Заначка. Авиационная байка-быль

Маркус Норман
      Приключилась данная история лет двадцать назад, в середине «лихих девяностых». Кто успел удачно попилить советское наследство, поучаствовать в приватизации, скупая за гроши еще немалые куски былого пирога, тот почувствовал себя тесновато в рамках одной страны. Пусть таких «счастливчиков» насчитывалось единицы, но перед ними назрел актуальный вопрос – куда же пристроить собственность, тем более движимую?
      Одним из вариантов стала Африка. На черный континент потянулись новоявленные бизнесмены от авиации, перегоняя туда из России еще вполне исправные, с хорошим ресурсом, самолеты и вертолеты.
      В Африке воевали всегда. Поэтому, предоставление логистических, транспортных услуг разным сторонам военных конфликтов сулило вполне приличные барыши. Наземное сообщение в пампасах проблематично из-за отсутствия дорог или их подтопления в сезон дождей. Остается один надежный вариант – по воздуху. Парк ИЛ-76, «антоновых» мог решать, практически, любые задачи тылового обеспечения войск.
     Правда, коммерцы старались выжимать по максимуму как из техники, так из текущей ситуации. Для полной загрузки бортов запросто начинали  работать в интересах обеих сторон военного противостояния. Для этого, например, ИЛ-76 забирал с точки пару бронемашин и до кучи несколько десятков ящиков с гранатометами.
    В пункте назначения БТРы доставались одному заказчику, а ящики с РПГ – другому. Потом недели две в провинции шли «ожесточенные» бои. Как вы догадываетесь, завершались они после уничтожения бронированной техники из тех самых гранатометов. Затишье держалось до момента следующего прибытия ИЛ-76.
   Желающих поработать за границей, пусть даже в грязной Африке, в те нищие российские годы находилось  более чем достаточно. Кроме заработной платы от компании заказчик доплачивал на кабину (пилотам и техникам) две-три тысячи премиальных долларов, если груз успешно доставлялся по назначению. За неделю таких вылетов могло быть несколько.
  В африканских командировках каждый сам решал проблему сохранности своих накоплений и заработков. Кто-то хранил «зелень» в отеле, кто-то на борту.
  Наш герой (назовем его Иван) работал техником, ответственным за состояние планера ИЛ-76. На авиационном жаргоне простой «слон», «маслобак» или «маслопуп». Зная все потаенные уголки большой машины, Ваня решил хранить кровно заработанное за одной из панелей внутренней обшивки. Посторонний человек, далекий от авиации, вряд ли б догадался ее отдирать, а тем более искать за ней чужие «сокровища».
  Впрочем, какие «сокровища»? За четыре с небольшим месяца командировки бережливый «слон» отложил для дома и семьи всего-то около десяти тысяч долларов.  Потаенная заначка.
  Иван все правильно сделал, но не учел всех реалий африканского бытия. Когда «Илюша» полетел в очередной рейс по просторам Конго с новой партией стреляющего «железа», ничто не предвещало неприятных приключений. Они начались на земле, сразу после посадки. За грузом явились отмороженные повстанцы, захватившие буквально накануне город и аэродром. Причем в Киншасе о случившемся еще никто не знал.
  Экипаж ИЛ-76 сначала хотели расстрелять, но потом посадили в яму, оставив в заложниках. Позже парней неоднократно перевозили с места на место, не давая официальным властям и посредникам шансов на освобождение пленников. Переговоры о выкупе затянулись почти на пол года.
  Ваня сидел в неволе и горевал о пропавшей заначке. Тем более, прошел слух о перегоне Ила в неизвестное место другим составом пилотов, прибывших за ним из России.
-Плакали мои денежки, - вздыхал заключенный «слон», поглядывая в оконце своего узилища. – Хорошо хоть жив вообще остался…
  Россиян тогда освободили, все они благополучно вернулись на родину.
   «Илюшина» коммерцы продали иностранному покупателю то ли в Судане, то ли в Анголе, не суть то важно. Главное, он сменил своего хозяина, регистрационный номер и даже внешнюю окраску.
   Здесь надо заметить, что в африканских странах найдется немного квалифицированных специалистов, умеющих обращаться с летной техникой. Поэтому, новые, чернокожие хозяева Илов, АНов продолжают  тесно общаться с российскими представителями от авиации, нанимая летно-подъемный состав.
  Где-то года через три после конголезского плена Ване предложили снова съездить в Африку. Он долго раздумывал, ведь память о сидении в зинданах  и вонючих камерах еще всплывала ночными кошмарами.
 Но деньги всегда нужны в этом бренном мире, плотно завязанном на материальном интересе. Наконец, решение принято, вещи собраны, билет в руках. Потом пассажирский «Боинг» из Шереметьево на Дубаи, далее в Энтебе, что в солнечной Уганде. Вот он, африканский «Илья», предмет каждодневной заботы «технаря» на последующие несколько месяцев.
  Когда Иван ступил на борт самолета, он показался ему неуловимо знакомым. Как женщина всегда может с закрытыми глазами, на ощупь определить своего ребенка по многим признакам, так и хороший специалист, даже при наличии конструктивно-косметических изменений  всегда узнает  агрегат, побывавший прежде в его руках.
- НЕУЖТО! – пронзила старого «слона» шальная мысль-догадка, когда он увидел в разных частях грузовой кабины самолета характерные только для него черточки. На глазах изумленных коллег дядька стал судорожно откручивать заветную панель.
- ЕСТЬ, ВОТ ОНИ! – воскликнул Ваня, вытаскивая запыленный сверток, чуток погрызенный вездесущими насекомыми.
  Минут на пять техник стал центром внимания экипажа, рассказывая всем о своих злоключениях в Конго трехлетней давности, а так же о «горькой» судьбе злополучной заначки.
  На радостях три дня гуляли, обмывая столь чудесно обретенную, давнюю пропажу.
  Пусть и у всех моих читателей всегда находятся позабытые-утерянные заначки, как случилось тогда у старого техника Ивана.

Бельгийское Конго, Киншаса – Гома – Кинду, 2009 год.