Еще одно инженерное чудо СССР

Виталий Овчинников
ЧТО ТАКОЕ ЖЕЛЕЗНОГОРСК?
 или
ЕЩЕ  ОДНО  ИНЖЕНЕРНОЕ ЧУДО  СССР


Вступление

Мы плохо  знаем историю своей Родины. Под словом мы» я имею в виду представителей образованной части российского общества с высшим и  средним профессиональным  образованием, То есть,  рабочих, крестьян,  инженерно-технических  работников промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учителей, медиков, научных работников российское общество с  высшим и средним профессиональным  образованием.

Безобразно плохо. Особенно Советский период России. И этому есть свои причины. Четверть века радикальные элементы России по заданию ГОСДЕПА США   промывала мозги  представителям русского общества, прививая и вбивая  в их сознание американские представления о России, где все Советское – это  плохо, плохо и еще раз плохо. И никаких технических и научных достижений  в СССР никогда  не было. А если и были, то это были лишь сворованные Советской разведкой идеи у американцев.

И о том, что СССР был в восьмидесятые годы второй экономикой мира, они не знают и знать не хотят. А  тот научно -технический факт, что передовые технологии к концу двадцатого столетия в основном рождались в СССР, а не в других странах мира, для них является абсолютнейшим незнанием. Причем, незнанием обязательным, а не фактическим, «затабулированным» насильно. А зайти в перечень мировых изобретений  за любой год второй половины восьмидесятых и найти там наиболее значимые технологии, чтобы убедиться в их Советском  авторстве – ума не хватает.


ЖЕЛЕЗНОГОРСК

На нашей необъятной Родине в Советские времена находилось  много грандиозных оборонных объектов, перевернувших наши  представление об интеллектуальных  и профессиональных  возможностях  Советского человека.   Правда,  об их существовании знали лишь очень  немногие,  избранные.  Те, кто работал на них. Или, чья работа была связана с ними.
 
Один из таких объектов   возник в Красноярском крае и  носил имя  город Железногорск, Это был образцовый пример советской военно-промышленной урбанизации, практически всё население которого каждый день исправно спускалось под землю, чтобы трудиться на благо страны. Дело в том, что здесь расщепляли «советский» атом, делая из него ядерное топливо.

Огражденные от всего окружающего мира и надёжно укрытые от посторонних глаз, жители города Железногорск творили историю второй половины прошлого XX века. Плутоний-239 уже успешно создавали тогда в реакторах, так называемых, «почтовых ящиков» Арзамас-16, Челябинск-40 и Томск-7.  Однако, реакторы эти были в те времена, во времена жесточайшей  «холодной войны», уязвимы, поскольку находились на поверхности земли и  малейшая вражеская провокация  с бомбардировкой или прицельным ракетным выстрелом могли положить  всему этому конец.

Именно потому  члены Спецкомитета при ГКО, приняв во внимание доводы ученых, которые утверждали, что 200-метрового слоя  скальных пород  будет вполне достаточно для сохранности реактора, решили скрыть важное для страны производство в недрах её земли.
 
Подготовкой секретных документов занималось Первое Главное управление, работающее при Совете министров СССР на основании полученных результатов инженерно-изыскательных работ. Окончательное решение, разумеется, принимал товарищ Сталин, который поставил свою подпись и дал согласие на подземное строительство комбината №815. Произошло это 26 февраля пятидесятого года.
 
 Эта дата и является стартом истории некогда секретного предприятия, вырубленного в скальных породах, в пятидесяти километрах от города Красноярск на левом енисейском берегу. Согласно самым первым документам, называлось это новое предприятие «Сибхимстрой», сегодня оно носит название «Горно-химический комбинат».

 А так как  строителям этого грандиозного проекта нужно было где-то жить, так решено было построить заодно и  посёлок, процесс возведения которого начался в конце лета 1950 года. Датой так называемого административного зачатия Красноярска-26, или Комбината 815, или Додоново, или Города номер 26, так в разное время назывался современный Железногорск, принято считать 14 августа. Всего лишь через пять лет после окончания ВОВ.  А  спустя еще пять лет  посёлок получает статус города и свое название Железногорск, правда, местные отказываются так называть свой город, и предпочитая название Красноярск-26, а самые «посвящённые» — «Девяткой».

 Масштабное предприятие возводилось, как тогда было принято называть, ускоренными темпами, не жалея ресурсов, все понимали, что модернизация ядерное вооружение страны  -  это сейчас  главное.

Для пуска объекта необходимо было соорудить, а самое главное отладить, все сложнейшие комплексы гидротехнических сооружений, работы не прекращались и в 50-тиградусные морозы, водолазы трудились под толщей воды на енисейском дне. На 1956 год пришёлся монтаж первой металлоконструкции завода, основное предназначение которой был приём из реактора урановых блоков.

Стоит отметить, что инженерные решения, которые были найдены более 65 лет назад при строительстве «Сибхимстрой», до сих пор считаются уникальными в подземном размещении атомного производства таких масштабов не только в отечественной, но и в мировой практике.

Третий реактор, был запущен в 1964 году, он имел замкнутый контур охлаждения, а это значит, что радиоактивные выбросы в Енисей полностью исключены. В этом же году, вводится в эксплуатацию химический комплекс переработки,  которое  успешно существует до 1995 года. В этот год вице-президент США Альберт Гофром и премьер-министр РФ Виктор Черномырдин подписывают документ о закрытии отечественных предприятий по выработке обогащённого плутония. Весной 1996 года российский Минатом принимает решение построить на базе ГХК «сухое» долгосрочное хранилище отходов ядерного топлива,  "ОЯТ".

Сегодня ГХК  остаётся ведущим российским предприятием, на базе которого создан полный технологический комплекс «цивилизованной» работы с отработанным ядерным топливом, которое в свою очередь снимается  с энергетических реакторов. Здесь   же проводится и замыкание полного цикла переработки ядерного топлива..

Среди основных направлений предприятия официально значится сохранность облученного ядерного топлива (ОЯТ), выработка энергии (тепловой и электрической), необходимой городу для отопления и горячего водоснабжения населения города Железногорска.
 
Комбинат также  занимается   производством электродов и различной оснастки для российских алюминиевых предприятий, созданием монокристаллического кремния,  металлического кальция, выпуском медицинских препаратов и ряда иной продукции, предназначенной исключительно для гражданской сферы, например, в СМИ прошла  информация о работе предприятия  над уникальными «ядерными» батарейками для бытовых нужд со сроком  гарантированной работы  не менее, чем в  50  лет.

Так что, если исходить из интересов России, а не  интересов США,  что у предприятия большое будущее. Тем более, что возникает государственная необходимость в возрождения производства обогащённого плутония, необходимого для переоснащения Российских ядерных вооружений.

PS В девяностые годы американцы требовали от Ельцина уничтожить этот завод путем его взрыва в горе вместе с имеющимся там оборудованием. Предлагали деньги и свою помощь. Слава богу, дело до того не дошло.

***