Куличи

Ольга Северина
Нет,  наверное,   ни одной православной семьи, которая бы не готовилась загодя к Светлому Христову Воскресению.
Так или иначе, а вопрос, соответствует ли церковным канонам посещение в этот день кладбища, так и остаётся открытым. Кто-то спорит, утверждая, что «да», кто-то ему возражает, кто-то едет к могилкам своих родных, используя возможность выходных дней, кто-то ждет «красной горки».  Кто держит строгий пост, кто не держит, но приходит  Светлое Христово Воскресение и все идут в храм.
А перед этим, хозяйки до блеска моют окна, спешат на загородные участки,  на рынок, не забывая, что без Пасхального кулича и крашеных яиц ни на могилки не поедешь, ни в гости не пойдешь, ни у себя гостей принимать не сможешь. Святое дело. Без кулича и Пасха не Пасха. Кто-то, себя не утруждая, идет и покупает куличи, кто-то относится к церемонии выпечки, как к великому таинству. Тут всё важно, и чтобы тесто в тепле стояло, а то в холоде не подойдет, и чтобы мука была хорошей, и дрожжи свежие, и чтобы  сахара и изюма не переборщить.
Вот когда это все соблюдено, банки подготовлены,  маслицем смазаны, наступает не менее важный момент, - чтобы духовка была нагрета до определенной температуры. Иначе, опять же, или тесто не поднимется, или того хуже - подгорит и все старания насмарку. Так что добрая хозяюшка, попостясь, в душе помолясь, божьей помощью   благословясь, с замиранием сердца ждет результата своих трудов. И уж когда куличи ладненькие, да румяненькие появляются из печи, то душа поет и сердце радуется. А еще хочется этой радостью со всеми поделиться.
Посмотрите, люди добрые, какие у меня куличи, не куличи, а одно загляденье. Угощайтесь, Христос Воскресе! А чего ж не угостить, на то они и пекутся, и родным,   друзьям, и добрым соседям потом раздаются.
Но перед этим их обязательно  освятить нужно. Поэтому,   все в храм Божий спешат, чтобы окропил батюшка их куличи святой водой, во славу Божью.
 Только вновь пришедшие выставят на специально приготовленных столах куличи, пасхи, яйца, колбасу, сыр, хлеб, соль, а кто и бутылочку «Кагора»», как выходит батюшка к людям с улыбкой и открытым сердцем, служка ведро со святой водой держит, и начинается действо.
Люди окропленные, уходят с просветленными лицами, радостные, светлые какие-то. И тут же их место занимают другие. Живой конвейер из людских улыбок, куличей, хорошего настроения.  Просветлённые, возвращаются из храма с таким зарядом бодрости, что готовы весь мир объять  и   радостью поделиться , -  Христос Воскресе!!!
И летит она, светлая, от одного человека к другому  по всем городам и весям, смс сообщениями, по мобильной, городской, междугородней и электронной связи, в интернете, по «аське», скайпу, вайберу, фейсбуку, одноклассникам и контактам, в «моём мире» и в инстаграмме,     по радио, телевидению…
И стоит только задуматься и представить на минуту, что всё информационное пространство вокруг нас  пронизано  этой фразой и она звучит и поёт в сердце каждого   жителя села,  района, города, области,  региона, всей нашей страны, Ближнего и Дальнего Зарубежья, - «Христос Воскресе, смертию смерть поправ и сущим во гробе живот даровав», и перезвон  колоколов сливается с биением сердца.
 Как -то раз,  освятив куличи, пошла со Светлым Христовым Воскресением, друзей поздравить. А они какие-то нерадостные, унылые.
- В чем дело?- спрашиваю.
 - Извини, говорят,  не можем тебя куличом угостить.
- Не пекли? - спрашиваю.
- Пекли.
- Не святили?
- Святили...
- Так в чем же дело?
 И рассказывают они мне историю, которую рассказал бы кто другой, не поверила.
...Напекли куличей, и радостные, пошли святить. Вышел батюшка, да то ли воду святую экономил, то ли так аккуратно ее расходовал, что на их куличи ни одной капельки не попало.
Обратили  на это его внимание, мои горемыки, а он развернулся, да и лейнул «от своих щедрот» из чана водой, прямо на них. Течет вода по лицу, глаза заливает. А батюшка интересуется:
- Хватит, или еще добавить? – и  продолжает  их куличи водой  «освящать».  Потекла вода   прямо в пакет, залила всё, что там было …
- Разве такое возможно?! - ахнула я.
И меня,  молча,  провели на кухню, где под иконой, на столе застеленным праздничной салфеткой, стояли куличи со смытой глазурью и раскисшими боками...