С 2 - дополнение

Анна Боднарук
(Совесть)

     - Вот – на мое вышло! Совесть-то объявилась…
     Но сказал он эти слова без удовольствия, задумчиво и скучно.
     Красноносый старик шёл малой тенью сзади его, открыв табакерку, он смотрел в неё мокрыми глазами и не торопясь сеял по пути свои слова:
     - А иной раз и совестью играет человек, он тоже шельма ведь, человек-то! Выставит её, совесть, поперед всех хитростей своих, всех планчиков-затеек, да тем и попрячет их в дымке словесном. Зна-аем! Люди заглядятся – эко, мол, сколь жарко душа горит, а он им той порой кою руку на сердце, кою – в карман…
     Любитель поговорок широко распахнул чапан, спрятал под него руки и бойко пояснил:
     - Стало быть: верю – всякому зверю, и лисе, и ежу, а шабру – погожу?
     - В этом роде, почтенный! Уж очень исказился народишко…
     - Н-да… нестройно растёт…
     - Тесно, братцы! – загудел большой мужик. Некуда расти-то! Тесно же!
     - И растём оттого в ус да в бороду, в сук да в болону…
                М. Горький «На пароходе»

     - Крепкое ж это зелье, - вздыхает Заболотный после паузы.
     - Не зельем бы я это назвал, - отвечаю ему.
     - О чём это вы? – поглядывает Лида на нас растерянно, точно спросонок.
     - Да всё о том же… Об одной такой штуковине, которую теперь не все и признают, - задумчиво роняет Заболотный. – Голосом совести, Лида это называлось когда-то.
     - Феномен, свойственный только человеку, и то далеко не каждому, - подключился я. – Речь, Лида, о совести…
     И вновь слышит девчонка, как двое взрослых толкуют что-то на эту тему. Что есть вещи, от которых  не уйти. Что совесть человеческую тоже, оказывается, подобно улью, можно растревожить. Года проходят, всё вроде ничего, что было – быльём поросло, и вдруг…
                Олесь Гончар «Твоя Заря»

     - Совесть, совесть – не слишком ли часто я слышу это слово на протяжении одного дня? – неожиданно вспыхнул Дударевич.
     - Тебе это неприятно? – холодно усмехнулся Заболотный.
     - А что вы хотите этим сказать? Для кого предназначены все эти ваши словеса? В эпоху, когда каждый поступок можно измерить «от и до», когда так называемое добро и зло можно взвесить и перевесить с микронной точностью, вы всё толчёте мне о каких-то полумистических выдумках, о том, что в былые времена, возможно, имело значение для пасторов да проповедников, Достоевских да Толстых, но сегодня? Что дают эти ваши абстракции человеку современному? От чего они его спасли, от чего предостерегли? В словоупотреблении болтунов под псевдонимом совести порой скрывается, я считаю, пустой звук, нечто ничего не значащее, насквозь иллюзорное!
     - Для меня нет, - нахмурился Заболотный.
     - Почему нет?
     - За этим понятием для меня стоят всегда живые, конкретные люди. И я их видел: одних с совестью, других – без…
     - А если «без», то почему? – неприятно блеснул своей маленькой улыбочкой Дударевич. – В генах не заложено?
     - Вряд ли это генетическое. Скорее – благоприобретённое. То, что можно человеку привить. А можно и удалить…
     - И тогда что же?
     - А тогда что угодно! Тогда разгул цинизма. Культ вещей. Ничего святого.  Приспособленчество ко всему, даже к самому худшему… Чинодральство. Карьеромания. Поиски протекций. Тогда «после меня – хоть потоп!» На почётном месте тогда вместо Мадонны ставлю набитый стейками холодильник… Вот так. И если ты упал, я через тебя переступлю. Пойду дальше, и ни один нерв во мне не дрогнет! Закричишь – не услышу. Не обернусь. И всё больше будет плюсов в анкете, и всё меньше будет вокруг меня друзей и всего того, что для отцов наших считалось святым!..
                Олесь Гончар «Твоя заря»

                ***
(Совет)

           Товарищу

Что ты ходишь с нуждой
По чужим по людям;
Веруй силам души
Да могучим плечам.

На заботы ж свои
Чуть заря поднимись,
И один во весь день
Что есть мочи трудись.

Неудачи, беда? –
С грустью дома сиди;
А с зарёю опять
К новым нуждам иди.

И так бейся, пока
Случай счастье найдёт
И на славу твою
Жить с тобою начнёт.

Та же сила тогда
Другой голос возьмёт:
И чудно и смешно,
Всех к тебе прикуёт.

И те ж люди-враги,
Что чуждались тебя,
Бог уж ведает как,
Назовутся в друзья.

Ты не сердись на них;
Но спокойно, в тиши,
Жизнь горою пируй
По желаньям души.

          А.В. Кольцов 1838 г.

                ***
(Сознание)

     Альфиери, называвший себя барометром (до такой степени изменялись его творческие способности, смотря по времени года), - с наступлением сентября не мог противиться овладевшему им невольному побуждению, до того сильному, что он должен был уступить и написал шесть комедий. На одном из своих сонетов он собственноручно сделал такую надпись: «Случайный. Я не хотел его писать». Это преобладание бессознательного в творчестве гениальных людей замечено было ещё в древности.
     Сократ первый указал на то, что поэты создают свои произведения не вследствие старания или искусства, но благодаря некоторому природному инстинкту. Таким же образом прорицатели говорят прекрасные вещи, совершенно не сознавая того.
     «Все гениальные произведения, - говорит Вольтер в письме к Дидро, - созданы инстинктивно. Философы целого мира вместе не могли бы написать Амиды Кино или басни «Мир зверей», которую Лафонтен диктовал, даже не зная хорошенько, что из неё выйдет. Корнель написал своих Горациев так же инстинктивно, но как птица вьёт гнёздо.
     Таким образом, величайшие идеи мыслителей, подготовленные, так сказать, уже полученными впечатлениями и в высшей степени чувствительной организацией субъекта, родятся внезапно и развиваются настолько же бессознательно, как и необдуманные поступки помешанных.
                Ч. Ломброзо «Гениальность и помешательство»

                ***
(Солдат)

Пускай ты нынче не в строю,
Но под одеждой штатскою
Всегда и всюду узнаю
Я выправку солдатскую.
И пусть не носишь ты давно
Армейский свой наряд,
Но всё же люди говорят:
Солдат – всегда солдат!
           М. Матусовский «Солдат – всегда солдат»

Ах, родимая мать – сыра земля!
Не в тебе лежать добру молодцу –
Во чужой земле, в неприятельской
Ляжет он костьми богатырскими…
             Н.Ф. Грамматин 1811 г.

     …Старик жалел его, но делать было нечего. Солдатство было как смерть. Солдат был отрезанный ломоть, и поминать о нём – душу бередить – незачем было. Только изредка, чтобы уколоть старшего сына, старик, как нынче, вспоминал его. Мать же часто поминала меньшего сына и уже давно, второй год, просила старика, чтобы он послал Петрухе деньжонок. Но старик отмалчивался.
                Л.Н. Толстой «Жаджи-Мурат»

Полем вдоль берега крутого,
Мимо хат,
В серой шинели рядового
Шёл солдат.
Шёл солдат – слуга отчизны,
Шёл солдат во имя жизни.
Землю спасая,
Смерть презирая,
Шёл вперёд солдат…
                М. Матусовский «Баллада о солдате»

     Плащ и кольчугу! Через час – вперёд. Рог не забудь. Пусть вычистят мою пистоль. Чтобы не выдала в бою… Пусть кортик абордажный по руке приладят мне… Пусть пушечным сигналом в должный срок оповестят, что сборов час истёк…
                Байрон

Шёл боец наш по земле,
Изувеченный войною,
И пожары день и ночь
Полыхали за спиною.
С той минуты, с той поры,
Как с семьёй он разлучился,
Разучился петь солдат,
Улыбаться разучился…
                М. Матусовский «Поле Куликово»

Походка молодая,
Седая голова.
По городу проходит
Солдатская вдова.
Давно гроза промчалась, утихла,
Давно прошла война, -
Но сколько лет ночами забыться
Не может лишь она.
Шинели не носила,
Под пулями не шла.
Она лишь только мужа
Отчизне отдала…
                М. Матусовский «Солдатская вдова»

     …Я уж сказала о том, что нас разбили по отделениям, и строевой мы стали заниматься по отделениям. Я, коль меньше всех ростом, то была первой, ведущей, то последней, замыкающей – и это ничего, но когда начинались команды, то левое плечо вперёд, то правое, то кр-ругом, то опять кругом… А я же от роду левша и всё время на этих занятиях пребывала в большом напряжении: левое, значит, сюда, правое, значит, туда, кругом – тоже понятно, но когда оказывалась первой (ведущей) и должна была точно исполнять команду «Левое плечо вперёд, правое плечо вперёд», старалась следовать как положено, но под конец начинала путаться, и однажды дело кончилось тем, что все ушли вперёд, а я, одна себе, под команду «выше ногу, твёрже шаг!» лихо – в обратную. Капитан Молочков, руководивший этими занятиями, сидя на ящике из-под патронов, так захохотал, так закрутил головой, что фуражка свалилась, а он, трясясь спиной, только поднимает голову, только глядит, как я вышагиваю «выше ногу, твёоже шаг», но совсем в другую сторону, снова уронит голову. Когда всем отделениям была команда отдана «вольно!» и нашему тоже – я оглянулась, как далеко утопала от своих, со всех ног ринулась их догонять… Тут уж, как говорится, кошке игрушки, мышке слёзы…
                М. Корякина-Астафьева «Знаки жизни»

Солдаты шилом бреются,
Солдаты дымом греются,
Какое счастье тут?..

- Ну, открывай, старинушка,
В чём счастие солдатское?
Да не таись, смотри!
«А в том, во-первых, счастие,
Что в двадцати сражениях
Я был, а не убит!
А во-вторых, важней того,
Я и во время мирное
Ходил ни сыт, ни голоден,
А смерти не дался!
А в-третьих – за провинности,
Великие и малые,
Нещадно бит я палками,
А хоть пощупай – жив!»
- На! Выпивай, служивенькой!
С тобой и спорить нечего:
Ты счастлив – слова нет!
         Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

                ***
(Солидарность)

Проявишь гражданскую солидарность, сам крепче станешь.

     - А вы знаете, что в Хиросиме в тот день, - погрустневшим голосом сказал Заболотный, - кроме японцев гибли и американские военнопленные, которые находились там в лагере, - белые, негры… Однако даже там, на краю жизни, где, казалось, кончается и сам род человеческий, так бессмысленно и кошмарно уничтожая себя, даже там природа человеческая, о которой только что говорила Тамара, проявляла себя с лучшей стороны… Люди, погибая, поддерживали друг друга, это ведь факт. Полуживые, обгоревшие спасали других, таких же несчастных, оказывали помощь старикам, вытаскивали из кипящей реки детей, обезумевших от боли и ужаса, - и всё это в конце концов разве не говорит в пользу человека?
     - Вот-вот, именно это и имела я в виду, - горячо отозвалась Тамара.
     - Человеческая солидарность – это вообще самая большая ценность, какую вынесли из войны, - задумчиво произнёс Заболотный и, отвернувшись, устремил свой взгляд в степь.
                Олесь Гончар «Твоя заря»

                ***
(Солнце)

     Бога Солнца называют  Дождьбогом  (или, в другом произношении, Дажьбогом). Это не от слова «дождь», как иногда ошибочно думают, это звучит – «дающий бог», «податель всех благ». Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Ночью Даждьбог с запада на восток измеряет нижнее небо, светя Нижнему Миру. Дважды в сутки (утром и вечером) он пересекает Океан-море на лодье, запряжённой водоплавающими птицами – гусями, утками, лебедями. Поэтому наши предки приписывали особую силу оберегам (это слово происходит от глагола «беречь», «оберегать» и означает амулет, талисман) в виде уточки с головой коня. Они верили, что славный Бог Солнца поможет им, где бы он ни находился – в Дневном Мире или Ночном, и даже по дороге из одного в другой. В «Слове о полку Игореве» русские люди названы «Дажьбожьими внуками», - внуками Солнца. Хотя повествуется там о событиях, происшедших без малого через двести лет после официального принятия христианства.
     Утренняя и Вечерняя Зори считались сестрою и братом, причём Утренняя Заря были Солнцу женой. Каждый год, во время великого праздника летнего солнцестояния (ныне известного нам как Иванов день), торжественно праздновался их брак.
     Славяне считали Солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за справедливым соблюдением законов. Недаром во все времена преступники ожидали наступления ночи, скрываясь от правосудия – не только земного, но и небесного.
     А священным законом Солнца с незапамятных времён был… крест! Его, кстати, нетрудно увидеть, если посмотреть, прищурясь, на Солнце. Не потому ли христианский крест, так похожий на древнейший языческий символ, и прижился столь хорошо на Руси?
                Мария Семёнова «Мы – славяне»

     - Ну, а боги?..
     - Их нет!
     Крицна почувствовал, что у него кружится голова
     Искоса посмотрев на него, Апро-Шану смягчил удар.
     - Если хочешь, они есть, но не таковы, каковыми представляют их цари и рабы. Солнце «божественно» своей оплодотворяющей силою, теплом и светом. Но ни один раб не исполняет с такой точностью свою работу, как солнце свой восход, течение по небу и заход. Может ли оно убавить свой свет или ускорить свой путь? Солнце не бог, а раб времени и пространства…

     Утро пришло такое же ясное и морозное. На востоке небо окрасилось розовым светом утренней зари.
     И вдруг из-за горизонта поднялось солнце…
     Оно казалось измождённым пережитой борьбой с силами мрака. Но его бог был с нами после долгой, бесконечной печальной разлуки. На одно мгновение солнце будто остановилось над самым морем, по обе стороны его диска тянулись края горизонта. А прямо от солнца, по морю, пришла к берегу, на котором стоял жрец, золотая полоса, как золотой мост от солнца к человеку.
     В этот момент диск солнца, линия горизонта и золотая полоса на поверхности океана составляли фигуру, удивительно напоминающую священный символ атлантов, который можно найти везде: у Полярного круга и у тропиков, в Южной Америке и в глубинах Средней и Восточной Азии.
     Суровый, седой жрец, взволнованный и растроганный, упал на колени, протянул руки к восходящему солнцу и запел гимн Солнцу.
     Голос его окреп. Простая, но красивая и торжественная мелодия зазвучала над пустынными берегами, будя эхо в прибрежных скалах…
     Он пел о могуществе трижды священного бога, который побеждает ужасы мрака, дарует людям радостный свет и тепло, придаёт земле многообразие красок, наливает соком плоды и исцеляет болезни.
     Он пел о солнце, которое играет бриллиантами в каплях росы, румянит облака и расплавляет в золото струи воды.
     Он пел о солнце, которое превращается в горячую кровь человека, и в сладкий сок винограда, и в золотое зерно.
     Он пел о солнце, которое есть радость и жизнь.
     Он пел и не видел, как, привлечённые его пением, из-за утёсов показывались белолицые люди в звериных шкурах, с голубыми глазами и русыми волосами. На кожаных ремнях у них висели каменные топоры.
                Александр Беляев «Последний человек из Атлантиды»

                ***
(Соловьи)

     …Не случайно эти балки и соловьям так полюбились: едва весна, едва вербы распустились, так уже в них и защёлкало… Откуда-то из Африки, а может, даже с Цейлона, осилив безмерные расстояния, летят серенькие птицы небесными путями к нашей Терновщине, чтобы в логах, в вербах у глинищ на всё лето найти себе пристанище и вывести потомство. Прилетают соловьи не все сразу, ранней весной, где-то под вечер, слышим, пробуют в зарослях голоса лишь отдельные солисты. Это он прилетел, хозяин, а её ещё нет, она появится позже. Как истинный рыцарь и глава семейства, он осмотрит свои владения – балку, вербы, и убедившись, что всё на месте, совьёт гнездо, спрятав его среди ветвей так, чтобы никакой коршун не обнаружил, а потом уже изволит прибыть и она, пани соловьиха или молоденькая невеста соловья. Верба с раскошной кроной – это их планета! Там властвуют их песни и любовь…
     Вначале доносится оттуда голосок будто нерешительный, щёлкнет новичок несколько раз и прислушивается: а ну, как же получается? Потом чирикнет, словно горло прочищает… Затем сразу зальётся вольно, голосисто, а воздух чист, а вечера всё теплее – отчего ж не петь? И вот уже нет нашей Терновщине сна – вся балка полнится, неистовствует соловьями! Отовсюду отозвались, на все лады состязаются – кто кого превзойдёт… Вот когда будет щебета, щёлканья, свиста! Впрямь «смеются-плачут соловьи»… Ночные поэты терновщанских левад и балок, как самозабвенно будут они отдаваться своему творчеству! Захмелеет ночь от соловьиной страсти, захмелеет всё, не ведая сна, сладостно замрёт не одна девичья да парубоцкая душа!..
     Уже будучи студентами, мы не однажды вспомним в далёком городе наши терновщанские левады, полные соловьиного щебета и девичьей печали. К концу весны вторым заходом, как говорится, вторым туром пойдут вечерние концерты: это соловьиная чета будет обучать пению уже своих малышей, наставляя, как виртуозно брать коленца, брать наивысшие «соль»! Ведь соловьятам тоже нужно учиться этому искусству, само ничего не даётся…
                Олесь Гончар «Твоя заря»

                ***
(Сон)

     Сновидения с давних времён привлекали людей своей загадочностью: то ли это длань Господня вершит Вами, то ли это голоса умерших или зов духов, то ли это общение спящего с ноосферой, где сконцентрирован Высший Разум, который проводит свои эксперименты над людьми, наделяя учёных открытиями в науке, композиторов и поэтов – гениальными произведениями, мыслителей и экстрасенсов – неожиданными идеями и прорицаниями.
     Толкование снов – это одна из оккультных наук, призванная проникнуть в тайны другой жизни человека, проходящей в объятьях древнегреческого бога сна – Гипноса.
     Во сне человек из дальнего мира переселяется в мир горный, то есть возвышенный, духовный. По мнению русского философа Павла Флоренского, именно в горнем мире человек черпает гениальные идеи. Вспомним приснившуюся Д.И. Менделееву его периодическую таблицу или теорию относительности, основные выводы которой, по утверждению Альберта Эйнштейна, он почерпнул из сновидений. Древний философ Аристотель писал: «Предсказания многих вещей во сне весьма вероятны». Платон утверждал, что душа во сне открыта для божественного вдохновения.


Спит свободно человек усталый,
Спит, раскинув руки на траве.
Песней колыбельной укачало,
Жаворонком спетой в синеве.

Ноги человек простёр на пашню,
Сапоги лежат под головой.
Спит за день грядущий и вчерашний,
Спит широкий, грубый, трудовой.

Улыбается во сне по-детски,
А на лбу морщинки пролегли.
Ветерок шуршит листвой в подлеске,
Над ромашками гудят шмели.

Проходи поосторожней мимо,
Ты смотри его не разбуди!
Спит кормилец на земле родимой,
У земли корявой на груди.
              А. Марков «Человек спит»

     …Побросав на меня крестики двумя соединёнными пальцами, ровно бы не ртом, выветренным листом прошелестела: «Положи, Господь, камешком, подыми пёрышком!» - задёрнула ситцевую занавеску в проёме и неслышно удалилась (бабушка).

     Сон мне снился всё время один и тот же, точнее, сначала ничего не снилось, потом ёлка, а ёлка, было мне известно из старой книжки, снится к женитьбе, и хотя во сне дело было, всё же я притих в себе, ожидая, как это будет выглядеть.  Но вместо одной ёлки образовался колючий ельник – это уже к сплетням. Потом пошло-поехало: голый мужик – ну, это ничего, это к радости, глядь, а он на деревянной ноге – дальняя дорога, глядь, двери – это к смерти. Я побежал от смерти, упал, провалился куда-то и летел, летел в темноту, в бесконечную пропасть, ударяясь о что-то твёрдое. И сердце устало, и весь я устал и готов был хрястнуться обо что-нибудь, разбиться в прах, лишь бы только не болтаться в пустой темноте. Измученный, задохнувшийся, услышал я наконец детский плач, полетел на него и проснулся.
                В.П. Астафьев «Последний поклон».

     …Но сейчас, ранним утром, мне было не по себе. Что означает этот сон? Он встревожил меня сильнее обыкновенного кошмара. Значение снов, которое зачастую приписывают им мистические толкования разного рода, не имеют ничего общего с их действительной сущностью. Чтобы делать правильные выводы, необходимо понимать истинную природу сна,  знать принципы взаимодействия сознания и подсознания. Условно говоря, эти два последних понятия по своей роли и значению соответствуют верхушке и подводной части айсберга. Личность идентифицирует себя только в рамках сознания, гораздо большая часть мозга, которая отвечает за подсознание, существует автономно и недоступна. В подсознание складывается вся полученная и обработанная информация; эта скрытая от прямого воздействия собственного «Я» часть мозга самостоятельно управляет пульсом, давлением, иммунной системой и многими другими функциями организма.
     Я напряг память, вспоминая всё, что когда-либо изучал и слышал о природе сна. И хотя, для человека проспавшего 200 тысяч лет, мои знания казались достаточно скудными, кое-что мне было известно. Во-первых, это не только отдых, но и работа, осуществляемая в основном подсознанием, направленная на переработку самой различной информации, накопленной за день, с тем чтобы мозг мог быть готов для её восприятия и на следующий день. Сон – сложное неоднородное явление, состоящее из двух чередующихся фаз: спокойный – без сновидений, и активный – со сновидениями. В течение ночи нормальный человек видит 4-5 сновидений со средней длительностью 10-20 минут. Но помнит сон только в случае, если он проснулся во время сновидения или не более чем, спустя десять минут после его окончания.
     Значение спокойной и активной фаз сна – в количественной и качественной обработке информации. Основная её часть обрабатывается в спокойной фазе сна, а разнохарактерная несовместимая, конфликтная информация, являющаяся частью общего потока информации – сначала в активной фазе сна, а затем, уже в переработанном виде, сортируется в спокойной фазе.
     Взаимодействие между спокойной и активной фазами сна приводит к их многократному последовательному чередованию.
     Некоторые считают сон путешествием души в другом мире или её контактом с потусторонними силами. Это полная чушь. Слепые и глухие от рождения не имеют снов с видением или слышанием. Факт, который, если задуматься, говорит об очень многом. Да и для того, чтобы их душа вообще хоть как-то сформировалась, необходимо соответствующее обучение. Его начинают с попытки научить малыша тянуться губами вслед за соской.
     Я пытался осмыслить значение своего сновидения, вспоминая подробности. Если попробовать разобрать его с точки зрения психоанализа, то можно предположить: Тейла действительно мне небезразлична; она многое от меня скрывает; нашим жизням грозит опасность; по мировоззрению, в последнее время, ближе ко мне становится Билл, а старый друг Дэн смотрит на окружающее несколько по-другому.
     Пока я, лёжа в постели, рассуждал подобным образом, спокойствие и уверенность в себе возвращались, психоанализ – великая вещь, жаль только, что я недостаточно владею этой наукой.
                А. Жаров «Формула физни»

«Пусть солдаты немного поспят», -
Написал ещё раньше Фатьянов,
Спали все – под громовой раскат,
Днём и в нитях упавших туманов.

Это множество спящих мужчин
На ступенях подъездов и в травах,
За баранками пыльных машин,
На остывшей броне и на траках…
                К. Ваншенкин «Сон победителей»

     Беттинелли называет поэтическое творчество сном с открытыми глазами, без потери сознания, и это, пожалуй, справедливо, так как многие поэты диктовали свои стихи в состоянии, похожем на сон.
     Гете тоже говорил, что для поэта необходимо известное мозговое раздражение и что он сам сочинял многие из своих песен, находясь как бы в припадке сомнамбулизма.
     Клопшток сознаётся, что когда он писал свою поэму, вдохновение часто являлось к нему во время сна.
     Во сне Вольтер задумал одну из песен Генриады, Сардинии – теорию игры на флажолете, а Секендорф – свою прелестную песню о Фантазии. Ньютон и Кардан во сне разрешали математические задачи.
     Муратори во сне составил пентаметр на латинском языке много лет спустя после того, как перестал писать стихи. Говорят, что во время сна Лафонтен сочинил басню «Два голубя», а Кондильяк закончил лекцию начатую накануне.
     «Кубла» Кольриджа и  «Фантазия» Больде были сочинены во сне.
     Моцарт сознавался, что музыкальные идеи являются у него невольно, подобно сновидениям, а Гофман часто говорил своим друзьям: «Я работаю, сидя за фортепиано с закрытыми глазами, и воспроизвожу то, что подсказывает мне кто-то со стороны».
     Лагранж замечал у себя неправильное биение пульса, когда писал, у Альфиери в это время темнело в глазах.
                Ч. Ломброзо «Гениальность и помешательство»

Я не знаю, кто ты и откуда,
Из каких краёв, какой тропой
Ты приходишь в сны мои, как чудо,
Как виденье юности самой?

Вот и этой ночью, как бывало,
Ты со мною бродишь при луне…
Как же ты мой адрес разыскала?
Как же ты в ночи пришла ко мне?..
             В. Степанов «Незнакомка»

     Спал мало и видел нехорошие сны: какая-то женщина, неприятная, слабая, жмётся ко мне и я не её боюсь, не греха, а боюсь, что увидит жена. И будут опять упрёки. Семьдесят два года, и я всё ещё не свободен… Наяву можно себя обманывать, но сновидение даёт верную оценку той степени, до которой ты достиг…
                Л.Н. Толстой «Посмертные записки старца Фёдора Кузмича…»

       Сон
Мне ночью снились мирные года,
И дачи, от которых нет следа,
И крупные июльские цветы,
Которые в меня кидала ты.
Приснились довоенные друзья,
И, как ребёнок, был растроган я.
Так мало ласки выпадает мне,
Что рад я ласкам, встреченным во сне.
И я проснулся, снова полный сил,
И я друзей за сон благодарил,
За ясный взгляд, за поцелуй во сне
Спасибо вам, приснившиеся мне.
              М. Львов  1943 г.

     Голландец без лишних вопросов, сам ещё не вполне проснувшийся, потряс за плечо своего спутника.
     Ни с чем не сравним сон турка, если у него здоровый желудок и чистая совесть. Это с полным правом относилось к другу Ван Миттена. Поэтому его пришлось встряхнуть несколько раз.
     Сеньор Керабан, не размыкая век, что-то бормотал и бурчал, явно не желая сдаваться. Если он такой же упрямый во сне, как тогда, когда бодрствует, то самое лучшее было бы не тревожить его сон…
                Жюль Верн «Упрямец Керабан»    

     Когда ночью поднимаешь человека с постели, прерываешь чужой сон, то чувствуешь себя неудобно, убито – ведь человеку-то завтра вставать, работа его ждёт, а ты не даёшь выспаться, снами насладиться, ласковым пенным морем, что приходит во сне, наглядеться. Высшая степень сожаления наступает, когда слышишь скраденное дверью непроснувшееся, бессильное какое-то шарканье ночных тапочек, тупой скрежет открываемого замка.
                Валерий Поволяев «Долгий заход солнца»

На заре ты её не буди,
На заре сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка её горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон…
               А.А. Фет

    

     И путешественники стали устраиваться на ночлег. Во всяком случае, слыша, как за окном бушует шторм, они благословляли судьбу за то, что нашли хотя бы такое скромное пристанище.
     - Сон, конечно, дело хорошее, но только если предварительно поужинаешь…
                Жюль Верн «Упрямец Керабан»

По казарме, где койки поставлены в ряд,
Я иду и гляжу на уснувших солдат.
На уставших и крепко уснувших солдат,
Как они непохоже, по-разному спят.
Этот спит, усмехаясь чему-то во сне,
Этот спит, прижимаясь к далёкой жене.
Этот спит, одеяло стянув со спины,
В самовольных отлучках находятся сны.
А у этого, как подснежник, чисты,
Он ладонь под щекой – так доверчиво спит…
        …Стихи рядового Энли Смайлза «Дежуря ночью»

     …Тебе кажется, что ты засыпаешь. Совсем не так. Ты просто одновремённо в разных странах, в разных эпохах и в разных возрастах. Ты стоишь на берегу океана в Бретани, ты смотришь вдаль и желаешь доброго пути и ветра какому-то паруснику;  Ты раскачиваешься почти на самой вершине пальмы, обхватив её чёрными голыми ногами, прижавшись к ней же чёрным голым животом; ты смотришь, как поднимается из-за гор солнце; ты скачешь на коне сквозь пески, блещешь саблей, звенишь кольчугой и свистишь, как сатана; и ты же сидишь у окна, слушаешь наливающиеся по всему саду листья и медленно, как бы сонно, играешь на фортепиано. Это ты не спишь, а может быть, уже и спишь, прислонившись к бревенчатой и звучной стене житницы, и вздрагиваешь во сне, словно кто-то тебя окликает.
                Юрий Куранов «Сердце ключей»

Что ты спишь, мужичок?
Ведь весна на дворе;
Ведь соседи твои
Работают давно.

Встань, проснись, подымись,
На себя погляди:
Что ты был? И что есть?
И что есть у тебя?

На гумне – ни снопа;
В закромах – ни зерна;
На дворе, по траве –
Хоть шаром покати.

Из клетей домовой
Сор метлою посмёл;
И лошадок за долг
По соседям развёл.

И под лавкой сундук
Опрокинут лежит;
И, погнувшись, изба,
Как старушка стоит…
             А.В. Кольцов  1839 г.

     Однажды летом деревенский священник Иоанн Белавин спал на сеновале вместе со своими тремя сыновьями. Ночи стояли душные, а на сеновале, среди запахов сухих трав, дышалось легко. Жизнь у деревенских священников была простая, небогатая – такая, как у окрестных крестьян или сельских учителей. Были ежедневные богослужения в храме, а ещё было обыкновенное хозяйство – корова, огород, лошадь. Они требовали постоянной заботы и от самого священника, и от жены его, и от трёх подрастающих сыновей, особенно летом. Поэтому спали обычно крепко. Но в ту ночь священнику приснился такой сон, от которого он сразу проснулся и разбудил всех сыновей.
     - Только что я увидел во сне свою покойную матушку, - сказал он с волнением. – Она предсказала мне скорую кончину, она стояла здесь как живая, и стала указывать на вас. «Этот будет горюном всю жизнь, тот умрёт в молодости, а Василий – он будет великим». Так матушка сказала и сразу исчезла. А меня словно молнией ударило, и я проснулся.
     …Ту ночь малолетний Василий, будущий Светлейший Патриарх Тихон, запомнил ещё и потому, что пророческий сон отца скоро начал исполняться.
                В. Воскобойников «Великое служение»

Я засыпал на топчане,
С поста сменившись в карауле,
И видел каждый раз во сне
Родимый дом и лес в июле.

И за мгновенье до сирен,
Уже не школьник, но повеса,
Я для любимой рвал сирень,
В любви не смысля ни бельмеса.

И были дни мои трудны
В разлуке с детством и столицей.
И за лишенья только сны
Мне отдавали дань сторицей.

И жизнь, цветущая во сне,
К которой в армии стремился,
Лишь срок настал, пришла ко мне
И словно мир переменился.

Над головой родимый кров.
Теперь живу не по приказу.
Но до сих пор прекрасней снов
Не видал ещё ни разу.

             Анатолий Иванушкин

                ***
(Спешить)

     Чувствуется, что нервы нашего попутчика вконец расшатались, что ему и вправду нестерпимо видеть, как люди, точно обезумев, мчат и мчат куда-то сквозь ливни и туманы, охваченные яростью гонки, несутся на бешенных скоростях, одержимые, кажется, одной лишь жаждой – мчать, лететь, перегонять других, пусть даже в непроглядном тумане, в кромешной, губительной тьме! И это те, кто считает себя венцом творения!  Гонка всё больше нарастает, хаивеи задыхаются, и куда от всего этого податься, куда? Как и его Кэт, он тоже убеждён, что разве лишь на берегах Ганга или в Гималаях, среди людей первобытно добрых, простых, непритязательных, ещё можно постигнуть смысл и привлекательность жизни. Чувствуется, что какая-то неутомимая внутренняя жажда то и дело заносит его фантазию куда-то далеко, в край вечного приволья, где всё иначе, где райские дуновения лелеют каждый цветок, где исчезает тоска и страх перед судьбой, перед непостижимостью мирозданий. Где-то там можно спастись от нелепости и жестокости слепой этой гонки, ведь ещё не всё потеряно, ещё можно найти какие-то истины, близкие к истинам вечной гармонии, и он их будет искать на первых тропках человечества, под звёздами мудрых брахманов!
                Олесь Гончар «Твоя заря»

                ***
(Спор)

     - А без спора жить, Фрол Исаевич, нельзя, обязательно спорить?
     - Так уж в жизни заведено: кошка спорит с собакой, рожь и пшеница с полынью и лебедой, солнце со стужей. А мало ли среди людей спора, промеж старого и молодого, злого и доброго, побогаче и победней. Потому как всем хочется жить и получше.
     - Борьба за жизнь?
     - Выходит, борьба. А где борьба, там и зло. Ох, лучше не злиться, не навлекать на себя чью-то обиду и другого не обижать. Лучше милостыню попросить у того же обидчика, съесть сухую горбушку, чем вырывать из чужого горла кусок, сухарь покажется слаще, если и подерёт рот, поперёк горла не станет. И ещё, если по правилу жить: заимел два куска хлеба, один жаждущему отдай. И в священном писании сказано: продавайте имения свои и давайте милостыню, подготавливайте себе сокровища нескудеющие на небесах, куда вор не приближается и где моль и ржа грызёт.
                Л.Л. Огневский «Белый хлеб»

     Однажды на диспут против него решился главный иконоборец, знаменитый Иоанн Грамматик. Ещё недавно вся церковь подчинялась ему, потому что был он Патриархом. Он особенно ненавидел иконы. И когда к власти пришла праведная царица Феодора, когда по её приказу иконы вернули в храм, Иоанн Грамматик отправился в ссылку.
     А день, в который иконы вернулись в храмы, уже больше тысячи лет Православная Церковь отмечает  как праздник. Он так и называется – День Православия.
     Иоанн Грамматик давно жил не в столице. О Константине Философе он кое-что слышал. И думал, что это – зрелый муж. На диспут с ним пришли знаменитые люди страны. Но когда гордый старец вышел на середину и увидел юношу, он растерялся.
     - Вы что же, посмешище выдумали вместо спора? – спросил он гневно. – Не пристало мне равняться с этим юнцом и состязаться с ним. Ведите сюда Константина Философа, как уговаривались!
     - Я и есть Константин Философ, - ответил спокойно юноша. – Всё превосходство и опыт на вашей стороне, но я готов начать диспут.
     Он победил и здесь. Его славил весь город. Потому что это была главная победа над теми, кто проклинал святые иконы и был готов надругаться над священными образами.
                В. Воскобойников «Два святых лика»

                ***