона.

Я позвонила своему другу, с которым тоже познакомились на бизнес тренингах. Я всегда видела в нем ответственного, умного и рассудительного товарища. Поэтому сразу позвонила ему и он сказал: "неплохое предложение". Мы вместе выехали на встречу с друзьями по салону.
- Есть клиенты, есть помещение, есть мастера, - говорил Сережа (владелец салона), - есть основной мастер - моя жена. Но мы устали. Откровенно говоря, ничем не хотим заниматься, кроме строительства дома в Подмосковье. У нас неплохо получалось зарабатывать. Тем более мы оставляем полную базу клиентов, около 2000 человек. Звоните им, предлагайте услуги - и вот вам деньги. Мы - сыты по горло. Жена не может уже смотреть на все эти красители, все таки 10 лет в профессии. Даже запах не переносит.

В целом все звучало довольно здраво. Они предлагали купить салон за смешные деньги всего 200 тысяч рублей. Небольшое помещение на 2 рабочих места в центре Москвы в административном здании на 4 этаже. Да, 4 этаж не очень удобно, зато мансарда и очень прикольные окна, выходящие на небо. Прелесть. Да, старый ремонт и очень простая мебель, но это лучше, чем ничего. За 200 тыс рублей вряд ли можно купить даже это, не говоря уже о тонкостях - подведение воды, устройство мойки, да и 2000 наработанных клиентов за эту сумму не купишь. Мы согласились.
Мой партнер отдал свою часть. А мою часть мы договорились отдать в конце месяца. У меня не было денег. Совсем.
Я получила салон красоты авансом.

Поскольку все мы были друзья, мы подписали очень условные бумаги, почти на коленке. О том, что Сережа продает нам такой-то салон за такую-то сумму и очень беглое перечисление, что в эту продажу входит. Здесь так же был указан сайт с 3летним доменом, который уже выдавался в поиске и группу вконтакте. Этот старый домен был очень нам интересен, поскольку каждая наша статья на нем почти сразу попадала в выдачу по актуальным запросам.
Сережа дал свой номер телефона и телефон своей жены, заверил нас, что мы всегда можем рассчитывать на их помощь и отбыл.

Первый месяц.

Первый месяц прошел в бесконечных переговорах по телефону. Мы соображали что делать, потому что ни у кого из нас не было опыта. А у меня еще и был долг перед Сергеем в 100 тыс рублей.
Я переписала большую часть клиентов, которых нам передали и начала их обзвон.
Как я поняла в последствии, эти клиенты были в салоне уже давным давно, некоторые 2, некоторые 3 года назад, и не помнили ни название салона, ни процедуры. Некоторым не понравились процедуры. Некоторые не готовы были ничего покупать, поскольку были изначально приглашены на бесплатные процедуры или процедуры "по купонам" (с очень большими скидками почти до 90%).
Итак, это было первым разочарованием.
К концу этого месяца, мы уже стали понимать, что обещанные 2000 клиентов были фарсом. Мы потратили на них время, деньги на телефоне и смс-ки, а результата не было.
Без нашего вмешательства к нам записывалось 3-4 человека в неделю. Мы закупали продукцию под каждого из них и поскольку продолжали пользоваться той же самой рецептурой, то выходило, что стоимость продукции превышало чек этих клиентов. То есть, покупая тюбик краски и активатор к нему, салон рассчитывает потратить этот тюбик минимум на 3-4 человек, таким образом себестоимость услуги становится очень низкой. Мы же покупая тюбик и активатор для каждого клиента, были вынуждены выходить в ноль, поскольку больше не было желающих на этот тюбик. Следующий клиент требовал уже других тюбиков.

До нас салон работал на дорогой, премиальной косметике и такие заказы на каждого клиента обходились нам дорого + доставка.
Окрашивание, которое стоило в салоне 3000-4000 рублей выходило в ноль, так как краситель + активатор стоил около 2500 рублей + 1000 рублей как минимум мы отдавали мастеру за работу.
К концу первого месяца мы не только не заработали, но и вложили свои деньги в аренду помещения.

Мой долг перед Сергеем не был покрыт.
В этот момент мой партнер понял для себя,что ниша сложная, вот так сразу "нахрапом" тут не разберешься, а времени у него нет. И высказал свое пожелание выйти из дела.

Чтобы выйти ему необходимо было вернуть свою долю. Но у меня не было не только отдать ему его долю, но и был не покрыт долг перед Сергеем. Мы выставили салон на продажу.

Продажа салона.

Дима, мой партнер, выставил салон на продажу и к нам потянулись покупатели. В сущности такие же как мы, незнайки, "авантюристы", вообщем те, кто хотел как можно больше приключений :)
Была уже назначена дата сделки, но мне было нестерпимо грустно. Подходил к концу второй месяц нашего "управления" салоном, денег не было. Я приезжала пораньше перед клиентами и мыла полы, протирала зеркала. Я как-то прикипела к нему душой, чувствовала себя там хорошо и не могла себе представить, что я со всем этим так быстро расстанусь.
Сделку я сорвала и вот как.

Дима должен был передать документы агенту, который занимался продажей салона. Я под предлогом передачи документов забрала их у Димы и начала тянуть время перед агентом. В это время искала среди друзей тех, кто мог бы выкупить долю Димы и таким образом оставить салон при мне и войти в дело. Это было сложно, потому что ничего обещать я не могла. Салон был в минусах и каждый месяц платить аренду неизвестно сколько времени, учитывая, что я в деле ни бум бум никто не хотел.
Однако, я нашла одного знакомого. Он предложил мне встретиться и все обсудить.
У меня в тот момент была очень разбитая старая машина, у которой отказывал аккумулятор. Дело было вечером. В кармане у меня ни рубля, я вся в долгах и вот я сажусь в этот старый автомобиль вместе с отцом и подругой (потому что в крайнем случае авто нужно было заводить с толкача) и еду на эту встречу.

На встрече заказываю чай (чтобы не выглядеть совсем грустно) и судорожно соображаю хватит ли мне тех копеек, которые у меня есть. Пришел мой знакомый, закал себе шикарный ужин и сказал с улыбкой: "ну чего, рассказывай". И я натянув улыбку начала рассказывать, как это воодушевляюще и круто может быть, если... если... и еще раз если...
В конце он сказал: "ну мне надо подумать. до завтра. кстати, не доставай деньги, я все оплачу. спасибо за встречу".
Это было прекрасно. То, что он сказал, что оплатит разумеется.
Мы вышли, завели авто "с толкача" и в полной тишине отправились домой.

На утро Толя (а это был он) написал мне сообщение: "я согласен, сколько с меня? и да, больше никаких партнеров. Мои 50% с прибыли и я ни в чем не участвую". Я согласилась. Как будто у меня были варианты!

Я пообещала себе, что никогда не подставлю Толю. И что в следующем месяце обязательно кровь из носа салон выйдет в ноль. Просто потому что мои деньги уже кончились. Мне нужно снимать квартиру. Как-то существовать. А платить еще и аренду это было уже слишком.

Так что я закрылась в квартире, включила все вебинары по бизнесу, которые нашла и скрепя зубами все это смотрела. Они были техничны, практичны и... очень скучны. Но я смотрела до тошноты и считала, считала, считала. При каком случае я могу выиграть? Как сделать так, чтобы клиентов стало больше? Как оптимизировать расходы? Как договориться с мастером? Как?

Вопросов было много. Но главный был - где взять клиентов?

Не помню, что в этот момент мы ели с отцом и ели ли вообще. Мы жили на съемной квартире вдвоем, он работал, приходил вечером, а я плохо спала по ночам и в основном работала ночью, утром или днем ехала принимать клиентов, а ночью опять вебинары.

Ах да, забыла сказать, что я уже начала принимать клиентов и сама. И вот как это было.

Как становятся парикмахерами.

Когда мы получили салон, нам к нему в придачу достались еще 2 мастера - Марго и Анифе. И буквально через несколько дней у нас были записаны 2 клиентки одновременно. Мы вызвали этих двух мастеров и я приехала "проконтролировать" работу, а по факту узнать как и что происходит. Одна из клиенток пришла со сложным запросом, желая из черного цвета стать пепельной блондинкой. Для меня тогда эти понятия не значили ровным счетом ничего. Анифе была мастером этого клиента. Она закатила глаза и приступила к смывкам. Она все время бегала куда-то с телефоном и я сначала не понимала, что происходит.
Потом поняла - она звонила Ирине, бывшей владелице салона и спрашивала что делать. А та как кукловод руководила работой Анифе. Такое часто бывает в подобных салонах. Анифе ни разу не делала такую сложную работу и очень боялась. Если бы она была бы более опытным мастером, она бы отказалась. Потому что уже сейчас я понимаю, что этот запрос выполнить невозможно. И об этом лучше сказать клиенту сразу.
Но Анифе не была опытным мастером. Кроме закатывания глаз, она к сожалению, никаким образом не показала клиенту, что это что-то "из ряда вон".
Было сделано 4 смывки и наконец, завершилось все окрашиванием. И клиентка стала (как и должна была в этом случае стать) темно-русой. И разумеется закатила скандал и отказалась платить.
С Анифе я больше не стала работать. Потому что в тот момент я сделала вывод, что мастер ненадежный.
Марго обслуживала подругу этой клиентки и та осталась довольна.

В тот момент с мастерами у прошлых хозяев было заведено правило сразу брать свои 30% от чека. Поэтому просто минуя меня, Марго взяла свои 30% и остаток положила в сейф. Чуть позже я еще вернусь к этому вопросу.

Так прошел мой первый день в этом бизнесе,  и начался он со скандала этой "недоблондинистой" клиентки.


Марго. Порядки парикмахером.

Марго была чуть старше, чем я. При покупке мне была дана такая характеристика этого мастера "трудолюбивая, тихая мышка".
В первые дни нашего знакомства, зная, что я новая хозяйка салона, Марго мне натянуто улыбалась. Затем быстро поняв, что я совершеннейшее полено в этом деле начала делать следующее. При бывших владельцах дело обстояло так - клиент записывался через Ирину, бывшую хозяйку, она звонила мастерам и они приходили в назначенное время, брали ключ на охране и работали. Отзванивались после клиента, оставляли деньги в сейфе, ключ в котором так и торчал все время.
В один из дней, когда в салоне был выходной и клиенты не планировались, я попросила Диму завести музыкальный центр, потому что до этого была полная тишина. Дима привез центр, позвонил мне и сказал: "А ты в курсе, что Марго в салоне?".
Я посмотрела расписание - никто записан не был. Марго просто самостоятельно договорилась с клиентом, приехала, взяла ключ и на наших материалах сделала дорогую работу. Все это мы узнали уже потом, а в тот момент она просто не брала трубку и мы не могли понять, что происходит. Она взяла трубку только на следующий день и ничуть не смущаясь сообщила, что да, работала и это была просто укладка и клиентка резко позвонила и та, мол, чтобы не терять клиента выехала.
Я сделала вид, что поверила (а что мне было делать? уволить единственного мастера?). Но на следующий день завела тетрадь на охране, где ключи выдавали под роспись. Марго кстати наотрез отказалась ставить свою роспись в тетради, не объясняя никаким образом свой отказ. "Хорошо, - сказала я, - тогда охрана будет ставить свою подпись. И я буду сверять рабочие дни с расписанием".

Так началась наша негласная война. Марго знала, что я не соображаю, я знала, что это знает она. Марго знала также, что она единственный мастер и я буду искать любые способы компромисса. Также она, как опытный мастер, знала уже, что хорошего мастера найти сложно. А тем более непрофессионалу вроде меня. Я кстати говоря, тогда еще этого не знала и поэтому вполне себе уверенная в себе я выложила вакансию на сайтах о работе и... не получила ровным счетом никакого эффекта. Почему? Я обязательно рассказу об этом пункте, если вы напомните. Мастеров для салона красоты нужно искать совсем иным способом и простое выкладывание вакансии, к сожалению, никак не поможет.

Итак, примерно через неделю Марго позвонила мне и сказала: "я больше не выйду на смену, если мой процент будет 30. Для меня это мало. Я соглашусь только на 40% и никак не меньше". "Хорошо", - оторопело сказала я. Вот так мышка, подумалось мне, это не мышка. Это была самая настоящая лиса.


Через некоторое время у нас случилась еще такая ситуация. Мне позвонила разъяренная клиентка и пожаловалась, что кожа на голове покрылась пятнами и болячками. "Вы сожгли мне кожу! Вы что с ума сошли??! Я пойду жаловаться!" - кричала она. Честно, я никогда не сталкивалась с подобными случаями и очень растерялась. Я позвонила Марго, но та холодным тоном процедила: "Ну и что? Значит химический ожог. Я тут причем? Это индивидуальная особенность". На этом разговор закончился. Я не знала как реагировать на эту ситуацию. Деньги клиентке пришлось вернуть (я так посчитала нужным сделать), при этом Марго свою часть возвращать разумеется отказалась.

У Марго были еще ряд особенностей. Например, она не хотела работать по вечерам. Как вы понимаете, салон красоты - это в основном вечерний трафик. Люди идут после работы, а когда еще? Но каждый вечерний записавшийся клиент это были долгие, мучительные уговоры Марго. Марго требовала прибавку за вечерний выход. И я, разумеется, ей ее давала.
Несколько раз была ситуация, когда Марго звонила мне в день записи или даже за час до клиента и несла околесицу вроде того, что "отключили горячую воду, у меня грязная голова, я не приеду". И никакие уговоры на нее не действовали. А угрозы - ну какие угрозы? Она забирала деньги день в день. Она ничем ни рисковала и по сути делала, что хотела.
В самом финале наших отношений она не стесняясь при мне брала телефоны клиентов. Переписывалась за моей спиной, правда ей все равно приходилось ставить меня в известность, что клиент хочет записаться, потому что работать ей было негде, а у меня уже ключ выдавался под запись.


С Марго мы проработали полгода. Это были самые тяжелые полгода в моей жизни. Я изо всех сил терпела человека, которого не могла ни уважать, ни испытывать к ней боле менее человеческие чувства. Терпела ее только потому, что не могла найти другого мастера. Боялась искать. Боялась рисковать. Как его проверить? Откуда же мне знать это. Марго не смотря на то, что была отнюдь не мышкой, все же была хорошим мастером. Да-да. Стерва, конечно. Но мастер она была хороший. Впрочем, даже это я в тот момент оценить не могла. Оставалась оценка "рынком" - чаще всего клиенты уходили довольны и этого было достаточно. Но если брать мастера, его же надо на ком-то проверять, если это единственное мерило. Так что мы работали с Марго.


Как мы расстались?  В тот момент я ходила в один бизнес-клуб, где собирались молодые предприниматели и обсуждали свои проблемы. И когда они услышали мою историю взаимоотношения с сотрудником, они сказали: "это ад. срочно увольняй. она все равно уводит твоих клиентов. Какая тебе разница попасть в минус прямо сейчас или через месяц?". Я подумала - они правы. Я все равно в жопе. Какая разница сейчас или потом? Я уволила ее.

Салон без мастера.