Смерть - дополнение

Анна Боднарук
(Смерть)

ПОВЕРЬЕ:
С кладбища, с похорон, ни к кому не заезжать – привезёшь смерть в дом. Возвратившись нужно приложить ладони трижды к печи.

     Если вместе со смертью, писал В.М. Бехтерев, -  навсегда прекратится существование человека, то спрашивается, к чему наши заботы о будущем? К чему, наконец, понятие долга, если существование человеческой личности прекращается вместе с последним предсмертным вздохом? Не правильно ли тогда ничего не искать от жизни и только наслаждаться теми утехами, которые она даёт, ибо с прекращением жизни всё равно ничего не остаётся. Между тем иначе сама жизнь, как дар природы, протечёт без тех земных удовольствий и наслаждений, которые она способна дать человеку, скрашивая его временное существование.
     Что же касается заботы относительно других, то стоит ли вообще об этом думать, когда все: и «я», и «другие» - завтра, послезавтра или когда-нибудь превратятся в «ничто». Но ведь это прямое отрицание человеческих обязанностей, долга и вместе с тем отрицание всякой общественности, неизбежно связанной известными обязанностями.
     Вот почему человеческий ум не мирится с мыслью о полной смерти человека за пределами его земной жизни, и религиозные верования всех стран создают образы бесплотной души, существующей за гробом человека в форме живого бестелесного существа, а мировоззрение Востока создало идею о переселении душ из одного существа в другое.

     В «Философском энциклопедическом словаре» (1983) П.П. Гайденко пишет: «Для марксистской философии трагизм смерти снимается именно тем, что индивид как носитель всеобщего остаётся жить в роде. Марксизм-ленинизм – философия оптимистическая: человек и после смерти остаётся жить в результатах своего творчества – в этом марксизм видит его действительное бессмертие.
     … доводы П.П. Гайденко: «В марксистской философии конечность индивида рассматривается как диалектический момент существования человечества, восходящего в своем поступательном развитии к более совершенным общественным формам выявлениям «сущностных сил» человека».

     Вспомним диалектическое упражнение Ф. Энгельса: «Отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающемся в ней постоянно в зародыше, - смертью… Жить, значит - умирать.
     …Судя по всему, Энгельс верил в вечность и беспредельность Вселенной. Он даже предполагал: «… у нас есть уверенность в том, что материя во всех её превращениях остаётся одной и той же, что ни один раз её атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой оно когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет – мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время».
     Если жизнь личности – умирание, то и жизнь человечества – то же самое, только делящееся на более долгий срок.
                Р. Баландин «Жизнь, смерть, бессмертие?..»

     Надпись на скарабее, который клался на грудь мумии вместо сердца, гласила: «Я соединился с землёй с восточной стороны неба. Пролежав распростёртый на земле, я не умер в Аменти, здесь я чистый дух для вечности». Иначе говоря, конкретный человек в конкретном месте не умирает, а просто дух его переходит в инобытие.

     …Выходит, Бруно верил в высокие идеалы добра, справедливости, человеческого достоинства, правды, не побоявшись отдать за них свою жизнь. А его набожные судьи (помните заповедь: не судите, да не судимы будете!) были насквозь пропитаны лицемерием. Справедливо отметил И. Кеплер: «Бруно мужественно перенёс смерть, доказывая суетность всех религий. Бога он превратил в мир…»
     По словам Бруно: «Кого увлекает величие его дела, не чувствует ужаса смерти».

     Платон говорил: «Философствовать – значит учиться умирать».

     «Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землёй, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, её болотца и реки, он отдаётся с лёгким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его».
                Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Любовь к смерти – это и есть наибольшая любовь к жизни.
                Томас Манн

     У полузабытого русского философа Н.Н. Страхова есть оригинальное сочинение «Мир как целое», где одна из глав называется «Значение смерти».
     «Смерть – это финал оперы, последняя сцена драмы, - пишет автор, - как художественное произведение не может тянуться без конца, но само собою обособляется и находит свои границы, так и жизнь организмов имеет пределы. В этом выражается их глубокая сущность, гармония и если бы опера была только совокупностью звуков, то она могла бы продолжаться без конца; если бы поэма была только набором слов, то она тоже не могла бы иметь никакого естественного предела. Но смысл оперы и поэмы, их существенное содержание требует финала и заключения».

     «Если бы какой-нибудь организм, - продолжает Н.Н. Страхов, - мог совершенствоваться без конца, то он никогда бы не достигал зрелого возраста и полного раскрытия своих сил; он постоянно был бы только подростком, существом, которое постоянно растёт и которому никогда не суждено вырасти.
     Если бы организм в эпоху своей зрелости стал вдруг неизменным, следовательно, представлял бы только повторяющиеся явления, то в нём прекратилось бы развитие, в нём не происходило бы ничего нового, следовательно, не могла бы быть жизни.
     Итак, одряхление и смерть есть необходимое следствие органического развития; они вытекают из самого понятия развития. Вот те общие понятия и соображения, которые объясняют значение смерти».

     …Оказывается, даже скоротечность умирания можно считать явлением благодатным: «Смерть значительна своей быстротою, - утверждает Страхов, - она быстро низводит организм от состояния деятельности и силы к простому гниению. Как медленно растёт и развивается человек! И как быстро, по большей части, он исчезает!
     Причина этой скорости заключается именно в высокой организации человека, в самом превосходстве его развития. Высокий организм не терпит никакого значительного нарушения своих отправлений.
     С этой точки зрения смерть есть великое благо. Жизнь наша ограничена именно потому, что мы способны дожить до чего-нибудь… Смерть же не даёт нам пережить себя»..

     «Жизнь есть великое благо, дарованное Творцом. Смерть же есть величайшее и последнее зло» - так утверждает Бердяев, словно не замечая, что и смерть дарована свыше…

     Как отметил ещё Эпикур, смерть для каждого из нас существует лишь умозрительно. Пока мы живы – её нет, когда она пришла – нет нас. Мы переживаем не смерть, а её предчувствие, мысль о ней. Наша смерть будет отмечена сторонними наблюдателями. Для них лна – реальность. Для нас – мнимость.

     …Человек всякий день умирает, поскольку время приближает его к смерти, но и всякий день он рождается, потому что новый день – это новое рождение человека…
                Сергей Залыгин «После бури»

     Человек каждую минуту должен быть готов к смерти, но он не должен ныть, лицо его не должно отражать ни тоски, ни страха. Надо всегда иметь такой вид, будто ты собираешься на пир.
                Константин Гамсахурдия  «Похищение луны»

Как ни тяжёл последний час –
Та непонятная для нас
Истома смертного страданья, -
Но для души ещё страшней
Следить, как вымирает в ней
Все лучшие воспоминанья…
             Ф. Тютчев

     Перед огромной иконой всех святых горела большая голубая лампада. В доме ещё пахло ладаном от недавних панихид – у княгини Евфросиньи умерла мать. Умерла ко времени – новый дом всегда мертвец обновляет, но покойница умерла вдали от этих мест, и – кто знает? – очистила ль её смерть место живым в этих стенах. А может быть, и не умерла б, если б Евфросинья не забыла в новые печи из старых жар перенести.
                Сергей Бородин «Дмитрии Донской»

     Как многие другие тираны, смерть любит наносить удары, которые выказывают высшую гордость её могущества и самовластной воли.
                Юнг

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
                С. Есенин

Что смерть есть смерть – понимает каждый,
И все пред ней равны…
                А. Сурков «Ночной разговор»

Жизнь никогда не оторвётся от смерти.

     Умереть – это всего лишь воссоединиться с основным человечеством. Заговорить на основном языке. Мёртвые – подданные Бога.
                Юрий Козлов «Ночная охота»

     - Над всем Египтом распростёрлась тень смерти, - с неожиданной горечью заговорил Хори. – А знаешь почему, Ренисенеб? Потому что лишь наши смертные глаза зрячи, а наш бессмертный разум слеп. Мы не можем себе представить иную жизнь, кроме земной. Поэтому загробная жизнь кажется нам только продолжением земной жизни, которая нам знакома. Мы не верим по-настоящему в бессмертное божество.
                Агата Кристи «Месть Нофрет»

Природа-санитар. Кого не схоронили,
Она потом сама присыпала песком.
Лежат у переправ, в речном холодном иле,
Или под вставшим здесь берёзовым леском.
                К. Ваншенкин «Природа»

     …Я не без печали и часто впоследствии буду вспоминать стихотворение вологодского поэта Александра Дружининского, который расскажет:
Над застылым болотом, в ту осеннюю пору
Всё кричал одичало белогрудый кулик…
Умерла моя милая бабушка скоро,
Не успела последний доткать половик.
Что дала она миру? Нелегко мне ответить…
Я губами к платку её молча приник.
Умерла моя бабушка. Нету на свете!
…Не успела последний доткать половик.
                Мария Корякина-Астафьева «Знаки жизни»

     В легендах о Шамбале говорится, что «есть в горах прекрасная долина, защищённая от холодных ветров. Для того, кто вступает в эту долину, колесо смерти останавливается, он достигает нирваны и становится бессмертным. Жители Долины Бессмертия мудры и прекрасны обликом. Они способны путешествовать во вселенной и жить на самых отдалённых звёздах…
                А.Н. Масленников «Тайна напитка богов»

О, вера юности в бессмертье! –
Надежды мудрое вино…
Друзья, до самой смерти верьте,
Что умереть вам не дано.
               Юлия Друнина

     По рождению он Генрик Гольдшмит (Януш Корчак – псевдоним), сын варшавского адвоката. 22 июля 1942 года ему исполнилось «шестьдесят три или шестьдесят четыре» (вовремя не оформили метрику). И делая свои последние записи в дневнике, он размышлял о прожитом, о главном.
     «Тяжёлое это дело – родиться и научиться жить. Мне осталось куда легче задача – умереть. После смерти опять может быть тяжело, но об этом не думаю. Последний год, последний месяц или час.
     Хотелось бы умирать, сохраняя присутствие духа и в полном сознании. Не знаю, что я сказал бы детям на прощанье. Хотелось бы только: они вольны сами избирать свой путь».
Чтобы сироты шли не плача
В ту душегубку палача –
Их доктор вёл – рыданья пряча
И сказку младшему шепча…
                Нил Нерлин

     Януш Корчак добровольно, вместе с детьми его интерната погиб в душегубке…
                Л. Глушковская «Доктор Корчак и дети»

     Отец был его пастырем в жизни. И вот теперь указал, как должно умирать. Без стона, без страха, но с благодарностью.
                Т. Кудрявцева «Возьми свой крест и иди»

Братья мои, люди, люди!
Все мы, все когда-нибудь
В тех благих селеньях будем,
Где протоптан Млечный Путь.

Не жалейте же ушедших,
Уходящих каждый час, -
Там на ландышах расцветших
Лучше, чем в полях у нас…
            С. Есенин «Иорданская голубица»

     Важным событием за это время была смерть Софьи Ивановны Бекендорф. Случилось это вечером в Царском, при бабушке. Софья Ивановна только что привела нас после обеда и что-то говорила, улыбаясь, как вдруг лицо её стало серьёзно, она зашаталась, прислонилась к двери, скользнула по ней и тяжело упала. Сбежались люди, нас увели. Но на другой день мы узнали, что она умерла. Я долго плакал и скучал и не мог опомниться. Все думали, что я плакал об Софье Ивановне, а я плакал не о ней, а о том, что люди умирают, что есть смерть. Я не мог понять этого, не мог поверить тому, чтобы это была участь всех людей. Помню, что тогда в моей детской пятилетней душе восстали во всём своём значении вопросы о том, что такое смерть, что такое жизнь, кончающаяся смертью. Те главные вопросы, которые стоят перед всеми людьми и на которые мудрые ищут и не находят ответы и легкомысленные стараются отстранить, забыть. Я сделал, как это свойственно ребёнку, и особенно в том мире, в котором жил: я отстранил от себя эту мысль, забыл про смерть, жил так, как будто её нет, и вот дожил до того, что она стала страшна мне…
                Л.Н. Толстой «Последние записки старца Фёдора Кузьмича…»

     «Белопольский умер!» - повторяю это по многу раз и не могу понять. Умереть там, на земле, - значит, перестать видеть, слышать, чувствовать. Там говорят: «Ушёл от нас». Умереть – значит, остаться одному, в совершенном одиночестве. Так сознаю и я, запаянный в стальную коробку, погружённый на морское дно. Лежу, не шевелясь, в темноте, в мёртвой тишине, сдавленный со всех сторон водою. Если бы я похолодел совсем, перестал двигаться – многое ли бы изменилось? Почти ничего.
     Еда мне противна. С большими усилиями заставляю себя проглотить несколько ложек бурды. Тащусь к матросам и лежу, чтобы все были за столом и ели. Оказывается, это чувство голода мучительно лишь первое время, затем наступает перелом, и тело начинает точно подтаивать. Это чувство физического угасания необычайно странно. Бывают удивительные минуты, - они начинаются с лёгкого озноба, затем холодок пронизывает всё тело, и перестаёшь его чувствовать. В напряжённом сознании возникает чувство свободы и печали. Действительно, весь мир, вместе с травой и звёздами, - во мне. Я растворён в нём тончайшим холодком. Я свободен от всего. Но всё же мне печально, точно я не выполнил последнего, самого важного долга. Исполнив его, мой дух не разостлался бы этим холодком, а познал бы что-то иное, - не знаю, совершенное ли, но более простое, земное, милое. Но какой долг? И что познать?
     Сказал об этом Яковлеву. Он помолчал и заплакал. Лежит теперь всё время лицом к стенке т больше уже не рассказывает снов…»
                А.Н. Толстой «Под водой»

                ***