Моё открытие Аристотеля ч. 2

Влдимир Правдин
Г е о р г и о с.
Я думаю, Аристотель, тебе интересно узнать судьбу древнегреческого язычества после распада Великой империи Александра Македонского отдельные государства, где сложилась Великая Римская империя с официальной языческой государственной религией. Однако абсолютной монополии язычества в первом веке была противопоставлена ранее неведомая человечеству христианская религия, проповедующая единого Бога, жертвенность любви.  С появлением тайных христианских общин внутри языческого мира возникли антагонистические противоречия между сторонниками старой и новой веры. Против христианства выступало языческое Римское государство и иудаизм, не принявший Христа, Сына Божия и предавший Его смертной казни.
А р и с т о т е л ь.
Мне бы хотелось знать более подробно об этих событиях. Расскажи, Георгиос.
Ге о р г и о с.
Давай посмотрим на состояние Римской республики, где правили патриции, не допускавшие ни одного плебея в сенат. Постреспубликанская фаза развития древней римской цивилизации, характеризуемая автократической формой правления, охватывает период, начиная с правления первого императора Августа, то есть с 27 года до Р.Х. по 476 год.
Трансформация республики в империю произошла по ряду причин, в том числе потому, что государственная организация в республике, исторически сложившаяся как город-государство, не обеспечивала управление на расширяющейся обширной территории. В этих новых условиях только диктатура власти в лице императоров, опирающихся на армию, могла гарантировать надежную упорядоченность в государстве.
Одновременно с этой государственной трансформацией зарождается новая религия – христианство, вступившая в принципиальное противоречие с язычеством, являвшимся государственной религией власти, и с иудейством, не признавшим Спасителя. Начиная с императора Тиберия, в бытность которого зародилось христианство, и  до императора Константина Великого, издавшего в 313 году эдикт о прекращении гонения христиан, из 28 императоров около 15 проводили политику гонения христиан; остальные императоры занимали нейтральную или лояльную политику. Наиболее жестокие гонения проводили императоры Нерон (54-68 гг.), Доминикиан (81-96 гг.), Адриан (117-138 гг.), Антоний Пий (138-161гг.), Марк Аврелий (161-180 гг.), Деций Траян (249-251гг.), Диоклетиан (284-305 гг.), Галерий (305-311гг.). В 303 году Галерий, зять Диоклетиана, настоятельно требовал издания общего закона о полном истреблении христиан.
Зимой 310-311 Галерий тяжело заболел и, считая, что болезнь была послана в наказание свыше из-за гонений на христиан, обнародовал эдикт от 30 апреля 311 года, которым снова разрешались их молитвенные собрания; вскоре после этого он умер.
      Гонения на христиан запретил император Римской империи  Константин I (Великий) (307-337). Он своим Миланским эдиктом 313 года объявил веротерпимость, свободный выбор вероисповедания, после чего христианство вышло из подполья. Затем Константин повелел возвратить все недвижимое имущество, отнятое у христиан и у церквей во время гонения. Он видел в замене язычества христианством не падение империи, а ее обновление; верил, что христианство может быть надежным оплотом государства.
Будучи формально язычником, Константин I лишь на смертном одре принял крещение, однако своим сыновьям дал христианское образование. Распад Римской империи на Западную и Восточную (Византию) произошел в 395 году. Языческие культы окончательно запретил Император Феодосий (379-395 гг.), сделавший христианство государственной религией, и он воспретил языческие культы на территории всей Западной и Восточной Римской Империи. Император Грациан в 382  году в Риме повелел вынести из сената языческую статую Ники (победы).
Вот таков был непредвиденный ход истории.
А р и с т о т е л ь.
Георгиос, расскажи о судьбе противостояния дорогого мне язычества и христианства. 
Г е о р г и о с.
В этих условиях были выдвинуты на первый план новые духовные ценности. На обломках эллинистической цивилизации появилась христианская цивилизация, которая породила новую, обновленную европейскую и православно-византийскую. Исторический факт признания легитимности христианства в 313 году императором Константином Великим наравне с язычеством на территории Римской империи  говорит о том, что власть признала право христианских идей на существование.
А р и с т о т е л ь.
И все же объясни мне этот исторический парадокс: каким чудом зародившееся христианство, находившееся в подполье, под официальным запретом, одолело многовековое язычество? Я доверяю только Разуму, то есть логике доказательства. Изволь доказать.
Г е о р г и о с.
В греческом предании немало полубогов, несущих в себе и божественную и человеческую кровь, подобно Гераклу – сыну Зевса и смертной женщины. Проявляя храбрость и мужество в противостоянии богам и року, они достигают цели любой ценой с помощью физической силы, считая, что зло можно победить жестоким наказанием виновного.
Все общество эллинистического периода воспитывалось на идеологии насилия, военных угроз, решения проблем силовым способом, методом подавления и военной агрессии, как это делали македонские цари и римские императоры. В атмосфере официального признания деспотии  появилось необычное для людей новое учение, отвергавшее насилие, проповедовавшее жертвенную любовь к ближнему, даже к врагу. Неудивительно, что христианские мученики преданностью убеждениям, нравственной чистотой привлекали повсеместно к себе сторонников.
А р и с т о т е л ь.
Георгиос, ты прости меня, но ты не сумел мне доказать логически такой ход истории. Твои аргументы выглядят не вполне убедительно.
Г е о р г и о с.
Уважаемый философ, мы коснулись не простой темы. Прости меня тоже, попытайся ответить тоже на не простой вопрос. 
Помнишь, Аристотель, когда ты тайно покинул Афины, чтобы избежать суда над собой и спасти этим, возможно, свою жизнь? Ведь ты мог обратиться к Александру или к правителю Греции Антипатру (с которым ты был в хороших отношениях), чтобы они защитили тебя и наказали по заслугам афинских обвинителей, но ты этого не сделал. Почему?
А Сократ, приговоренный к смерти? Он категорически отказался от побега из заточения. Почему? Почему избран путь несопротивления?
Твои философские предшественники, сильные личности, их не так мало, добровольно, но не из малодушия уходили из жизни, не отказываясь от своих убеждений. Почему они не выбрали путь открытой борьбы?
А р и с т о т е л ь.
Георгиос, пусть твои современники ответят на эти вопросы. Спасибо, ты поведал мне реальную историю, она неисповедима и непредсказуема для смертного человека.
Г е о р г и о с.
Скажи мне, Аристотель: твоя философия защищает твою религию?
А р и с т о т е л ь.
Поймёшь ли ты меня, Георгиос, что греческие боги моего народа вдохновляют, радуют, удивляют и изумляют меня? Я не использовал мифологию в своих философских трудах, поэтому меня и обвинили в нечестии и призвали к суду.
Г е о р г и о с.
Вот видишь, ваши философские системы ставили научные задачи объяснить бытие мира и вещей помимо своей религии, этим подвергая народную языческую религию критике, что порождало недоверие к богам. Все эти сомнения перешли автоматически в римское образованное общество, что ослабляло язычество в противостоянии с нарождающимся христианством.
Однако римская власть требовала сохранения древней народной религии, полагая, что этим укрепится одновременно и государство.
А р и с т о т е л ь.
Мы верили в могущество наших богов, и они вдохновляли нас заниматься философией.
Г е о р г и о с.
Но появившееся христианство в корне изменило эту стабильность и равновесие сил в греко-римском обществе. Все тогдашние философские школы: эпикурейцы, киники, стоики, скептики, неоплатоники – работали в условии государственной и религиозной трансформации. Философы не могли оставаться в стороне, а должны были осмыслить и определить свое отношение к новой религии, находящейся в конфронтации с властями и языческими традициями в народе. Кроме того, открытая пропаганда христианства была небезопасна.
А р и с т о т е л ь.
Мне интересно, Георгиос, их отношение к христианству, расскажи об этом.
Г е о р г и о с.
Мне стало известно об этом из сочинения  писателя Е.И. Смирнова (род. в 1842 г.) «История Христианской Церкви», удостоенной в 1873 году полной Макарьевской премии. Первое издание – в 1872 г., последнее – в 1900 г. Могу пересказать мнение профессора по этому вопросу, послушай:
«Для эпикурейцев, которые человеческое бытие ограничивали одним только чувственным миром, насмехавшихся и над языческим миром, возвышенное учение христиан представлялось “блужданием по воздуху». Представитель этой школы Лукиан Самосатский (ок. 180 г.) в сочинении “О смерти Перегрина” необоснованно высмеивает христиан. Другой эпикуреец, Цельс (ок. 150 г.), собрал все, что тогда говорилось языческими учеными против христианства.
Неоплатоники принимали религиозную веру язычников, не исключая и христианство, и признавали Основателя его, Иисуса Христа, великим и святым, причисляя Его к мудрым и благочестивым мужам древности. Представителями такого направления философии были Аммоний Сакк, живший в Александрии в конце II и начале III веков, и ученик его Плотин, основавший около 240 г. свою школу в Риме.
Первым из неоплатоников начал полемику против христианства Порфирий, ученик Плотина (233-304). Против неоплатоников христианскими писателями было написано много сочинений. Несколько книг против Порфирия написал св. Мефодий, епископ патарский, пострадавший около 310 г.
“Против христиан” — сочинение в трех книгах — написал Юлиан Отступник. К IV столетию относится и сочинение Филопатрис, в котором высмеиваются христианские споры о Святой Троице и делаются выпады против монахов. В 485 г. умер в Афинах философ Прокл – последний поборник язычества в Греции; его преемники были уже полухристианами.
Вот все, что мне известно об отношении философов тех времен к христианству.
А р и с т о т е л ь.
Да, видно, во все времена жизнь философов непроста, мир идей сложен и наполнен нерешенными проблемами, которые вряд ли когда-либо прекратятся.
Г е о р г и о с.
Дорогой Аристотель, к великому сожалению, не все твои философские творения и научные труды дошли до нашего времени. А те, что сохранились, не просты для восприятия для моих современников. Затерялись в веках диалоги, сочиненные в подражание знаменитому учителю Платону в период твоего почти двадцатилетнего пребывания в его Академии. Некоторые философы считают, что ты колеблешься между платоновским идеализмом и материализмом, что ты стихийный материалист, а например, политический деятель Ульянов/Ленин говорил про тебя: «Путается человек».
Припомни, мне бы хотелось услышать из твоих уст названия твоих сочинений.
А р и с т о т е л ь.
Напрасно твои философы причисляют меня к колеблющимся. Мой учитель Платон после ознакомления с трудами основателя атомистики, Демокрита, утверждавшего, что существуют только атомы с бесконечными их формами (идей, ;;;;; — «вид, облик») и Великая Пустота, сказал, кажется, так: «Если есть одно, то есть и другое». Не надо «ломать копья». Венец всему – Великая Природа, на неё я смотрю с изумлением. Из неё и вышло язычество – всему свое время, всё в мире – дань времени, а что такое время – никому не известно.
Что касается моих трудов, изволь, однако я могу не вспомнить все свои сочинения, тем более, некоторые работы были написаны совместно с моими учениками; во время коллективных дискуссий появлялись в моей голове новые мысли, которые я включал в очередные работы. Послушай, вот они:

Бытие
«О первой философии»
«Физика»
«О небе»
«О возникновении и уничтожении»
Органон
«Категории»
«Об истолковании»
«Первая аналитика»
«Вторая аналитика»
«Топика» («О софистических опровержениях»)
Психология 
«О душе»
Этика
«Этика Никомахова»
«Этика Эвдемова»
«Большая этика»
Искусство 
«Поэтика»
«Риторика»
История
«Афинская полития»
Естествознание
«Метеорология»
«О частях животных»
«О происхождении животных»
«История животных»
Диалоги.
Письма.

Г е о р г и о с.
Аристотель, число комментаторов твоих философских сочинений  несметно. О тебе и твоих работах написано такое количество книг, что прочесть их все практически невозможно. Сделаю лишь ссылку на некоторые, часть из них я прочел.
Вот они: это  твои коллеги, соотечественники:
Платон, твой учитель; его философские труды, конечно, тебе известны, ты учился по ним;
Плутарх, философ, моралист, родился в 46 году; вот некоторые из его трудов: «Сравнительные жизнеописания», «Морали»;
Диоген Лаэртский, тоже историк, философ, «Жизнеописания знаменитых софистов»;
Страбон, историк, географ, родился в 64 году; его труд «География» написан в 17 книгах.
О твоей философии за две тысячи с лишним лет написана уйма ученых трудов – статей, трактатов, диссертаций! С малой толикой из них я ознакомился:
Алексей Федорович Лосев, «Эрос у Платона», «Античная мифология»,  «Олимпийская мифология», «Платон. Аристотель» (в соавторстве с А.А.Тахо-Годи), «Эстетика возрождения», «Философия имени», «Эллинистически-римская эстетика», автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла. Был редактором сочинений Платона (тома 1).
А р и с т о т е л ь.
Хотелось бы мне побеседовать с этими авторами и узнать, правильно ли они меня поняли. Но, увы, это невозможно. Многие из моих современников меня не понимали.
Г е о р г и о с.
Аристотель, я читал у Диогена Лаэртского, что  завещаниям, принятым в традициях Греции, в частности в Афинах, придаётся большое значение. Диоген пишет, что твоё завещание было короткое и деловое. Это так?
А р и с т о т е л ь.
Основным душеприказчиком я пожелал иметь Никанора, своего племянника, сына моей родной сестры Аримнесты и её мужа, Проксена, взявшего меня на воспитание после смерти моих родителей. Другим душеприказчиком я просил быть Антипатра, наместника в Греции, назначенного Александром Македонским. В завещании я пожелал выдать замуж мою дочь от первой жены, Пифиаду за Никанора. Второй жене Герпиллиде я завещал или дом моей матери в Колхиде, или дом моего отца Никомаха в Стагирах. Кроме того, я не возражал против брака Герпиллиды, но с достойным человеком, и велел своему душеприказчику выдать ей талант серебра и обставить её дом всем необходимым. На попечение Никанора я оставил мальчика, сироту, о родителях которого мне ничего не было известно.  Распорядился, чтобы часть моих рабов была отпущена на волю сразу, другая часть – по достижении ими возраста, когда они могут самостоятельно зарабатывать на жизнь. Кроме этого, в своём завещании я велел поставить статуи своей маме, Никанору, Проксену, брату Аримнесту, сестре Аримнесте.
Георгиос, я думаю, что человек черпает силы из своей веры в Разум, а не из чужой. Заканчиваю наш диалог словами, которым верю: «… у  всех вещей добро следует принимать за начало» и «Мир не хочет, чтобы им управляли плохо».
 
Основная литература
1. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. – М.: Мысль,1975. – Т. 1. – 550 с.
2. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. – М.: Мысль,1975. – Т. 2. – 687 с.
3. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. – М.: Мысль,1975. – Т. 3. – 613 с.
4. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. – М.: Мысль,1975. – Т. 4. – 830 с.
5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский; общ. ред. и вступит. статья А.Ф. Лосева. – М.: Мысль, 1979. – 620 с.
6. А.Ф.Лосев. Жизнь и творческий путь Платона / А.Ф. Лосев // Платон. Собр. сочинений в 4-х томах. – М.: Мысль, 1990. – Т. 1. – С. 3–63.
7. А.Ф.Лосев. Диоген Лаэртский и его метод / А.Ф. Лосев // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / АН СССР, Ин-т философии; Общ. ред. и вступит. статья А.Ф. Лосева. – М.: Мысль, 1979. – С. 5–59.
8. А.Ф.Лосев. Платон и Аристотель / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. – М.: Молодая гвардия, 1993. – 383 с.
9. Платон. Собр. сочинений в 4-х томах / Платон. – М.: Мысль, 1990. – Т. 1. – 863 с.
10. Хайдеггер, М. Что такое метафизика? / Хайдеггер, М. Время и бытие. Статьи и выступления // Мартин Хайдеггер; сост., пер. с нем. и комм. В.В. Бибихина. – М.: Республика, 1993. – С. 16–27.
11. Н.Д.Тальберг./История христианской церкви –  М.,1991.
     12.  Э.Д.Фролов. «Греция в эпоху поздней классики», СПб.: «Гуманитарная академия», 2001.
 
Дополнительная литература

1. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1997. – Т. 1. – 671 с.
2. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1997. – Т. 2. – 719 с.
3. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.
4. Философский энциклопедический словарь / редакторы-составители Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М., 1997. – 576 с. 
5. Г.В.Щеглов. Словарь античности / Г.В. Щеглов, В. Арчер. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 415 с.