Обновка

Любовь Харланова
Предисловие.

Наш папа Пётр Фёдорович Харланов.
Родился 18 августа 1926 года. Ветеран ВОВ и инвалид 2 группы.
Историк. Работал в школе. Был учителем начальных классов
и учителем истории. Закончил Томский гос. университет, исторический факультет
Я только недавно узнала. что он писал в молодости.
Отдал мне оставшиеся рукописи, мы к его 90 - летию (18 августа) напечатали книгу
И я решила здесь выставить его рассказы. Может они наивны.
Но это было время его молодости.



Несколько рассказов я напечатала уже в рубрике Папины рассказы.

Продолжаю выставлять рассказы из изданной книги.


И, знаете, однажды, приснилось: еду на собственном мотоцикле. Это еще больше разожгло детскую мечту. Но так как у меня отца не было – он погиб на фронте, – мать не в состоянии была исполнить моего желания. Хотя я особенно ей не надоедал. Только будучи взрослым, имея жену и детей, я, наконец, осуществил свою мечту. Это была радость не только моя. Это была радость всей семьи. Я тогда считал, что счастливей меня нет никого. А он стоял под крышей, сверкая эластичностью покраски, и испускал запах резины, манил быстрой ездой.
По долгу службы я был сильно занят делами и не мог вплотную приступить к изучению мотоцикла. Друзья по работе подсмеивались надо мной:
– Серафим Семенович решил в выходные дни работать, – шутили одни.
– Почему? – спрашивали другие.
– Потому, что купил мотоцикл.

Я смиренно принимал насмешки. Факт есть фактом. А факт – вещь неоспоримая. Откровенно говоря, я даже воспользовался их советом и в следующее воскресенье решил заняться мотоциклом. Прежде чем приступить к занятиям, я проконсультировался у знающих мотоциклетное дело.
– Вы сначала пройдите теоретический курс, то есть изучите инструкцию, а затем практический, – посоветовали мне.
С этим советом я не мог не согласиться. И только упустил одно – не посоветовался с женой. Этот случай и помог мне убедиться, что иногда обновка приносит огорчение.

Жена зная, что выходной день у меня свободен, решила с женами моих сослуживцев выехать на прогулку, после чего коллективно посетить кино.
Таким образов, на один день намечалось два культурных мероприятия.
Не подозревая надвигающейся угрозы, я углубился в чтение инструкции по уходу и эксплуатации мотоцикла. Ознакомился с двигателем, с механизмами управления, просмотрел все рисунки и таблицы и, наконец, правила езды. Читаю: «Убедившись в исправности мотоцикла, можно ехать».

Представьте себе, какой прилив радости охватил меня. Я ощущал близость езды. Но я заглушал этот прилив и все больше углублялся в чтение: «Трогание с места производиться на первой передаче».
В это время в комнату вошла жена:
– Сева, – окликнула она меня. Я должен вам признаться, что в хорошем настроении жена называется меня очень ласково. – Сева, мы едем на прогулку в рощу.
– Танечка, – взмолился я. Сегодня я не могу.
– Как?! – повысила голос жена. – Это сегодня, когда едут Оладий Кузьмич с Мариной Андреевной? Никаких нет!..
Я хотел продолжать чтение, надеясь этим положить конец нашей распре.
«Можно ехать», – невпопад прочитал я. А сам тем временем думаю, что вот-вот обрадуется жена и счастливая улыбка озарит ее лицо.

– Вот и отлично. Собирайся, едем, – действительно обрадовалась жена.
– Да я не о поездке. Я читаю инструкцию. И вообще я никуда не поеду.
И продолжаю читать:
«Затем медленным поворотом ручки дросселя на себя прибавляют обороты двигателя и…»
– Ты понимаешь, что говоришь? – раздраженно закричала жена в самое мое ухо.
Но я мужественно продолжал чтение:
«… Одновременно с этим рычаг сцепления плавно опускается…»
– Ты конфузишь меня перед Марией Андреевной, ты вечно надо мной смеешься!..
«…При достижении скорости в 10-12 километров в час следует переключить с первой передачи на вторую»…
– Я тебя ненавижу. Ты издеваешься! – Она не договорила и, рыдая села на диван.

Я решил выдержать атаку до конца и продолжал читать:
«Не рекомендуется продолжительная езда на низших передачах».
А жена продолжала нещадно ругать меня, усердно смачивая слезами накрашенные ресницы.
«…На скользкой дороге следует очень осторожно пользоваться тормозами…»
Я не дочитал. Жена, словно от резкого торможения, повалилась на диван. В комнате вдруг воцарилась тишина. Я оглянулся. Мороз пробежал по моей спине. Запрокинув голову, лежала жена. Побежал, схватил висевшую, как плеть руку. О, ужас! Я кинулся к телефону…
Через четверть часа прибыла «скорая помощь». Моя жена оказалась не только живой, но и здоровой. Она не умерла от разрыва сердца. На носилках в машину вносили меня, ибо у меня оказался сердечный удар.
Вот вам и обновка!
Газета «Кировец»
02 июля 1960 года