Риорита Тодоровского

Александр Анайкин
Фильм Петра Тодоровского «Риорита», хотя и вышел на экраны после распада СССР, в 2008 году, тем не менее, является типичным советским созданием, на котором прекрасно виден принцип создания военных фильмов у нас в стране. Более того, на примере данного фильма можно проиллюстрировать вообще весь вектор советской пропаганды в искусстве СССР, будь то кино, драматургия, литература или что иное. А принцип этот очень прост. Берутся факты истории, нелицеприятные для советской власти, и выпекаются творения, пытающиеся снизить негатив. Вот и взглянем на фильм «Риорита» как на пример подобного творчества. О чём вообще сюжет фильма? Крестьян из Западных областей СССР, которые всю войну находились в оккупации, сразу после освобождение территории Красной Армией, призывают в ряды вооружённых сил.
Любой, кто хоть мало-мальски знаком с отечественной историей, знает, как это происходило. Этих освобождённых людей сразу же бросали в бой, даже не обучая ничему. Дело в том, что на такой контингент призывников советская власть смотрела как на обыкновенных предателей. Поэтому их использовали фактически в качестве штрафников. Ведь что такое первый эшелон наступающих войск в Красной Армии? Это люди, телами которых разминировали пространство перед вражескими позициями, которые принимали на себя всю тяжесть огневого удара врага. Маршал Жуков сам говорил Эйзенхауэру, что Красная Армия не останавливает наступление при попадании на минные поля, потому что потери от мин сопоставимы с потерями от пулемётного огня. Вот это и была роль таких призывников с оккупированных областей. Кстати, им даже формы не выдавали. Просто у нас не было в достаточном количестве обмундирования для армии и поэтому люди шли в бой одетые в гражданскую одежду. Их и называли у нас «чернорубашечники». Вот такое специфическое название. А в фильме все солдаты в новеньком обмундировании. А ведь это не мелочи. Каждое художественное произведение состоит, в конечном счёте, из совокупности жизненных «мелочей», которые и делаю творение художника реалистичным.
Но, оставим в покое солдатскую форму, а вернёмся к солдатам, которые идут по территории Германии. И что такое Красная Армия освободительница? Во-первых, это насильники, которые насиловали всех женщин от мала до велика: от девочек до старух. Об этом написано много литературы, но не у нас в СССР и не у нас в «свободной России». Ведь счёт изнасилованных женщин идёт на миллионы. Солдаты и офицеры советской армии насиловали и группами, устраивая женщинам «колымский трамвай», насиловали при детях, при отцах, мужьях. Причём, насиловали не только немок, но и советских женщин, оказавшихся в Германии на работах или в плену. А что в фильме? Из всей толпы гражданского населения, загнанных в сарай, нехороший ефрейтор Бархатов изнасиловал одну немку. Хотя в жизни было как раз наоборот. В жизни было бы изнасиловано всё население занятого города, и лишь считанные единицы избежали бы этой участи.
А что во вторых? А во вторых для советской армии характерной особенностью является склонность к мародёрству. Солдаты советской армии прикарманили себе все наручные часы у всего населения оккупированной территории. А в фильме Тодоровского лишь один плохиш ефрейтор Бархатов имеет кучу часов, да и то советских, которыми он якобы сумел разжиться в советском концлагере, где служил в охране.
И, конечно, как и большинство советских фильмов, сценарий не обходится без большой и чистой любви между санитаркой и рядовым пареньком Пичуговым. А ведь у нас каждый офицер Красной Армии в то время имел свою «полковую жену». А тут красивая девица среди многих сотен мужиков вдруг выбирает неотёсанного парня из глухой деревни. А этому парню завтра участвовать в штурме Берлина. И что ещё интереснее, на неё, красавицу, никто из массы мужиков почему-то абсолютно до этого и внимания не обратил.
И таких «мелочей» в фильме пруд пруди. А жизнь и состоит из «мелочей».
Я не буду более ковыряться в частностях фильма, хотя именно частности заставляют нас по-новому взглянуть на жизнь. Я хочу сказать о вредной тенденции, о которой я только что рассказал, то есть, о том нагромождении лжи ради реабилитации советской власти, которая свойственна для любого художественного творения у нас в стране. Ведь мы уже не можем вернуть прошлое. Мы не в состоянии  реабилитировать преступные действия советской армии на оккупированных территориях. И поэтому, когда мы принимаемся обелять свои преступления против человечества, в частности, военные преступления, мы этим самым просто выглядим соучастниками. То, что совершала Красная Армия, не имеет срока давности. И как бы мы не старались обелить преступления, нам невозможно их скрыть, поэтому и нет смысла защищать преступные действия. Это глупо. Такие фильмы, как «Риорита» Тодоровского, больше вредят, чем приносят пользы.