Поставщик оружия пролетариата

Дмитрий Анатольевич Овчинников
На этой улице в Туле я живу с двух лет, всю сознательную жизнь, и автоматически произношу ее название – Кауля. И только недавно узнал, что переименована она была в 1967 году, когда отмечался 50-летний юбилей Октябрьской революции, а до этого носила вполне поэтическое имя – Садовая. Новое название моей родной улицы связано с Александром Иосифовичем Каулем, который оставил очень заметный след в революционной истории не только Тульской губернии, но и всей нашей страны…

АРСЕНАЛ РЕВОЛЮЦИИ

…30 октября 1917 года на заседании Тульского большевистского комитета выступает приехавший по направлению Московского областного бюро РСДРП (б) В.Н. Максимовский.
 
Из стенограммы: «Максимовский: В Москве идут бои. Занят почтамт. Взят нашими войсками Симоновский пороховой склад, Курско-Нижегородский и Александровский вокзалы. Рабочие и революционные солдаты сражаются в одном строю. Мы надеемся, что Тула окажет помощь оружием московскому пролетариату.

Кауль: Оружие мы не только достанем, но и довезем до Москвы».

В то время Александр Иосифович Кауль, возглавлявший городской комитет партии большевиков, был еще избран председателем Тульского Совета рабочих и солдатских депутатов. В тот же день в переполненном зале Народного дома он проводит заседание Совета, в который, помимо большевиков, также входили эсеры и меньшевики. Большевики намеренно затягивают прения. В полночь заседание все еще тянется. А в это время красноармейцы осторожно и бесшумно грузят в автомобили оружие, которое принадлежало всем партиям, входившим в Совет. В два часа ночи было объявлено, что арсенал находится в руках большевиков…

7 декабря 1917 года на очередном заседании Совета рабочих и солдатских депутатов большевики предлагают всю власть передать в руки Совета. Но перед началом голосования за эту резолюцию меньшевики и эсеры демонстративно покинули зал. Таким образом в Туле власть перешла в руки Советов, хотя и на полтора месяца позже, чем в Петрограде.

На первом заседании обновленного (фактически большевистского) Совета было принято решение о создании Военно-революционного комитета (ВРК) как высшего исполнительного органа в Туле и Тульской губернии, председателем которого избирается тот же А.И. Кауль. В своем воззвании, принятом на этом заседании, Совет отмечал, что ВРК «примет решительные меры в интересах рабочих, солдат и крестьян для расширения и укрепления революции».

А из Москвы в Тулу поступают все новые и новые указания Совнаркома и лично В.И. Ленина о выдаче оружия… К примеру, вот такое: «Выдать предъявителю сего ордера 10.000 (десять тысяч) винтовок, 600.000 (шестьсот тысяч) патронов, 10 (десять) пулеметов, 50 (пятьдесят) лент пулеметных и 15 (пятнадцать) револьверов системы «Наган» для Екатеринославского Совета рабочих и солдатских депутатов бесплатно (выделено нами. - Д.О.) …»

Тула рассматривалась, прежде всего, как арсенал революции. Причем бесплатный! Неслучайно у В.И. Ленина существует известное изречение: «… значение Тулы для республики огромно». Но не все знают его неожиданное продолжение (буквально через два абзаца по тексту): «В Туле массы далеко не наши». Вождь имел в виду буржуазию, эсеров и меньшевиков…

ДЕНЬГИ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

Поезда с бесплатным тульским оружием уходят в Петроград, Москву, Екатеринославль, морякам Балтийского флота, другие части России. Чтобы его было все больше, на оружейных производствах в Туле рабочие добросовестно стоят за станками. Но возникает очень большая проблема – у Тульского Совета рабочих и солдатских депутатов просто нет денег на выплату зарплаты оружейникам. Это было бы форменной «оплеухой» Советской власти – рабочая забастовка против большевиков.

Неординарное решение находит все тот же А.И. Кауль. По его приказу представителей тульской буржуазии собирают в зале бывшей женской гимназии. Они очень встревожены, потому как цель собрания им заранее не сообщили. В президиуме – А.И. Кауль.

Из протокола собрания: «Кауль: Мы собрали вас для того, чтобы вы оказали помощь молодой Советской власти. В Совете сейчас нет денег. Советское правительство не оставит Тулу без денег, но зарплату рабочим нужно выдать немедленно. Подумайте, какие можно изыскать возможности…»

Кауль удалился на полчаса из зала, видимо, чтобы не мешать собравшимся «думать». Когда он вошел вновь, ему протянули в руки подписной лист, итогом которого значилась довольно крупная сумма денег. Уже позже станет известно, что инициатором этой подписки выступил тогда местный ювелир Пронин, считавший своим долгом поддержать революцию, так как его сын состоял в левых эсерах.

Ненадолго хватило собранных по подписному листу денег, особенно при бесплатных поставках вооружения и значительных расходах на содержание советского аппарата.  Поэтому в январе 1918 года А.И. Кауль снова обращается к буржуазии. На этот раз открытым текстом с крупных промышленников и торговцев был затребован «налог» в размере целых пяти миллионов рублей. Но в результате многие из них просто отказались повторно платить. Тогда «органами революционной власти были взяты и заключены в тюрьму заложники». Можно предположить, что в заложниках оказались члены семей тульских буржуа. Как мы можем сейчас оценить, методы эти были чисто террористические, но тогда они списывались на революционную обстановку…

БЛАГОДАРНОСТЬ – 20 ЛЕТ ЛАГЕРЕЙ

Впоследствии Александр Иосифович Кауль был Уполномоченным по продовольствию Тульской губернии в ВЧК при СНК РСФСР, а затем даже председателем Тульской губернской ЧК. Покинув Тулу, он работал Уполномоченным ВЦИК и Народного комиссариата продовольствия РСФСР по Пензенской, Самарской, Саратовской, Ставропольской губерниям, Уралу (мандаты тогда ему выписывал лично В.И. Ленин). В 1922 году ЦК РКП(б) направляет Кауля на службу в ОГПУ, которую он проходит в Петрограде, Москве, на Северном Кавказе и в Закавказье. За борьбу с бандитизмом его награждают высшей наградой того времени – орденом Красного Знамени и еще знаком «Почетный чекист», а руководство Дагестана вручило золотое оружие.

С 1931 года по решению Политбюро ЦК ВКП(б) и СНК СССР Кауль занимается организацией общественного питания в Ленинграде. Потом он «на партийной и советской работе».

Видимо, вспомнив, что А.И. Кауль закончил с золотой медалью Саратовскую гимназию, с отличием, дипломом I степени и ученой степенью кандидата исторических наук - историко-филологический факультет Московского университета, его назначают директором института исторической технологии Академии истории материальной культуры. Затем Кауль на должности заведующего отделом школ и науки Северо-Кавказского краевого комитета ВКП(б), на которой он проработал до 17 октября 1937 года, когда был арестован и потом осужден на 20 лет лагерей по обвинению в участии в национал-социалистической организации. Находился в Карлаге… Только в 1956 году А.И. Кауль был реабилитирован. Но здоровье его, скорее всего, было очень сильно подорвано. Кауль даже не стал покидать Караганду, где и прожил краткий остаток своей жизни, а 24 ноября 1958 года скончался…

Так закончилась жизнь этого пламенного революционера. А началась она 2 июня 1887 года, когда Саша Кауль родился в семье волостного писаря Самарской губернии. После блестящего окончания Московского университета ему предлагали заняться научной деятельностью с перспективой стать профессором. Но из-за отсутствия денежных средств Кауль вынужден был в 1913 году приехать на заработки в Тулу и стать здесь простым учителем истории в частной женской гимназии Боровиковой. А позже – в частной мужской гимназии Перова, в которой царил «дух свободы, либерализма и демократии», и где молодой педагог читал смелые лекции, занимался просветительством (многие его выпускники-гимназисты впоследствии стали революционерами). Во время Февральской революции Кауль вступил в РСДРП с заявлением: «Хочу служить революции. Прошу принять меня в члены партии»…

Безусловно, А.И. Кауль относился к «слишком» умным, образованным, духовно независимым большевикам «раннего» призыва, потому и был в числе многих подобных репрессирован. Он получил 20 лет лагерей «в награду» за все, что сделал для становления и укрепления революционных идей. А сейчас имя Кауля осталось лишь в названии моей родной улицы…

В Туле сохранилось много названий улиц, связанных с именами революционеров. Некоторые из них являлись откровенными террористами. Но заниматься переименованием, на мой взгляд, не имеет смысла – тратить время, усилия, финансовые средства… А вот знать истинную историю того революционного периода надо обязательно.

Сентябрь 2016 г.