Р 3 Гл. 2 В интернате. Интернат

Татьяна-Незабудочка
Родители больных детей, постоянно добивались чтобы власти как - то обратили внимание на них и на их больных детей, то есть, открыли школу интернат, чтоб дети могли развиваться, а не сидеть сидьма дома. Добились... Власти выделили полтора  здания в Майкудуке, один из районов Караганды.
 
Это были полтора двухэтажных здания старой постройки, без каких бы то ни было условий для проживания детей с ограниченными возможностями. Родителям обещали лечение и обучение деток, но как всегда это бывает, слова разошлись с делом. Для детей колясочников помещения вообще были не приспособлены эта категория, так и осталась на задворках.

Настя терпеть не могла разного рода санатории и больницы. Её всегда угнетала не домашняя обстановка.

Да, там находились дети с тем же диагнозом, полиомиелит, а также с ДЦП, но девяносто процентов детей, почти не умели, общались со здоровыми, они в основном жили или дома, или в больнице, или в интернатах, а некоторые не имеющие родителей, в детдомах.

Настюшка же, наоборот, в основном общалась со здоровыми детьми. Живя дома, она любила часами сидеть за книжками в школьной библиотеке, просто гулять по городу, ходить в кино, на концерты симфонической музыки, на спектакли: на балет, оперу, оперетту. К искусству  девочку приучали родители.

Так же она часто посещала художественные выставки. В скользкое время года, то есть зимой, в свободное от учёбы, она любила вышивать простым или болгарским крестиком, вязать крючком, спицами. И что было интересно, когда Настя от чего-то сильно уставала, то для отдыха открывала книжку "Занимательная математика", находила посложнее задачку и начинала её решать. И вдруг девочка попадает в изолированное от мира сего, учебное учреждение - в школу-интернат для больных детей с опорно-двигательным аппаратом...

Настя не хотела туда уходить, её упрашивали, уговаривали... приказали, но не переубедили: 

- Настенька, ты будешь на выходные приезжать домой, - объясняла мама. - Там, не надо будет рисковать, идя на занятия, ты не будешь падать. В интернате будет лечение ножек, и все вы будите под приглядом медперсонала.

- Мама, я не хочу среди таких как я, мне в санатории с ними было тяжело, скучно, не интересно - со слезами на глазах говорила Настя.
- Они все какие-то не такие... ничем не увлекаются, не интересуются и вообще... Вспомни, как я не хотела находиться в санаториях, какая я была... ну как это тебе объяснить? Ну... - девочка искала слова, растирая кулачками, бегущие по щекам реки слёз. - Мама, они все, ну не все, но  почти все какие-то закомплексованные... Мне не о чем с ними даже разговаривать...

- Я понимаю, - не унималась мама, - но и меня ты пойми, я постоянно вся на нервах, а у меня работа.

Привыкнешь и подружек себе найдёшь…

- А ты в этом уверена? - совсем как взрослая, спросила Настя.

- А это от тебя будет зависеть… Всё, мы с отцом решили, так и будет.

Решили,… нет, приказали. Плачь не плачь, а раз родители приказали, никуда не денешься, и Настя оказалась, со второго полугодия шестого класса в интернате. Она была в сжатом, будто тисками, кругу больных ребят, изолированной от всего цивилизованного мира... от театра, от выставок… от кипучей жизни…

Вот она и в интернате…  Здесь неожиданно оказались те девчонки и мальчишки, с которыми была в санатории… Даже Ирма… Попала Настя не в рай, а в кромешный ад.

Туалет был один на этаж для мальчиков и один для девочек. Ходить туда приходилось в присутствии ещё кого-либо из девочек, рискуя просто разбиться, вставая с унитаза - поручней как дома, увы, не было.

О комнате гигиены даже и речи не было, никакого душа и никакой ванны. Умываться на костылях стоя, всё время только и думая, как бы ни и не упасть поскользнувшись.

О горячей воде даже думать не проходилось, поэтому стирать нижнее бельё, воротнички с манжетами, приходилось стоя и под холодной водой. Сушить же выстиранное бельё вообще было негде, поэтому его сушили в изголовье на раме или в ногах односпальной металлической кровати.
Спать приходилось на втором этаже в спальне, предназначенной на четырех человек, а оказалось шесть. Ни тумбочек, ни стульев, ни шкафов.
Сетки кроватей были уже давно кем-то растянутыми, где-то нашли старые, списанные, а так как врачи запретили такими пользоваться, на них уложили деревянные, не обструганные полностью почти и сбитые наскоро щиты.

Настя, словно дикарка не могла долго привыкнуть к тому, что ей приходилось переодеваться на виду посторонних глаз. Так как сменная одежда находилась на первом этаже в классе на виду у всех.
 
Питание было трёхразовое, хотя родителям обещали шести разовое. Кормили не плохо, но с восемнадцати до двадцати одного часа, так сказать до отбоя, желудок начинал просить поесть, а поесть то ничего и не было, и дети запасались кусочками хлеба, потом его подсохший жевали лёжа в постели.

Первое время, детей, которые пришли из детдомов или приехали издалека водили по субботам в общегородскую баню и лишь через год, построили свою, нет, не с душем и ваннами, а с лавками и тазиками. В тазиках мылись, в тазиках и стирали...

Отапливался интернат своей кочегаркой. Хорошо если кочегар трезвый, а то бывало, он и лыко не вязал, вдрызг был пьян, уголь в топке сгорал и... А одеяла только байковые, в холодное время года дети часто спали прямо в одежде.


Из всего списка лечения, только поглаживающий массаж и парафин десять сеансов за год. Не было в интернате даже фонендоскопа и тонометра, не говоря уже о физиолечении.

Телевизор смотреть почти не разрешалось, только по выходным дням, да и то только до двадцати одного часа, затем отбой.
Учёба так себе, никакой умственной нагрузки:

- Дети больные и их нагружать категорически запрещено! - так говорили представители Облздрава.

Раздражало всех ребят то, как заставляли тетради подписывать

                ТЕТРАДЬ
   Для работ по _____, ученика (цы) ___ класса
         школы - интерната, для детей
        перенесших полиомиелит или ДЦП,
       под вердикцией Областных отделов
         здравоохранения и образования
                Фамилия и имя

Сколько было просьб не подписывать, тетради, таким образом, но Облоно на уступки не шло. Настя просто отказывалась писать такой текст - воспитатели сами подписывали их ей.

Единственные уроки математики, что проводила Аненкова Александра Михайловна, давалась без снисхождения на диагнозы и приказы врачей.

Александра Михайловна, сразу заметила, что Настя своими знаниями отличается от других детей класса. Больше всего её радовало стремление девочки к познанию чего-то нового. Ребёнку, чтобы не было скучно сидеть на уроках алгебры и геометрии, преподаватель давала дополнительную работу - нагружая по полной, даже на контрольной.

Настя писала всегда оба варианта, на шпаргалке записывала только ответы и передавала задним партам:

- Чё решение не написала? Трудно, что ли? - порой злились одноклассники.

- Мозги включайте и решайте, - получали в ответ, - дала вам ответы, и сверяйте.

Это было на математике, а вот физику и химию учили только по учебнику, не было первое время даже таблицы Менделеева. Без опытов, без наглядных пособий учить эти предметы - просто нонсенс. Настя заучивать, заучивала тексты, но ничего понять так и не смогла.

Да, в интернате толком и не было сильных преподавателей, так, по пальцам одной руки можно было сосчитать их. В основном слабые учителя, то есть те, которых в школах не очень - то и хотели держать. Были и такие, которые заканчивали только учительские курсы. Я долго и упорно искала что-либо про эти курсы, но, увы, материал так и не нашла. Знаю точно, что такие учителя в основном продвигались по партийной линии, на их знания внимание почти не обращалось. А появились они сразу же после ВОВ из-за нехватки педагогических кадров особенно в сельской местности. 

Встаёт вопрос, почему в школу-интернат для детей с ограниченными возможностями, направили именно таких горе учителей? За ответом далеко идти не надо, он был на лицо - больные дети... Направить опытных педагогов? А пойдут ли они на добровольной основе работать с так называемыми "умственно отсталыми детьми", или как называли сокращённо "УО", да, именно так и считали больных, не умеющих порой самостоятельно передвигаться, мальчишек и девчонок...

А окончившие педагогические курсы, по приказу сверху, подчиняясь, шли... учить... Чему? Как? А какая разница, чему и как, главное ГАЛОЧКУ ПОСТАВИТЬ, и отчитаться, что школу - интернат укомплектовали полностью педагогическими кадрами!

Таких «учителей» в интернате оказалось восемь человек. Чему они могли научить детей? Да толком ничему, как говориться " учили чему-нибудь и как-нибудь", то есть только тому, что в методическом пособии, да в учебнике прочтут.
 
Весь персонал интерната состоял:

1.Директор  - уч. истории - Валентин  Васильевич Чаплыгин
2.Завуч по уч. части - уч. русского языка - Гапенка Тамара Феоктистовна
3.Завуч по воспит. части  - уч. франц. языка – Воеводина Полина    Вениаминовна
4.Уч. математики - Аненкова Александра Михайловна
5.Уч. математики - Усова Прасковья Ивановна
6. Уч. русского языка и литературы - Черепанова Лия Денисовна
7. Уч. русского языка и литературы - Чурилкина Елена  Герасимовна "Скрипка"
8.Уч. географии -  Ильичёв Никита Ильич
9.Уч. физики – Хмурова Алевтина Кирилловна
10.Уч. химии – Дроздова Инессе Сидоровна
11.Уч. биологии - Кущина Ирина Юрьевна
12.Уч. нем. языка - Штрауберг Эльза Францевна
13.Уч. англ. языка – Кляйн  Эрна Христиановна
14. Уч. рисования, черчения -  Золотухина Асия Агеевна – секрет. комс. орг. Интерната
15.Уч. физкультуры 1. Рутковский Феодосий Игоревич
16. Уч. физкультуры 2. Искакова Галлия Идрисовна
17.Уч. пения - Монина Ирина Арнольдовна
18.Уч. труда мальч. -  Савушкин Сергей Сергеевич
19.Уч. труда дев. - Надеждина Вера Адамовна
21.Уч. 4-го класса 1. Гринберг Софья Анатольевна
22.Ст. воспитатель - Попова Алевтина Карловна
23.Воспитатель 1. Швыдкова Анна Петровна
24.Воспитатель 2. Лидова Фаина Михайловна
25.Воспитатель 3. Земцова Степанида Григорьевна
26.Воспитатель 4. Ледина Александра Егорьевна
27.Воспитатель 5. Кущина Аида Павловна
28.Воспитатель 6. Апсолямова Бахыт Абаевна
29.Воспитатель 7. Кайратова Мариаш Сатпаевна
30.Воспитатель 8. Хван Ольга Ильинична
31.Воспитатель 9. Лян Нелли Андреевна
32.Воспитатель 10. Кляйн  Эрна Христиановна
33.Ст. пионервожатая - Трошина  Евгения
34.Библиотекарь - Чижова Людмила Феофановна
35.Врач - Очаковская Таисья Матвеевна
36.Врач физиотерап. - Клунина Стапанида Антоновна - жена директора
37.Медсестра - Травкина Елена Дмитриевна
38.Массажистка 1. Демченко Ульяна Димидовна
39.Массажист 2. Падубов Степан Соврасович
40.Бухгалтер -  Крутьков Илья Ильич
41.Кассир – Жмыховая Галина Дмитриевна
42.Секретарь машинистка – Заикина Зоя Тимофеевна
43.Завхоз - Покровская Наина Никитична
44.Ст. повариха - Пискунова Галина Олеговна
45.Повар 1. Каплыгин Кирилл Евгеньевич
46.Повар 2. Тромп Екатерина Агафьевна
47.Повар 3. Роговская Евдокия Яковлевна
48.Помощ. повара Груздь Нина Власовна
49.Техничка 1. Тётя Феня
50.Техничка 2. Тетя Бота (Ботагоз)
51.Техничка 3. Твердюкова Степанида Александровна
52.Техничка 4. Пушкарёва Дарья Герасимовна
53.Техничка 5. Антонова Антонина Антоновна
54.Техничка 6. Симбирская Мария Ивановна
55.Прачка 1. Звягина Ангелина Васильевна
56.Прачка 2. Вяткина Ефросинья Анисимовна
57.Дворник - Бахтияров Салимбек Ахатович
58.Водитель - Максутов Ермек Саидович
59.Кочегар 1. Дядя Карим
60.Кочегар 2. Дядя Дёма ( Демьян)
61.Сантехник - Гермн Герасим Потапович
62.Штукатур-маляр - Каиров Керим Керимович
63.Сторож - Дядя Гоша

Ещё в пятом классе, мама записала дочку в музыкальный кружок при ДК, чтоб хотя бы чуточку научить игре на фортепьяно, да она этого очень этого хотела. Настя ездила на Фёдоровку в ДК на занятия два раза в неделю. Пианино дома не было, но оно было у соседей на первом этаже, и соседка сразу же предложила учить уроки у неё дома. Правая ручка была слабее, и поэтому пальчиками было вначале трудно надавливать на клавиши. Да и костыль нет-нет, да и выпадал из подмышки. Но благодаря Настасьиному упорству, как ни странно, ручка стала крепнуть и пальчики уже слушались хозяйку, и хорошо давили на клавиши.

Приведя дочку в интернат, мама договорилась с директором Валентином Васильевичем Чаплыгиным, что дочери будет разрешено по два часа в день играть на пианино, что находилось в учительской. Но Настя, выучив уроки раньше всех, приходила в учительскую и занималась на пианино два-три часа и ей никто этого не запрещал.

Да появилась в интернате так сказать "учительница" пения…

Настёна уже неплохо разбиралась в нотной грамоте, да и слух был преотличный. На уроках пения Настя слышала, что не все дети попадали в ноты, а некоторые и вообще не попадали: 

- Ну, вы даёте, слуха нет что ли? - спрашивала Настя на перемене. - Поёте кто в лес, кто по дрова.

- Ну да, конечно нет - отвечала Наташа,- как мама говорит, мне при рождении медведь на уши наступил.

Другие просто смеялись: 

- Ой, какая всеслышащая нашлась, нам и без песен не плохо живётся, - с расплывшейся улыбке говорил стоя на костылях Гена.

- Ага, мы вот возьмем, и свой хор организуем под названием Хор «Кто в лес, кто по дрова" - с хохотом проговорил Толик, левой рукой опираясь на костыль, правой на трость.

Настя не стала с ними разговаривать, просто не о чем было.

На уроке пения преподаватель играя на пианино, часто допускала ошибки, Настя, скрипя зубами, сначала молчала, но однажды её терпение лопнуло и, взяв костыли, подошла к пианино и, глянув в ноты, возмутилась:

- Ирина Арнольдовна, разве вы не видите, что здесь паузы, а здесь играть надо не шестнадцатыми, а целыми нотами? - показывая на паузы и на ноты указательным пальцем.

- Да кто тебе позволил выходить к инструменту? - начала возмущаться Ирина Арнольдовна. - Кто ты такая, чтоб мне указывать? Я учитель или ты?

- Учитель то вы, не я, но именно вы играете неправильно, - невозмутимо ответила ученица. - Я знаю эту песню и играла её ни раз.

- Ах, даже так? - покраснев от злости и... нет, стыда в глазах не было... - Ну, что ж, тогда пой гамму, посмотрим какая ты грамотная - сунув под нос ноты.

Настя, посмотрев внимательно ответила:

- Без предварительной пропевки я не смогу. Здесь с девяти восьмых нот, сразу идёт переход на десять шестнадцатых... Эту гамму и профессионал не сразу споёт...

- Вот как? Ты же меня учить собралась, всё знаешь, умеешь, пой, я приказываю! - повысив голос, в приказном тоне - пой! - и начала играть.

- Приказывать Вы никому не имеете права, но всё же попробую.

Настя сбилась на десятой ноте:

- Я же говорила, что не смогу.

- Зато учителя учить можешь. Сядь и подумай.

- Ну, нет, - невозмутимо, но с вызовом, - спасибо вам большое, за безграмотный урок,…  но сидеть и думать я не просто не желаю, - посмотрев гордо на учительницу, вышла из класса.

И, что самое интересное, за время диалога, никто из ребят, не проронил и слова.

Настя, выйдя из класса, прямиком направилась в кабинет директора:

- Валентин  Васильевич, - обратилась, войдя в кабинет предварительно получив разрешение, - кого к нам прислали? Ведь Ирина Арнольдовна вообще не понимает нотной грамоты. Для неё, что целые, что восьмые, что диез, что бемоль... И ещё меня позорить начала... Ну, да, я сорвалась... не смогла сдержаться... в присутствие всего класса... Но, честное слово, терпение лопнуло...

- Подожди, подожди, расскажи всё по порядку.

Настя начала рассказывать, но в дверь постучали:

- Ирина Арнольдовна, я занят.

- Продолжай - уже обратился к сидящей за шкафом на диване девочки. Выслушав, рассмеялся, - Ну, только Настёна ты можешь так вспылить, только ты, - почесав затылок, - честно сказать я бы сам и не осмелился... Ну, в кабинете у себя высказал бы, а в присутствие учителей... Нет. Не смог бы... Молодчина.

Затем, взяв стул и подсев ближе к дивану:

- Настя, знаешь, я сам возмущён по поводу некоторых учителей... Не я набирал педколлектив, Облоно, Обком... Они просто не захотели нам давать нормальных педагогов, а сами учителя идти боятся...

- Кого? Нас что ли? Мы, что сумасшедшие, психи?

- Да нет, солнышко, вы все нормальные дети, подростки. Среди вас есть сообразительные очень умные,... ну такие как ты, например, - глядя как бы из подлобья. - Ты успокойся, я с ней переговорю и... и узнаю всё что смогу об её образовании, даю слово.

Спустя неделю, Валентин Васильевич направляясь во второй корпус, остановил Настю, шедшую в столовую, что находилась именно во втором корпусе:

- Настя, подожди. А ведь ты была права насчёт Ирины Арнольдовны. Она же кроме музыкальной школы, да и то лишь четыре класса ничего не оканчивала. Просто учительские политические курсы. Мм-да, я в Облоно поставил вопрос ребром, чтоб таких недоучек к нам больше не присылали... Пока без уроков пения будем, я думаю, головки ваши от этого не обеднеют.

Немецкий язык давался не плохо, но Настя в школе с четвёртого класса, учила английский, а он, увы, почти не преподавался... Преподаватель сама толком его не знала, она работала воспитательницей и языком не владела. Настюша пробовала учить слова, но вот в предложения их складывать, так и не научилась.

Не складывалась дружба у неё ни с девочками, ни тем более с мальчиками. Она, как бы точнее выразиться, была чужой, среди своих. Ну, не могла она понять, почему с ней никто не хотел дружить, почему её сторонятся и замолкают, как только она к ним подходит. Уже спустя много лет, Настя узнала причину. Оказывается одноклассников, пугали её взгляд и голос - повелительный, учительский.

Девочка часами просиживала в библиотеке, перечитав всё, что там было.