Новый великий диктатор?

Революционарио Шер
Узбекистан — государство, созданное в 1924 году на территории трех среднеазиатских королевств — Кокандского и Хивинского ханств и Бухарского Эмирата, это и определило формирование региональных кланов и их присутствие в центральных органах власти. Коммунисты учитывали этот факт, считая пережитком «прошлого» (хотя фактически именно при них родо-племенные отношения трансформировались в территориальную семейственность), и поэтому равномерно «размещали» представителей этих элит в правительстве, партийном и хозяйственном аппаратах. К 1960-м годам сформировались следующие кланы: Ташкентский (столица и две области), Самаркандско-Джизакский (четыре области), Андижанский (три области), Сурхандарьинский (две области), Хорезмский (одна область и одна автономная республика). Их представители работали руководителями и заместителями в министерствах, ведомствах, парламенте, Совете Министров, ЦК Компартии Узбекистана, местных органах власти и т. д. Такое распределение сохранилось и в период независимости, правда, возможности большинства кланов были урезаны, а на политическую арену вышли две соперничающие элиты — ташкентцы и самаркандцы.
Ислам Каримов, выходец из Самарканда, осознавал силу и возможности кланов, и поэтому всегда лаврировал между ними, не давая каждой возвыситься над другой. Потому что это означало угрозу и его власти. Но при этому он умело стравливал их друг на друга, чтобы они, объединившись, не устроили «дворцовый переворот». Его смерть была предсказуемой, однако кланы в течение недели не могли поделить власть, ибо вся политическая машина в Узбекистане была не сбалансирована и опиралась на единоначалие президента. Государство сформировалось на веритикале власти, замыкавшемся на Исламе Каримове. Даже его госсоветники (сотрудники администрации президента) имели больше власти и полномочий, чем министры и хокимы (региональные руководители, губернаторы, мэры), хотя никогда не издавали приказов и постановлений. Парламент и суды остались вторичными в системе управления, исполнительная власть (президент и премьер-министр) выступали как самое главное звено в цепи властных решений.
В стране существует цензура СМИ, оппозиции как таковой не существует — все независимые политики и диссиденты репрессированы, парламент состоит из послушного большинства, четыре партии боготворят президента, а президентские выборы напоминают цирк. Вся сила у полицейского репрессивного аппарата. Сохраняется тотальный контроль за Интернетом и перемещением граждан (регистрация и прописка). Коррупция и теневая экономика достигла небывалого размаха. Из-за социальной и экономической нестабильности в консервативной среде населения созревают мысли о переформатировании государства в теократическое, и поэтому здесь создаются нелегальные экстремистские течения и организации. Часть людей сражаются на строне Исламского движения Туркестана на территории Афганистана, части — в Сирии под знаменами ИГИЛ.
Конституция, которая сама по сути была несовершенной, обладала значительным количеством недостатков (например, не обеспечивала баланс и взаимоконтроль ветвей власти), не раз нарушалась Исламом Каримовым, считавшей, что его личные интересы выше закона. Например, невозможно было объявить импичмент президенту (в последний версиях, дополнениях — вотум недоверия возможен лишь в отношении премьера-министра), тогда как Олий Мажлис (парламент) мог быть распущен решением президента. Основной закон не предусматривал ни только продление полномочий на дополнительный срок, но и избрание на пост главы государства более двух сроков подряд. И тем не менее Ислам Каримов продлевал свои полномочия в 1995 году (плюс на 5 лет), в 2002 году (с 5 до 7 лет), участвовал в третьем и четвертом сроке президентства (в 2007 и 2015 годах). Более того, законом «О гарантиях деятельности президента» он освобождался от уголовной, гражданской и иной ответственности за время работы на этой должности, что было явным нарушением Конституции.
Таким образом, Ислам Каримов за 25 лет создал деспотичную, авторитарную систему, и с его смертью имевшиеся внутренние угрозы приобрели новую силу. Потому что оказалось достаточно высокопоставленных чиновников, которые рвались к власти. И Конституция для них не оказалась помехой.

К середине 2000-х годов у власти оказались три крупных клана. Парламент (две палаты), представляли выходцы Ташкента, премьер-министр Шавкат Мирзияев считался лидером самаркандцев; МВД, Центральный банк считались вотчиной Самаркандско-Джизакского клана, а Служба национальной безопасности и Министерство обороны — за столичным; Государственный таможенный комитет и Генеральная прокуратура — за андижанцами. Между тем, у самаркандцев были отобраны два важных ведомства — Министерство финансов и МВД, и эта элита лишилась рычагов экономического и силового влияния. И премьер-министру Шавкату Мирзияеву пришлось наводить связи с руководителем СНБ Рустамом Иноятовым, который формально считался ташкентцем, хотя на самом деле был выходцем из Сурхандарьи. Поэтому Иноятов не считал себя обязанным быть верным одному клану, он спокойно обеспечил переход власти после смерти Ислама Каримова премьеру, хотя это было нарушением Конституции.
Между тем, кланы уже с начала 2000-х стали размываться, и концентрацию власти и влияния на национальные ресурсы получили неформальные финансово-промышленные группы, контролирующие золотодобычу, хлопкопереработку, транспорт, банки, торговлю, экспортно-импортные операции, строительство, индустрию стройматериалов, нефтехимию, энергетику, водные ресурсы и аграрный сектор. Именно они «распиливали» государственный бюджет. Нетранспарентными были все финансово-хозяйственные операции. Так, к слову, в Ташкенте был построен абсолютно не востребованный Дворец Международных форумов в $300-600 млн., подряд получила фирма «Зеромакс», принадлежащая старшей дочери президента Гульнаре Каримовой. С 2013 года европейские страны ведут уголовное следствие в отношении Гульнары по обвинению в коррупционных сделках, ее активы на сумму в $1,2 млрд. заморожены в банках Швейцарии, Франции, США, Латвии и др. странах. Кроме того, своими рейдерскими захватами прибыльных секторов экономики Г.Каримова спровоцировало конфликт президента с чиновниками, в частности, с Ш.Мирзияевым, вице-премьером Рустамом Азимовым и главой СНБ Рустамом Иноятовым. И это они ей припомнили уже после того, как президент скончался. В частности, Ш.Мирзияев, выражая соболезнование родным и близким, не упомянул старшую дочь Каримова, а она сама находится под домашним арестом. По другим данным, началась «проерка» хозяйственной деятельности транспортно-логистической компании «Абу-Сахий», которая имела исклюзивное право на импорт товаров народного потребления, - это «детище» младшей дочери президента Лолы Тилляевой-Каримовой; возможно, фирма перейдет новому хозяину.
Хотя Ислам Каримов биологически был мертв 27 августа, официально был признан таковым лишь 2 сентября. За это время шла упорная борьба между элитами, чиновниками, кланами и финансово-промышленными группировками. 8 сентября Кенгаши Верхней и Нижней палат Олий Мажлиса избрали ВРИО президента Шавката Мирзияева, при этом нарушив ряд статей Конституции. Так, 96-я статья прямо указывала на трехмесячное исполнение обязанностей президента только председателю Сената, кем на это время был Нигматулла Юлдашев, выходец из Ташкента. Однако он сделал самоотвод, тем самым вызвав конституционный кризис. Однако эту проблему разрешил не Конституционный суд, а Олий Мажлис, назначив ВРИО президента Шавката Мирзияева. Этим самым кризис перешел в политическую плоскость.
Потому что как премьер Шавкат Мирзияев подчинялся парламенту (сенаторы могли объявить импичмент), однако как ВРИО президента он имел власть над Олий Мажлисом (президент имеет право распустить парламент). В итоге баланс ветвей власти был нарушен, и в руках Ш.Мирзияева сконцентрировалась вся исполнительная власть. Он подчинил себе не только министерства и ведомства, но и территориальные органы власти и, естественно, силовой блок, став Верховным Главнокомандующим. Согласно 92-й статье Конституции Ш.Мирзияев обязан был дать присягу, только Конституционный суд не провел данную процедуру, что продемонстрировало полную нелегитимность данной фигуры как главы государства. А 91-я статья запрещает президенту иметь другую оплачиваемую должность, то есть Ш.Мирзияев обязан был снять с себя полномочия премьер-министра, чего он и не сделал.
То, что парламент формально и даже равнодушно подошел к этой проблеме, свидетельствует не только аполитичности и безволии сенаторов и депутатов, но и то, что реальная власть у руководителя СНБ. В последние дни Рустам Иноятов вдруг активизировался как публичное лицо, например, 13 сентября он принял главу МВД ОАЭ шейха Сейф бен Заед аль-Нахаян и сопровождал его к могиле Ислама Каримова в Самарканд, хотя это не входит в его сферу деятельности. Ранее он встречался с президентом России Владимиром Путиным, с которым, как говорят эксперты, вел переговоры о транзите власти в Узбекистане. Имаенно он оказал давление на главу сенаторов Н.Юлдашева и парламентариев, которые без обсуждения и дискуссий утвердили Ш.Мирзияева над формулировкой, не имеющей правовой ценности: «...принимая во внимание необходимость сохранения стабильности, обеспечения общественной безопасности и правопорядка, эффективного решения важнейших вопросов общественно-политического и социально-экономического развития страны в нынешних условиях...»
Подобные тенденции указывают на сохранение авторитарности системы и нелегитимности всех политических процессов. Репрессии сохранились. СМИ не высказали своего недовольства, а исполняющие работу «троллей» стали активно защищать Ш.Мирзияева в социальных сетях. Известная певица Юлдуз Усманова объявила войну оппозиции и заявила, что она с «народом», то есть с действующей властью. Тем временем Ш.Мирзияев возвращает к власти людей, которые ранее запятнали себя в коррупции: так, должность вице-премьера получил Абдулла Арипов, которого обвинили в поддержке мошеннических операций Гульнары Каримовой: а хокимом (главой администрации) г.Джизака стал бывший городской мэр Абукаххар Тухтаев, уволенный несколько лет назад также за злоупотребления служебным положением.
Узбекистан пошел по-туркменскому сценарию, где после смерти Сапармурата Ниязова полномочия должны были перейти главе парламента Овезгельды Атаеву, однако он был арестован по сфабрикованному обвинению, а вместо него назначили ВРИО президента министра здравоохранения Гурбангулы Бердымухаммедов, который до сих пор является главой государства. Этот специфический путь продемонстрировал не только суть восточной деспотии, но и невозможность реализации демократических принципов в Средней Азии.
Оживилась также и зарубежная оппозиция. Впрочем, она сейчас активна в социальных сетях и на рынках Узбекистана (базар — специфическая форма СМИ на Востоке). Особенно это касается Народного Движения Узбекистана, где руководителем является лидер партии «Эрк» («Воля») Салай Мадаминов, представитель хорезмского клана. С.Мадаминов уже заявил свое желание включится в политическую борьбу в Узбекистане, если новые власти разрешат ему вернутся и гарантируют безопасность. Нужно заметить, что такая возможность хоть и существует, однако незначительна. Новым лидерам не нужен старый конкурент, который как-то, по их мнению, связан с подпольными экстремистскими течениями.
Еще одной силой в политической борьбе становятся незарегистрированные религиозных течения, часть из которых стали поддерживать ИГИЛ. Ведь около тысячи узбекистанцев ныне сражаются в рядах террористов на Ближнем Востоке, и именно эти люди могут составить боевой костяк экстремистских организаций. Свое слово может сказать и Исламское движение Туркестана (Узбекистана), которое значительно слабло и ее ряды порядели после атак американцев на приграничных пакистано-афганских территориях. Следует заметить, что религиозный фактор в последние годы в Узбекистане значительно усилился, влияние ИГИЛ расширилось особенно в Ферганской долине. Возникли идеи сепаратизма, в частности, есть сведения, что в Каракалпакстане вновь возраждаются движения «Олга Каракалпакстан» «Эркин Каракалпакстан», целью которых является независимое развитие от Узбекистана (впрочем, рамки федерации это позволяет осуществить в полне на легальной основе). Если сепаратистские тенденции начнут проявляться уже сейчас из-за исчезновения «центробежных сил», то возникнут центростремительные силы, и одним за другим уйдут Бухарская и Самаркандская области, Хорезмская область и Каракалпакстан. Следом, естественно, три области Ферганской долины. Это не совсем гипотетический сценарий, все условия для их возникновения сложились именно в период правления Ислама Каримова. Вопрос в том, кто из нынешних руководителей сумеет удержать региональные кланы.

Центральная избирательная комиссия Узбекистана объявила о проведении выборов президента 4 декабря. Согласно 24-й статьи Конституции «право на выдвижение кандидата в Президенты Республики Узбекистан имеют политические партии», и уже сейчас Либерально-демократическая партия выдвинула своим кандидатом Шавката Мирзияева, а партия «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение») своего главу Сарвара Отамурадова. Следует ожидать, что  Народно-демократической партии предложит председателя Хатамжона Кетмонова, Социал-демократическая партия «Адолат» («Справедливость») Наримана Умарова. Численность партии варьируется от 38 тыс. до 300 тыс., хотя нигде официально списки партии не публикуют. Более того, их партийные интернет-ресурсы до сих пор блеклые и маловразумительные, в некоторых нет даже сведений о лидерах. Печатные издания тоже не особо пользовались влиянием среди населения из-за однобокости освещения тем и отсутствия острых статей, поднимающих злободневные темы. Незарегистрированные партии (такие как «Озод дехконлар» - «Свободные крестьяне», Партия аграриев и предпринимателей), запрещенные (партия «Эрк») не будут допущены к гонке. Это значит, что выборы пройдут по тому же сценарию, что и раньше: реальной силой станет Ш.Мирзияев, а остальные участники — всего лишь статисты.
За 25 лет лишь два человека открыто заявили свои претензии на высшую должность в стране — Салай Мадаминов в 1991 году, против которого позже возбудили уголовное дело, и Санжар Умаров, лидер движения «Солнечный Узбекистан», которого в 2005 году арестовали по фальсифицированному обвинению и приговорили к длительному сроку заключения (спустя несколько лет был помилован и выпущен в США). Другие персоны не стали «лезть на рожон» и сыграли роль в политически ангажированных выборах. В частности, в выборах 2007 года оппонентами Исламу Каримову были назначены три человека — Аслиддин Рустамов (Народная демократическая партия Узбекистана), Дилором Ташмухамедова (Социал-демократическая партия «Адолат»), Акмаль Саидов (от группы общественников), которые всячески демонстрировали свое нежелание становиться главой государства. В выборах 2015 года такие же фокусы были осуществленны и с тремя очередными «оппонентами», также отторгавшими от себя власть, - Хотамжон Кетмонов от НДПУ, Наримон Умаров от «Адолат» и опять Акмаль Саидов, только на этот раз от партии «Миллий тикланиш». В итоге всегда «побеждал» Ислам Каримов.
Что касается межклановых противоречий, то они нисколько не ослабли, просто лидеры некоторых групп взяли тайм-аут и выжидают. Возможно, достигнут какой-то компромисс, в частности, премьер-министром будет назначен Рустам Азимов, лидер Ташкентской региональной элиты. На заседании двух палат парламента он, кстати, поддержал Ш.Мирзияева на посту ВРИО президента. Таким образом, он не станет выдвигаться на высшую должность, удовольствуясь тем, что имеет и может получить в результате сделки с самаркандцами.