Река Гусь Житомирского Полесья

Николай Скулов
               
   Много тайн хранит Мещёрская земля. Однако больше всех вопросов порождают необыкновенно звучащие имена рек, озёр урочищ мещёрского края: Исихра, Дандур, Шушмор, Шумшар, Войнинга, Нуксор, Чармус, Шагара, с ними соседствуют: Клязьма, Ока, Гусь, Колпь, Судогда, Ушна, Унжа, Бужа, Пра.  Всё это свидетельствует, в первую очередь, о древней историиМещёры и о том, что природные богатства нашего края на протяжении многих веков привлекали к себе большое количество племён и народов. Они - то и оставили нам в наследство этот топонимический кроссворд. Разгадка его – занятие увлекательное, требующее погружения в историю, географию, лингвистику.

    Поиски географической тёзки нашей речки Гусь на территорииВосточной Европы привели меня в Чехию, в бывшую Восточную Пруссию, в Белоруссию, в Польшу и на Украину - к славному граду Чернигову.
Из летописей известно, что ещё с 9 века  славянские  племена, жившие на территории Муромо-Рязанских земель, дружили и торговали с племенами на реке Десне и считали Десну своей «дединой» (т.е. прародиной), вместе платили «пушную дань» хазарам.К середине XIв.,муромо-рязанские землипо завещанию Ярослава Мудрого вошли в состав Черниговского княжества и перешли к его сыну Святославу Ярославовичу (1054-1073).

   В.Н.Татищевв «Истории Российской» сообщает, что в 1198 г.:«Ярослав, князь Резанский, по согласованию с братьями, просил великого князя Рюрика Ростиславовича и Митрополита, дабы область Резанскую от епархии Черниговские отделить и поставить в Резань особого епископа» т.е.учредить отдельную от Черниговской епархию. Тесная связь Рязани и Чернигова прослеживается вплоть до начала Батыева нашествия в 1237. Известно, что весть о Батыевомраззорении Рязани застала рязанского воеводу ЕвпатияКоловрата именно в Чернигове!
Поскольку Черниговщину и наши края объединяет общая история, я  надеялся найти в речной системе Десны и рек по соседству, нечто похожее на название нашей речки Гусь. Но нашлись другие «птичьи  имена»: Тетёрка, Уть, Утица, а речки Гусь ни на Черниговщине, ни на всей  Левобережной Украине так и не нашлось... Зато на Правобережной Украине поиски увенчались успехом! Здесь тоже нашлись реки: Уж, Тетёрка, а главное - при изучении системы притоков древней реки Припять, удалось обнаружить реку Гусь (!), которая впадает в реку Ствига – правый приток Припяти. Известно, что долина этой реки исстари являлась областью проживания славянского племени древлян.
   Река Ствига начинается в Ракитновском районе Ровенской области Украины около урочища Добрыль. Длина реки – 178 км, из которых 112 км – проходит по территории Белоруссии. Ствига протекает по Полесской низменности, в окружении непроходимых чащоб и болот – чем не Мещёра! Устье реки находится Житковичском районе Гомельской области, близ деревни Погост. Наша река Гусь тоже впадает в Оку близ села Погост.
    Речка Гусь – правый приток Ствиги начинается в Олевском районе Житомирской области недалеко от села Корощино (51.2163900N ; 27.5441700 Е). Рядом  находится одно из самых мистических и загадочных мест Житомирского Полесья – урочище «Каменное село». Несколько десятков каменных глыб, величиной с большую избу, поросшие мхами и лишайниками, выстроились в ряд полумесяцем или собраны в группы – очень похожие на мегалитические постройки конца неолита. В Мещёре нами так же были обнаружены мегалитические сооружения (Шушмор, урочище Синь камень, Запольское святилище,Нуксор), однако не такие мощные как в Житомирском Полесье.
    Сама Полесская речка Гусь, по сравнению с Мещёрской, почти в два с половиной раза меньше по длине – всего 73 км (наша речка Гусь- 164км). Река течет в северо-западном направлении, пересекает границу Житомирской и Ровненской областей, протекая мимо села с очень интересным названием – Будки – Сновидовичские. На её живописных берегах произростает смешанный лес, с преобладанием лиственных пород.  В реку Ствигу Гусь впадает близ поселка Сновидовичи (51.315724 N ; 27.389310E). И ещё один очень интересный факт: знаменитый Збручский идол Святовитов длинной три метра – пожалуй, самый известный исторический артефакт общей славянской культуры, экспонируемый ныне в Краковском археологическом музее, был вытащен в 1848 году из реки Збруч, северного притока Днестра, текущего меж холмами, которые издавна зовутся Медоборы, у села Гусятин!  Сегодня это Тернопольская область Украины, а в конце I тысячелетия здесь соседили племена волынян, бужан и хорватов.
    Ранее я сообщал, что  в Браславском р-не Витебской области республики Беларусь, в бассейне реки Друйка, в системе Браславских озер, есть озеро Бужа площадью 4,18 кв.км и максимальной глубиной  9,1 м., а старинные названия двух из системы Мазурских озёр в бывшей Восточной Пруссии звучат на немецком языке как: кляйне-Гус-зее и гросс-Гус-зее.
    Следуя этой логике, обязательно, где-то среди озёрной системы Ровненской области, в Полесье должно быть озеро Гусь, как есть оно на севере Лениградской области в нескольких километрах от западного побережья Ладоги, только современные картографы поступили кардинально – исправили Гусь на более привычное - озеро Гусиное…
                Вывод из всего этого может быть только один:
       насаждаемая на протяжении многих десятилетий «утка», о происхождении названия реки Гусь от финского «kuusi», оказалась не чем иным как умело подтасованным под факт вымыслом! Этот вымысел продолжает жить, переходя из текста в текст экскурсоводов различных уровней, в краеведческих «трудах» и, что самое страшное, в школьных учебниках! Все гидронимы Центральной России огульно считаются фино-угорского происхождения, не смотря на то, что большинство из них имеют санскритские, индо-европейские корни. Доходит до смешного, при любых вопросах о происхождении гидронимов используется только финская версия, не смотря на существование десятков других объяснений и версий! В этом просматривается какая-то дискриминация. Этот вопрос достоин отдельного рассмотрения. Ока – не что иное как Йока (вода), Москва – Коровий брод, Гусь- Кууси (ель) и так далее. Никакой логики, ни мысли. Согласно всем этим «переводам»: болото – «вязкое», река- «мокрая», глина – «грязная». Все эти переводы не согласованы ни с историческими, ни с культурно-этническими особенностями. Хотя бы «Калевала» почитали, прежде чем претендовать на глобальные изыскания! Это же самое хочу отнести и к нашим горе-археологам. Чтобы они ни раскопали – все у них финское. Всё это не от высокого ума. Все они работают в рамках «теорий» своих учителей – «академиков». Доработались уже до того, что загнали Русскую Историю в тупик. Здесь уже не только Михайло Ломоносов, но и сам Миллер в гробу переворачиваются.