Он парил вровень с орлами ч. 17

Николай Мринский
Два морских парохода доставляли на Дон, в формируемую Армию Войска Донского атамана П.Н. Краснова, из портов Румынии и Севастополя тяжёлые морские орудия для бронепоездов, сотни тысяч ружейных патронов, пулемёты, десятки тысяч снарядов, аэропланы и другое военное снаряжение. На казачьем фронте действовала авиация красных, состоящая из 41 самолёта в составе 7 авиаотрядов. Донской авиапарк продолжал расти, как ни странно - за их счёт. 27 сентября Царицынский авиаотряд «подарил» донцам один из своих самолётов, который приземлился в расположении казачьих войск у ст-цы Чирской. Лётчик-наблюдатель Штюрмер стал воевать на стороне белых и вырос до капитана. 17 октября к казакам перелетел красный военлёт Г.Э. Тау (погиб в 1920 г. при обороне Крыма). Командир 9-го армейского отряда РКК ВФ поручик Снимщиков бежал от красных войск со своим авиаотрядом, пополнив казачьи ВВС сразу 6 самолётами и опытными пилотами (Хомич, Баранов, Добровольский, Макаренко и Осташевский). В 1919 г. Снимщиков В.В. погиб при авиаподдержке рейда Мамонтова. Бегство «красных соколов» в Белую армию продолжалось. 4 ноября 1918 г. к донцам перелетел начальник 1-й Воронежской авиагруппы В.И. Стрижевский; 9 ноября перелетел командир 22-го корпусного авиаотряда Э.М. Битте и т. д. Со стороны белых в 1918 г. не было ни одного случая перехода или перелёта летчиков, техников на сторону противника. К концу года в Донской армии числилось 56 боевых самолетов (в т. ч. 16 неисправных).

Зимой 1919 г. фронт рухнул, и казаки повсюду отступали, зачастую бросая технику, боеприпасы, артиллерию. Но это не коснулось авиации. Во время отступления не был потерян ни один самолет, никто из авиаторов не бежал к красным. К весне фронт установился по рекам Северский Донец и Маныч. Здесь против 15 тыс. донцов и 20 тыс. добровольцев действовали четыре армии большевиков численностью до 90 тыс. чел. 30 марта 1919 г. командующим авиацией Войска Донского был назначен В.Г. Баранов, георгиевский кавалер, прошедший всю Первую мировую войну. С 9 по 23 апреля Донская авиация бомбила переправы противника и не допустила форсирования Северского Донца. А в мае около десятка боевых машин разметали две конные дивизии красных на марше. Самолёты атаковали конницу на открытой местности, в степи, где не было спасения от бомб и пулемётного огня. Экипажи аэропланов, израсходовав боекомплект, возвращались на свои аэродромы, грузились бомбами и снова шли на взлёт. Впервые в Гражданской войне на юге России произошел бой двух родов войск - авиации и конницы. Подобное белые повторили в 1920 г. при разгроме сводного конной группы Д. П. Жлобы (бывший шахтер). В марте, в тылу у красных вспыхнуло восстание казаков на Верхнем Дону. Для его подавления в район станицы Вёшенской были стянуты карательные части 9-й Армии, части ВЧК, курсанты военных курсов, моряки Черноморского флота.

Единственное, что могла в тот момент предпринять Донская армия, - это оказать помощь восставшим, организовав воздушный мост в Вёшенскую. Командование поручило полковнику В.Г. Баранову организовать выполнение этой непростой задачи. Первым в начале апреля полетел экипаж хорунжего Тарарина и сотника Богатырева. Последний был родом из Вёшенской и хорошо знал местность. Пролетев около 300 км над территорией, занятой противником, через 2,5 часа летчики благополучно приземлились у станичной околицы. Следующими полетели капитан Веселовский и поручик Бессонов, затем есаул Соколов, Иванов и др. Мост по воздуху заработал и, если позволяла погода, летали ежедневно. В восставшую станицу везли патроны, снаряды, медикаменты, деньги, табак, свежие газеты. Казачья авиация достигла ещё более значимых рекордов. 24 июля 1919 г. лётчик Д.А. Веселовский на своем «Бранденбурге» вылетел из Бекетовки и, преодолев за 8 часов 900 км, приземлился на территории Уральского казачьего войска. Дозаправив машину, он продолжил путь через Итек к Гурьеву. Общая протяжённость пути составила 3000 км. Белые объявили, что между армиями Деникина и Колчака установлена воздушная связь. Большая заслуга в этом принадлежала полковнику Баранову, который доверил перелёт удачливому капитану Веселовскому, лично планировал и контролировал подготовку к нему, намечал маршрут полёта. На Юге белые одерживали одну победу за другой. Перемолов в сражениях 59 большевистских полков, Донская армия в мае заняла Луганск, а в начале июня добровольцы вошли в Харьков.

Большевики не просто отступали, а бежали. Авиаотряды белых не поспевали за фронтом: он перемещался на север быстрее, чем перебазировались авиапарки. Путь на Москву был открыт, и все поверили, что на юге России большевикам пришёл конец. 1919 год завершился тем, что изменчивая фортуна обернулась к Белой армии своим жёстким и колючим хребтом. Наступил перелом в борьбе, закончившийся новороссийской катастрофой. В марте 1920 г. Донская авиация потеряла 25 самолетов, 1-й Донской авиапарк и 1-ю Донскую авиабазу, но часть самолётов удалось перебазировать в Крым. Из лётчиков Донской авиации сформировали «Донской войскового атамана Каледина авиационный отряд», которым командовал полковник Качаловский. До октября донские пилоты участвовали в боях с Красной Армией, сбили 4 самолёта, бомбили Каховку и участвовали в разгроме корпуса Жлобы. Ген.-майор В.Г. Баранов с марта по ноябрь 1920 г. возглавлял авиацию Донского корпуса. Войска бывшей Кавказской Добровольческой армии были наименованы Доброармией, во главе которой стал ген. В.З. Май-Маевский. Он не являлся «первопоходником», но был абсолютно чужд политике, интриге и считался полностью лояльным Ставке и самому Главнокомандующему ген. Деникину. В конце мая 1919 г. 1-й Кубанский авиаотряд перебросили под Царицын для оказания воздушной поддержки Доброармии. Полковник В.М. Ткачев во время проведения воздушной разведки в районе г. Царицына 30 мая был ранен ружейным огнём в правую руку и по выздоровлении вновь вернулся в строй.

Как это бывало и раньше, он лично принял участие в операции на Царицынском направлении и при штурме города. 30 июня сильно укрепленный город (по круговой ветке постоянно двигались бронепоезда, окраины были защищены колючей проволокой, рвами и окопами), прозванный «Красным Верденом», был взят. Это произошло при активной артподдержке, благодаря совместной атаке конных полков ген. П.Н. Врангеля и пехотных подразделений, усиленных танками. Молодого военачальника барона Врангеля стали называть «Героем Царицына». Представителями союзников он был награждён английским орденом Святых Михаила и Георгия. Красные отошли на север, к Камышину. Аэропланы бомбили и обстреливали отступавшего противника, нанося ему большой урон. В дальнейшим 1-й Кубанский авиаотряд пополнился людьми и самолётами, что позволило преобразовать его в авиадивизион, которым по-прежнему командовал полковник Вячеслав Ткачёв, одновременно являясь не так долго (с июня 1919 г.) членом Кубанского краевого правительства по внутренним делам. Однако, победа под Царицыным не стала переломным моментом в Гражданской войне. У ген.-лейтенанта Деникина не складывались отношения не только с Донским атаманом П.Н. Красновым, но и с властями Кубанского края. Позже он считал это одной из серьёзных причин неудачи Белого движения. Надо отметить, что со времени полного освобождения Кубани (конец 1918 г.) самостийные круги, преобладавшие в составе Законодательной Рады и 3-го правительства (П.И. Курганского), все свои силы, и кипучую деятельность направили исключительно в сторону «внутреннего врага», каким в их глазах была Доброармия.

Осенью 1919 г., наступавшие на Москву войска ген. А.И. Деникина, были остановлены. Они утратили свой наступательный боевой порыв, были уже развращены и превратились в грабителей, насильников, пьяниц. В итоге последовал развал фронта и восстания в тылу. И главное - было потеряно время, как минимум целый год. Красные, перегруппировавшись стали крупными силами наносить один удар за другим. Это были уже не красногвардейские банды, а скованная железной дисциплиной регулярная Красная армия в миллион штыков и сабель, подгоняемая в спину пулемётами заградительных отрядов. Ею руководили отнюдь не последние генералы русского Генштаба, иуды, переметнувшиеся к красным: Бонч-Бруевич, Парский, Зайончковский, Клембовский, Гутор, Свечин, Лебедев, Брусилов и др. 26 ноября 1919 г. после отставки ген. Май-Маевского, командарм Кавказской армии, ген.-лейтенант П.Н. Врангель оставляет должность и становится во главе ДоброАрмии, части которой отходили всё дальше и дальше на Юг, пока в конце декабря 1919 г. были и вовсе расчленены. Численность полков уменьшилась более чем в 10 раз. В конечном счёте остатки Доброармии были сведены в корпус под командой ген. А.П. Кутепова, а барон Врангель был зачислен в резерв Главнокомандующего ВС Юга России ген. А. Деникина. Затем его направили на Кубань для проведения мобилизации казаков и создания конной армии, а также установления более тесных контактов с оппозиционными силами. В ходе выполнения этой миссии П.Н. Врангель совсем разочаровался в возможности поднять казачество, столкнувшись с кубанским развалом.

Продолжение следует в части  18                http://proza.ru/2019/08/15/1602