Судьба медсестры

Петр Панасейко
             

                Украинское село советские войска освободили под вечер. Трагедия же произошла в обед. Отступавшие немецкие войска согнали всех жителей села на его окраину и у глубокого оврага расстреляли. Своё зверство объясняли их участием в партизанском движении. Они не могли  понять, что старики, женщины и дети отношения к партизанам не имели.
          
              Советские воины, склонив головы, стояли у оврага, крепко сжимая в руках автоматы. Командир стрелкового батальона капитан Ушаков неожиданно спустился в овраг.
           - Сестра, срочно сюда, - позвал он батальонного санинструктора сержанта Сафонову.- Девчонка, зашевелилась. Кажется, жива ещё. Спаси её, Любаша.
           В овраге лежала на вид десятилетняя девочка, стонала.
          
            - Рана не смертельная,  товарищ капитан,- осмотрев раненую, сообщила медсестра Любаша. (По-другому её в батальоне никто не называл, только сестричка Любаша).- По всей видимости, девчонку закрыла собой от пуль  эта женщина. Наверное, мать?
           - Срочно в медсанбат! - приказал комбат.
         
            Когда на следующий день девчонка открыла глаза, то увидела перед собой бравого капитана и молоденькую фронтовую медсестру.
          - Спасибо, люди добрые, за то, что я сейчас не в овраге, а в больничной палате. А маму мою вы тоже спасли?
          
            Не отвечая, Ушаков снял фуражку. Раненая, увидев это, только расплакалась. Потом сказала: «Вырасту, выучусь и стану тоже медсестрой, чтобы на войне спасать раненых».
            - Нет, девочка, мы гоним фашистов в их логово, погибаем тысячами не для того, чтобы когда-либо на планете полыхала война. Тебя-то как звать?
            - Мама Ниной звала.
            - Так вот, Нина, вырастишь, станешь медсестрой, вспомни добрым словом  меня и нашу сестричку Любашу. Это она тебя спасла.
            
            - Ой, не знаю. Я постараюсь поступить учиться на медсестру. Но я же – сирота теперь. Кто за меня замолвит слово?
             Капитан достал лист бумаги, стал писать.
             - Подпиши, Любаша, тоже,- дав ей написанный лист, попросил комбат.
             Та, прочитав, подписала.
            
            « Ходатайство,- начала читать Нина. – Мы, комбат стрелкового батальона (далее стоял номер его) капитан Ушаков С.А. и санинструктор Сафонова Л.И. ходатайствуем о зачислении в фельдшерскую школу на обучение  Нины Степановны Дорошенко. Дата. Подписи».
            
            - Прощай, Нина, живи долго и счастливо, - покидая санбат, в один голос произнесли посетители.
            
              Шли годы. У Нины нашлась дальняя родственница, забравшая сироту к себе. В 1949 году девочка окончила восемь классов и решила поступить в местную фельдшерскую школу, исполнив заветную мечту: стать медсестрой. То ли набранная группа учащихся оказалась переполненной, то ли нашлась другая причина, но её на учёбу не приняли.
            - Пойду на завод ученицей работать, - сообщила она своей покровительнице, - тебе, тётя Лида, помогать стану.
            - Нет уж, моя дорогая Ниночка, твои родители твоё решение не одобрили бы. Мне ещё до пенсии пять лет, зарабатываю хорошо, проживём как-нибудь. Учись дальше.
            - Так меня же не приняли!
            - Примут. Найди-ка мне то ходатайство комбата. Дай Бог ему здоровья, если он остался жив в том аду войны и Царство Небесное, если сложил голову на полях сражений.
             
               Нина нашла «ходатайство», прочитала ещё раз и подумала: « Надо же, незнакомые мне люди, а сделали добро. Может эта, не имеющая для меня цены бумага, и сыграет свою положительную роль? Кто знает?».
               
               Утром тётя Лида отправилась в фельдшерскую школу. Как не допытывалась  Нина у неё, но так  и не узнала, как той удалось помочь:  её приняли. Узнала она это лишь при выпуске со школы, и не от тёти. По всей видимости, та не говорила потому, что и сама не знала истинной причины.
               
               Директор школы пригласил выпускницу Дорошенко в свой кабинет:
               - Я возвращаю тебе «ходатайство». Возможно, ты захочешь поступить после в медицинский институт. Оно тебе поможет.
               
                Взяв в руки бесценную реликвию, Нина обратила внимание, что там появилась новая запись. Не могла не прочитать её: «Гвардии капитан Ушаков Степан Игоревич пал смертью храбрых в мае 1944 года. Дата и подпись: Ушаков Фёдор Игоревич».
               - Так Вы его брат?
               - Да, Нина, мы оба воевали: он - боевой командир,  я – военврач.
               - Сохрани о нём память, девочка.
               На глазах у директора появились слёзы.
               
            Училась Нина на «отлично» и по окончании школы её оставили в городе, направив на работу медсестрой в одну из городских больниц.
             
             Здесь она встретила свою любовь в лице молодого хирурга Маслова. Вышла за него замуж. За очень короткое время  снискала авторитет и уважение как персонала больницы, так и больных. Последние очень сожалели, что медсестра на короткое время их покинула: родился сын.
            
           Несмотря на то, что у Нины рос сын и «намечался» другой, в неё неожиданно влюбился новый главврач Шубин. Вскоре после операции, которую проводил её муж, умер больной. Главврач обвинил в этом хирурга Маслова. Нина, в отличие от мужа, догадывалась, почему он так сделал, но никому об этом не говорила. А сама срочно уволилась с больницы и уехала в своё, уничтоженное фашистами село и возрождённое из пепла уже после войны.
            
             Прокуратура не нашла вины хирурга, и он с выговором уволился и уехал к жене, возглавив сельскую больницу. Только теперь Нина рассказала ему причину своего бегства с города.
           - Спасибо за верность, Нина, - поблагодарил Кирилл жену.- Я в долгу не останусь.
           Так семья Масловых оказалась в сельской местности, супруги работали в местной больнице, воспитывали сыновей.
         
             Однажды в больницу поступил тяжело-больной мальчик семи лет. У него выявили воспаление лёгких. Всю свою смену медсестра Нина просидела у его постели. Так получилось, что его мама находилась в областной больнице с другим сыном. Внука навещала бабушка. Но из-за болезни долго сидеть у его постели в больничной палате не могла. Надеялась на добросовестность медсестёр. Маслову на посту сменила Татьяна Фадеева. Ночью, когда мальчику совсем стало плохо, медсестры в палате не оказалось. Она в это время «развлекалась» со своим женихом в комнате медсестёр. Мальчик к утру умер.
          
         Не долго думая, медсестра заявила, что в этом виновата Маслова, которая покидая пост, дала мальчику не то лекарство. Районная комиссия стала склоняться неожиданно к этой версии. Секрета никакого не было: Татьяна - дочка председателя местного колхоза.  Супруги Нина и Кирилл решили на этот раз «не пороть горячку», не увольняться, не уезжать, а вдвоём бороться за справедливость.
         
          Ради жены муж взял отпуск за свой счёт и уехал в Киев в министерство. Приехавшая оттуда экспертная комиссия установила, что смерть мальчика наступила  по вине медсестры Фадеевой.
         
          Так получилось, что в присутствии комиссии хирург Маслов провёл сложнейшую операцию. Пациент остался жив. Какое же было удивление хирурга, когда вскоре в больницу пришёл документ о переводе  его в республиканскую больницу. Пришлось с селом распрощаться. Его жители со слезами провожали супругов-медиков на новое место работы. Надо отдать должное им, отныне они больных-односельчан принимали для консультации у себя дома чуть ли не каждый день. Кого следует, госпитализировали.
      
              Когда ушли оба на заслуженный отдых, вернулись в родное село Нины. Каждое утро они, занимаясь зарядкой, делали пробежку, но всегда останавливались у того оврага, где Нина была  «на волосок от смерти». Ходатайство  погибшего комбата она передала на хранение в школьный музей, тем самым выполнив просьбу его брата. Более того, Маслова разыскала и пригласила в село на один из праздников Дня Победы фронтовую медсестру Любашу. К счастью, она вернулась с войны живой. Так, через десятилетия встретились две медсестры: одна –военного времени, другая – мирного. Связь времён восстановилась.

15.09.2016 г.

Фото из Интернета