Механическая связь Сталина и православия на РНЛ

Наталья Чернавская
 

   Скандальная статья И. Пожидаева "Органическая связь Сталина и православия, или Сталина - к лику святых", опубликованная 29 августа сего года на Русской народной линии, меня поначалу минула, точнее говоря, название вызвало мгновенный аллергический рефлекс - чихнула и тут же забыла про неё.

   Но потом прочла разъяснения главного редактора РНЛ  А.Степанова про то, как следует понимать "подонков в рясах", главный перл Пожидаева, Сталин, дескать, подонков в рясах уничтожал, и прониклась, решила и сам текст прочесть.

   Лучше бы не читала. Аллергические реакции тем и "хороши", что мгновенны. В кавычках, потому что в прямом смысле ничего хорошего в этом нет, можно умереть от аллергического шока.

   У меня вот аллергия на бытовую пыль, кошек, пенициллиновые антибиотики и некоторые другие лекарства, которыми с рождения перекормили меня врачи. Но жить надо, и как-то приспосабливаешься, отказываешься от лекарств, избегаешь по возможности кошек, борешься с пылью.

   Правда, один хороший детский врач разъяснил, что для формирования нормального иммунитета у ребёнка стерильная чистота в доме - тоже плохо, и тем мамам, у которых культ чистоты, стоит собаку завести для равновесия.

    Это я об органических процессах. Можно, конечно, любыми аллегориями пользоваться, в том числе и органическими. Один шутник, помню, утверждал, что Ленин - это гриб. Ну тогда Сталин - это антибиотик.

    Как раз при нём они и стали использоваться в массовой медицине. Был такой семинарист-недоучка Иосиф Джугашвили, перешёл от изучения богословия с богослужением к "эксам" (не все добровольно РСДРП(б) финансировали), а потом, когда рухнула Империя и его партия пришла к власти, то именно он стал лидером этой правящей партии и в силу этого - государства, возникшего на руинах Империи, СССР, правил 30 лет, и за это время страна превратилась из страны с патриархальным крестьянским населением в страну с населением урбанизированным в первом поколении.

    Все остальные сдвиги, в том числе и победа в Великой Отечественной войне, вторичны по отношению к этому сдвигу. Победили-то как раз крестьянские дети, и в генеральском чине, и в солдатском. Ну просто неоткуда было другим взяться, хотели, но так и не научились гомункулосов выводить пламенные революционеры. 

   От революции до Победы 28 лет прошло, а от начала коллективизации - всего каких-то 17, просто физически не успели все многодетные крестьянские семьи "раскулачить", сослать и прочими способами повыморить.

   У меня от прабабушки хранится сталинская медаль "За рождение и воспитание шестерых детей", хорошо, конечно, что наградили, да только вот самая младшая девочка в этой многодетной крестьянской семье в 1916-м, при Царе-батюшке родилась.

   Ещё у одной прабабушки из пятерых сыновей с фронта только один вернулся, самый младший сын - в начале двадцатых родился.

   Я не буду уподобляться соратникам Великого Вождя и вешать на него лично всех собак, там и соратников таких хватало, что некуда клейма ставить. Выстояли, победили, отстроились - слава Богу! "Победителей не судят".

   Но антибиотик - это такое лекарство, которое много побочных эффектов даёт, и чем дальше, тем больше, некоторые - хуже первичной инфекции.

   Те процессы, которые при Сталине были инициированы: уничтожение патриархального крестьянства, ускоренная индустриализация и урбанизация, - они ведь необратимые, это расстрелять за секунду можно, а только чтобы выносить ребёнка - девять месяцев нужно, да потом ещё растить сколько.

    Возможно, тогда всё так быстро происходило, что и думать-то было некогда. Но вот Горький, например, друг и певец Великого Вождя, он "органически" крестьянство ненавидел, и много там таких было. Так что, скорее всего, это был целенаправленный процесс, даже если не вспоминать про "диктатуру пролетариата".

    Каким образом "диктатура" превратилась в "номенклатуру" - понятно, человек - существо скоропортящееся, сначала кипит праведным гневом против "господ", а потом "вдруг" замечает, что господа-то не дураки были.

    О качестве партийной номенклатуры в целом я судить не возьмусь, знавала некоторых, и снисходительно описать их можно так: считали, что на их век в России добра хватит и детям останется, сколько б не плевать в колодец.

   Людей с обострённым эсхатологическим мироощущением среди них не было, поскольку "бытие определяет сознание", чего им было печалиться.

   И даже когда накрылся медным тазом СССР - номенклатура уцелела и зажила лучше прежнего. Помню, каким откровением для меня были жизнеописания новомучеников и исповедников православия в начале моего воцерковления.

   Я много слышала в университетских археографических экспедициях от стариков-староверов о "раскулачивании", но всё равно: история СЛОНа (а я по соловецким житиям XVII писала диссертацию) или воркутинских, например, лагерей, превосходила всякое воображение.

   Эта лестница с Секирной горы на Соловках, по которой спускали вниз, привязав к бревну, заключённых, или тамошний карцер в Вознесенском храме или на Анзерах, или кладбище посреди воркутинской тундры с покосившимися крестами над могилами расстрелянных участников восстания 1953-го года, среди которых много фронтовиков было, или лагерные кладбища в Абези, или в Ичет-Ди, на месте посёлка "спецпереселенцев", крестьян воронежских...

   Знать об этом, памятовать об этих исхоженных собственными ногами местах и продолжать жить и радоваться можно только при одном условии: воскресении Христа.

   Все они: замученные, уморенные, расстрелянные, - с Ним теперь пребывают, и прежде чем прощать и прославлять их палачей, нужно их самих полюбить, с ними почувствовать "органическую связь"...

   Но это вот именно что органический процесс, сама я не так давно затвердила тропари новомученикам и Царю-страстотерпцу, до этого почитать почитала, иконы имела, а тропари в правило не вставляла.
 
   Может, следовалало "виртуальная связь" православия и Сталина на РНЛ назвать мне свой текст, ничего подлинно живого, никакой "органики" в этом процессе нет, но первоначально противостоит органике именно механика, да и чего одно имечко стоит, нужно не иметь никакого вкуса, чтобы поставить рядом эти два слова: "органика" и "Сталин", - и не заметить оксюморона.

   Выпускник юрфака и аспирантуры МГУ статейку накатал, 29 лет от роду. По нынешним временам -  молодой. Сама я как раз в его возрасте летом в Антониево - Сийский монастырь попала, тогда передали его церкви, и новоявленный настоятель позвал всех желающих помочь ему в первое время. 

   Мне с одной деревенской женщиной пришлось дорогу в монастырь чистить, обочина сильно кустами заросла, в монастыре как раз первая коза появилась и лошадь Ракета, а сено косить уже поздно было, август. И мы с рабой Божией Фотинией из деревни Рай рубили эти кусты и веники козе вязали.

   А вот чем Ракета первую зиму пробивалась, не вем, помню, как сама мёрзла, когда сидела в ларьке в центре Сыктывкара - свечками с иконками торговала, записки принимала и переправляла эти записки и денежки на Сию, без этого им невозможно было первую зиму выжить, потом уж, по весне, когда стали они там сажать поля-огороды, легче им стало.

    И вот что знаменательно: сколько не бывала на Сие, среди простых работяг, на лето туда много трудников собиралось, или в других монастырях, -  ни сном ни духом, никакого Сталина и прочих псевдонимов не слышала, никто ни разу не вспомнил.

   А вот на РНЛ - ну просто ежедневно ностальгируют аспиранты МГУ и прочие "кремлёвские мечтатели", все, видимо, "из простого народа". Ну, это вы кого-нибудь другого дурите, господа-товарищи.

   Несколько лет назад я ещё "чайником"была, только появился дома интернет, купилась на красивое название "Русская народная линия". А девиз-то какой красивый! "Православие, самодержавие, народность".

   И чтобы гипноз прошёл, мне ни много ни мало - статья московского юриста Пожидаева потребовалась. Так что спасибо ему. Пусть выздоравливает. Лично я порекомендовала бы ему на Сию на сенокос съездить, там и лесоповал есть, но это, боюсь, для экстремалов, не потянуть московскому теоретику, а сенокос - в самый раз, заодно и поговорит с трудниками про "органическую связь Сталина с православием", я думаю, они интересные комментарии сделают.

  Не ручаюсь, правда, что опубликовать он их сможет, потому как в монастыре хоть и борются с нецензурными выражениями, но, поскольку большинство трудников приходят из мест не столь отдалённых - не совсем пока успешно.

  Зато "органическую связь" со своим народом - гарантирую, что почувствует сей молодой "православный сталинист". Удачи ему! А я не буду больше на РНЛ слать свои тексты, совестно так высоко возноситься, останусь лучше поближе к "подонкам в рясах", родным моим и любимым.