Может ли совесть быть свободной?

Игорь Вайсман
        Недавно с большим опозданием, к своему стыду, задумался над известным понятием «свобода совести».
       Впрочем, стыдиться, очевидно, стоит не мне одному. Многие люди принимают существующие выражения, не задумываясь над их смыслом.
       Так вот, что касается словосочетания «свобода совести», то это полная чушь. Совесть априори несвободна. Она часто бывает забытой, особенно в наше время. Бывает угнетаемой, проклятой, оплёванной… Но свободной – извините! Некоторым экземплярам, похоже, удаётся освободиться от неё. И то не уверен, что полностью. На смертном одре она заставит о себе вспомнить.
       В общем-то под свободой совести понимают свободу вероисповедания. По поводу последнего никто спорить и не собирается. Речь лишь о том, зачем было придумывать такой абсурдный синоним. С того, с чьей лёгкой руки пошло гулять по миру выражение «свобода совести», следовало бы как следует спросить.
       Подозреваю, это кто-то из либералов придумал. Ведь у этих господ всё на свете свободно. Луна – в том, вращаться ей вокруг Земли или не надо. Человек – в том, падать ему в пропасть или лучше полететь аки птица. И желудок человека свободен в том, переваривать ему пищу или не стоит. Да и сердцу не мешало бы задуматься: а ради чего я вкалываю сутки напролёт! Свобода, по либералам, есть абсолютная категория. Вот и совесть с их лёгкой руки стала свободной.
       А теперь разберёмся, почему это невозможно.
       Совесть, как ничто другое в человеке, однозначно указывает на своё нематериальное происхождение. Если кто-то в этом сомневается, то пусть укажет, где она находится. И вообще, пусть скажет: в чём её суть?
       По существу она играет роль компаса по жизни. Человек в чём-то оказался перед развилкой двух (или более) дорог и не знает, куда пойти. Что он делает, если не у кого спросить? Он заглядывает в свою совесть, и она подсказывает. Но в таком случае она не может в полном смысле слова принадлежать одному этому человеку. По той простой причине, что у него нет достаточных знаний и жизненного опыта, чтобы сразу получить правильный ответ, как это сделала совесть.
       Люди, отчасти знакомые с эзотерикой, возразят: ответ человек извлёк из своего подсознания. Но тогда и подсознание выходит за рамки человека, которому как бы принадлежит.
       Можно предположить, что совесть – одна из составных частей человеческой души, изначально в нее заложенная. Судя по всему, по замыслу Высших сил о человеке, совести отводилась роль весов Фемиды в каждом индивиде, безошибочно указывающих ему на правильность его мыслей, желаний и поступков. Без этих весов ни человек, ни общество просто не смогут существовать.   
       В.Т.Лободин в книге «Путь к единству» определяет смысл этого слова так: «Совесть» – Высшие силы, посылающие человеку весть». Согласно патриарху Русской Православной Церкви Кириллу, «совесть – сигнальная система, вложенная Богом в человека».
       «То, что называют совестью, – пишет Виктор Франкл, – погружено в глубины бессознательного, коренится в подсознательной основе. ...она алогична или, еще точнее, дологична. ...совесть предстает как интуитивная по своей сущности функция...задача совести – открыть человеку «то, что надо». Только совесть может как бы согласовать «вечный», всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного человека».
       Всё говорит о том, что совесть – это канал, связывающий сознание человека с неким информационным полем (сущностью, духом). Следовательно, она в полной зависимости от этой нематериальной субстанции. И потому никак не может быть свободной. Это верёвка, которой человек привязан к Небу. И которая, в этой связи, не даёт человеку быть полностью свободным.
       Нет никаких сомнений, что совесть связывает нас с субстанцией добра, потому что всегда нацелена на добро. Поэтому для всех, кто задумал что-то недоброе, она становится помехой.
       Совесть играет в жизни человека гораздо большую роль, чем один лишь компас. Она – небесная защита каждого из нас. Об этом говорит башкирский писатель Камиль Зиганшин: «Сейчас многое предается забвению, даже такое главное качество человека, как совесть.  Я уже много лет не слышу, чтобы люди говорили друг другу: «Где твоя совесть! Как тебе не стыдно!» Такое ощущение, что само это понятие умышленно выводится из употребления. А ведь именно совесть – самый мощный фильтр и защита от неправедных поступков. Если провести аналогию с компьютерной сетью, совесть – все равно, что программа Касперского, защищающая компьютеры от вирусов».
       Совесть – это также и некий закон. «Закон, живущий в нас, называется совестью», – писал Иммануил Кант. По Ламартину, «совесть есть закон законов», а по Виктору Гюго, совесть – это высшее правосудие. Лидер бывшей Концептуальной партии «Единение» Константин Петров высказывал следующую мысль: «Человек лишь тогда состоится в качестве человека, когда он руководствуется разумом и совестью».   
       Давно замечено: если бы все люди руководствовались в своей жизни голосом совести, мы бы сейчас жили в совершенно другом мире. Этот мир был бы тем самым светлым будущем, которое обещали лидеры Советского государства или раем на Земле, о котором еще раньше говорили христианские иерархи.  Все проблемы, возникающие у отдельного человека, в семье, в коллективе, в любом сообществе, как и проблемы между сообществами и  государствами вызваны дисбалансом между желаниями с одной стороны и совестью с другой.
       Совесть уникальна и заменить её нечем. Так должна ли она быть свободной?