Отсрочка

Татьяна Грахова
 Её привезли поздним вечером. Потускневший взгляд был равнодушным и каким-то потусторонним. За дверями родня рыдала в голос:"Как же так? Ведь ещё сегодня утром смеялась и планировала поехать на дачу"... Подошла главврач, стала печально говорить, что надежды нет, до утра их мама и бабушка не доживёт, надо готовиться к худшему.

 Я, проскользнув к кровати больной, тихо гладила пожилую сухонькую женщину по белоснежным волосам и шептала ей почти в самое ухо, чтобы не слышали соседки по палате:"Пожалуйста, не умирайте сейчас, Ваши близкие не готовы это принять, погодите немного, я дам Вам своих сил, вместе мы справимся" .Она посмотрела на меня вполне осмысленным взглядом, опустила и вновь подняла веки. Конечно, говорить и двигаться она не могла: инсульт. Но глаза ещё жили, шевелились немного и пальцы. Я взяла её тоненькую, похожую на куриную лапку, руку в свои ладони, попросила:"Если Вы хотите сказать "да", то прикройте глаза, если - "нет", тогда шевельните пальцем". Разработав такую систему общения, мы договорились, что будем держаться, сколько хватит сил.

 На утро родственники пришли снова и были несказанно рады застав бабушку живой и даже приободрившейся. Я сказала им, что она просила домашнего киселя и бульона.
 Удивление было неподдельным:"Как же она могла просить, если говорить не может?"
Объяснила систему общения, предупредила, что надо быть очень внимательными и не слишком утомлять. Близкие радовались, как дети. Подошедший доктор качала головой со словами:"Ничего не понимаю, этого не может быть!" А мы с "бабулей" только переглядывались, храня нашу тайну.

 Она прожила ещё два месяца. За это время родня как-то смогла примириться с неизбежным, морально подготовиться, смерть уже не была всепоглощающим шоком...
  До сих пор думаю, а правильно ли я поступила тогда. После сама болела. Отдав слишком много сил, не могла долго восстановиться... Но, надеюсь, что два месяца жизни того стоили...