Две правды и две страны

Дуглас-22
Четверть века минуло со времени распада Союза, а страсти в умах и в душах не утихают, выливаясь в бесконечные споры о том, когда было лучше - тогда или сейчас.
Казалось бы, уже все мыслимые аргументы приведены, а споры не кончаются. Попробуем совершенно объективно и честно  расставить точки над i. Так, чтобы  всё стало окончательно ясно и понятно всем, даже самым неистовым. Но прежде - небольшое лирическое отступление.

Когда-то давным давно, в моей далёкой-далёкой ленинградской юности  я был знаком с одним любопытным персонажем. Его звали Стас, и он был одним из многих пацанов родом из нашего необъятного двора. Он был примерно на 4 года старше меня и потому держался свысока. Вообще - он  был таким нахальным и пижонистым парнем, всегда отлично и модно одетым, с непременной жевательной резинкой во рту и американскими сигаретами в кармане. Знакомые мальчишки шёпотом рассказывали, что, помимо сигарет и резинки, в его кармане всегда находился выкидной нож и был он там вовсе не для красоты. Вобщем, как тогда говорили - шпана. Мы, разумеется, никогда не были друзьями, но при встрече всегда здоровались, как земляки. Стас был фарцовщиком. Он покупал у иностранцев различные вещи и потом втридорога перепродавал их. Но  был у него, помимо этого весьма доходного бизнеса и ещё один источник дохода. Да такой, что все на свете джинсы и кроссовки блекли перед ним.
Стас  был профессиональным картёжником. Как говорили тогда - каталой. Не будучи любителем или крупным знатоком карт, я не могу судить об уровне его мастерства. Но все наши общие знакомые рассказывали о  нём невероятные вещи. Например, говорили, что он  мог сесть с одним рублём в кармане в поезд Ленинград - Сочи - Адлер на Московском вокзале и через двое суток выйти из купе с тремя - четырьмя тысячами.
Сам я никогда не  был свидетелем этих его подвигов, но хорошо помню, как наши мужики во дворе, любившие забивать "козла" на лавочке, смотрели ему вслед очень недобрым взглядом и периодически напутствовали нас словами:
- Парни, держались  бы вы от него подальше! Карты и большие деньги до добра не доведут!

Потом наш двор расселили, и мы все разъехались, кто куда. И в следующий раз я встретил Стаса на Невском, совершенно случайно.
Помню, я шёл вдоль Гостиного Двора в сторону Невского по Думской линии и поравнялся со стоящей прямо у тротуара новенькой кремовой "трёшкой",  из открытой пассажирской двери которой громко играли The Beatles. В ту же минуту меня окликнул по имени знакомый нагловато-хрипловатый голос. Это был Стас.
Он с ленцой вылез из машины, мы пожали друг другу руки и разговорились, вспоминая молодость.
И спустя несколько  минут он сам, явно рисуясь и гордясь собой, уже расскзывал мне, как удачно съездил с друзьями в Среднюю Азию на "всего на недельку ", после чего и купил эту самую "трёшку".
- Во что играли? - спросил я.
- Да во что только не играли! - засмеялся он, - и в "Баккару", и в "очко", и в "девятку", да мало ли...
- Слушай, - спросил я, как тебе это удаётся? Неужели ты никогда не проигрываешь?
- Да у меня денег нет, чтобы проигрывать, - опять засмеялся он. И сразу став серьёзным, сказал ту самую фразу, ради которой, собственно, и написан весь этот текст:
- Запомни! Если хочешь никогда не проигрывать - никогда не садись за стол, если тебя зовут! Сам - зови! А когда тебя зовут - отойди! Или тебя разденут! Понял?
- Даже тебя? - спросил я.
- Конечно! - ответил он, - как бы хорошо ты ни умел играть - тебя раскатают на ноль, если захотят. Так что - запомни дружеский совет на  будущее:  никогда не играй с чужими, если они тебя зовут! Или тебе будет п...ц!

Этот разговор имел место быть в самом конце 70-х. Я сразу забыл его. Мне всё это было не нужно, я никогда не был любителем карт. И вспомнил о нём в начале 90-х годов.
И понял, как глубоко был прав  мой Стас.

А теперь вернёмся к сути статьи.

Когда было лучше - тогда или сейчас?
Советский период изобиловал проблемами и никто, если он честен, никогда не будет спорить с этим. Всё  было! И товарный дефицит, и ограничения, и "негласный контроль", и формальная, надоедливая пропаганда, и бюрократия, и многое другое. Это факт! И от него никуда не уйти.
Такой же факт, как и то, что нынешние магазины несравнимы с советскими, что Москва и Питер сегодня внешне выглядят красивее, что поездки за границу стали обыденностью, а солженицына преподают в школе, вместо того, чтобы вызывать за это на беседу в КГБ. И сегодня мой Стас ездил бы не на "трёшке", а на Лексусе или Мерседесе, никого при этом не боясь.
И пусть сегодняшние продукты отвратительны в смысле вкуса и качества по сравнению с их советскими аналогами, пусть новые дома начинают рассыпаться через пару лет после постройки, пусть честно заработать деньги на квартиру или на Лексус невозможно для 90% населения!
Но всё это есть! И это можно купить! И это, разумеется, хорошо, а не плохо. Я вполне искренен.
Подводя итог, можно смело сказать, что сегодня вместо ада тотального дефицита и запретов наступил рай тотального изобилия и свободы. Это правда!

Осталось только прикинуть, чем мы все заплатили за эти блага.
Заплатили мы за это распадом страны, резнёй в республиках, двумя чеченскими войнами, бандитизмом 90-х, разрушенным образованием, наукой и промышленностью, колоссальным падением нравов, наркотиками и проституцией, всеобщей неграмотностью, войнами в Грузии и на Украине, частями НАТО в Прибалтике, страхом и неувереностью в  будущем и самое главное - неслыханным унижением страны, о которую теперь  вытирают ноги все, кому не лень. И это тоже правда! Это тоже факт, с которым невозможно спорить, даже если сто раз в день повторять, что Путин велик, как Бог, и всех переиграет!
Мир очень сильно пошатнулся. И все мы стали сразу на несколько шагов ближе к всеобщему коллапсу, в котором у нас уже не будет друзей и союзников.
 А теперь скажите себе честно!
Если бы тогда, в 80-х, вы знали наперёд всё, что по факту случилось со страной, согласились бы вы на такой обмен советского дефицита на российское изобилие?

Вполне допускаю, что найдутся такие, кто скажет:
- Да! Я  бы всё равно согласился! И моя мойка из нержавейки, внедорожник во дворе и телевизор в 60 дюймов мне в сто раз дороже страны!
И не надо этому удивляться. Такие люди были и будут всегда. Вчера они сдавались немцам, сегодня - американцам, завтра сдадутся ещё кому-нибудь, спасая свою драгоценную шкурку.
А вот расплачиваться за это их предательство приходится нам всем. Тем, кто никогда не согласился бы на такой обмен.

Весь этот дефицит, все эти ограничения и запреты были естественной и неизбежной платой Союза за то, чтобы никогда не было в нашей жизни того печального списка, который прозвучал  выше.
Мы решили жить иначе. И получили всё, что хотели. Сполна.
Часто слышен наивный вопрос:
- А неужели нельзя было совместить все преимущества СССР с преимуществами нынешней России? Почему это невозможно?

И всякий раз, когда я слышу эти слова, я вспоминаю моего Стаса из далёкого советского детства и его нагловато-хрипловатый голос:

Если не хочешь проиграть - никогда не садись за стол с теми, кто тебя приглашает! Тебя раскатают в ноль!

Мы знаем об этом в повседневной жизни. И никогда не сядем с жульём за одним столом. По крайней мере - большинство из нас.
Долгие десятилетия нас зазывали сыграть в захватывающую азартную игру под названием "Сыграем в капитализм? Как на Западе! Сыграем?" Нас приглашали!
В конце 80-х мы, наконец, согласились и сели за этот стол всей страной.
И проиграли, как и должно было случиться.
Мы отдали всё то, что имели, и получили то, к чему стремились. Весь список! Который продолжает пополняться каждый день.

Мы проиграли не потому, что мы дураки. Мы проиграли, потому что сели за чужой стол и стали играть в чужую игру. И поняли это только, когда остались без штанов. Да и то - не все. Многие не понимают этого до сих пор.

Путин - сильный лидер! Это факт признан всеми, и я согласен с этим целиком. Но Путин НЕ ПЕРЕИГРАЕТ всех, как наивно обещают нам псевдопатриотические валдайские соловьи!
Дело не в Путине. На месте Путина этого не сделал бы никто. Даже  сам Сталин.

Сталин бы просто не сел за этот стол.
Он был слишком умён для этого.
И, к тому же, совешенно не умел играть в карты.