Предисловие к сборнику Дом, который снесли

Наталия Гурина-Корбова
               
               



                Предисловие

          Посёлок Текстильщики находился на самом конце юго-востока Москвы в буквальном смысле слова - дальше него за Люблинским прудом начиналось Подмосковье, станция Люблино. Добираться в Текстильщики можно было только по железной дороге на электричке от Курского вокзала,  потом до дома на автобусе № 17, вернее не до самого дома, а до того места, где начинались новые «морские дома». Текстильщики были как бы зажаты с западной стороны железной дорогой и идущем параллельно ей Остаповским шоссе ( Люблинская улица сегодня), и с восточной стороны за линией электропередач (ныне Волжский бульвар) простирающимися полями совхоза имени Горького; южнее находился Люблинский пруд, а на севере опять пруд, но уже поменьше Люблинского, пристанционный, он так и назывался - Текстильный пруд ( теперь пруд Садки).

        В общем, посёлок походил на своеобразный остров на самой окраине Москвы, её юго-восток. Причём до самой Москвы тянулись необъятные просторы помоек, гнилых болот и полей орошения, настоящая Москва начиналась уже за ними, где высились корпуса огромного автозавода КИМ- завода им. Коммунистического Интернационала молодёжи, выпускавшим автомобили «Москвич».

          В Текстильщиках все дома были разделены на некие группы или свои лагеря. Около железной дороги стояли ярко -зелёные каменные трёхэтажные кимовские дома, там жили рабочие и служащие завода. Деревянные бараки длинные, одноэтажные, зловонные от деревянных туалетов с выгребными ямами  располагались параллельно железной дороге, но ни с шоссе, ни с самой ж/д их видно не было. В них жили тоже рабочие  заводов «Динамо», «Клейтук»  и разные ремесленники и разнорабочие мелких предприятий и артелей. Ближе к совхозным полям особняком красовались трёхэтажные каменные розовые дома работников МИДа- элитные, богатые, с отдельными квартирами.

       С наступлением ночи  Текстильщики окутывали  волны различных специфических запахов: то  с «Клейтук»а потянет  ядовитыми, смердящими  выбросами, то дадут о себе знать  зловонные поля орошения, то повеет гнилью с печатниковской  помойки, не спасало даже довольно близкое соседство Кузьминского лесопарка - вредное, тошнотворное амбре просачивалось и сквозь  закрытые окна. Особенно приходилось страдать от этих запахов в летнее время.

       И всё же Текстильщики были спасением для многих и многих семей, получивших там жильё. Люди радовались возможности жить в относительном бытовом комфорте с отоплением и водопроводом, с газовыми плитами и с канализацией. В посёлке построили небольшие магазины  «Молоко», «Булочная», несколько «Гастроном» ов, «Универмаг», «Мебель», «Книги» и др. Было шикарное двухэтажное здание «Бани», и маленькое одноэтажное - «Душ». Кино показывали в клубах «Строитель» и «Дорком», позже  у станции построили кинотеатр «Молодёжный» . В клубе «Строитель» работали всякие кружки для детей и филиал «Музыкальной школы».

         Особой любовью пользовался Люблинский пруд, на его берегу со стороны посёлка был питомник, там выращивались и маленькие ёлочки, и разнообразные цветы, в основном бессмертники. На противоположном берегу в Люблино виднелся красивый дом -усадьба с куполом и колоннами. На пруд ходили просто гулять, играть в волейбол, по утрам перед работой  моряки занимались там своей физподготовкой. Летом детвора  и взрослые купались и устраивали пикники на берегу пруда.

       По воскресеньям прогуливались в Кузьминки, идти надо было через совхозные поля с капустой или редиской, всё сплошь червивое. Кузьминки привлекали своими красивыми старинными зданиями усадьбы, воротами с  конями Клодта, прудом  и лодочной станцией, идя по лесу на пути встречался домик, где якобы жил Ленин. В общем, поход в Кузьминки всегда был интересен, обычно кто-то один из взрослых набирал кучу детей и устраивал своеобразную экскурсию.

     При строительстве посёлка над названиями улиц долго не думали, их просто обозначили по номерам: 2-я, 3-я, ...,9-я.
   «Морские дома» , деревянные и несколько каменных, располагались в квадрате между 3-ей, 4-й, 5-й и 6-й улицами.

      Адрес дома, о котором пойдёт речь, простой:
 Москва, пос. Текстильщики, 5-я улица, дом № 21. а время почти достоверных событий, происходивших в нём -  пятидесятые годы прошлого столетия...