Про оплату труда иммигранта

Андрей Ганчев
Неравенство в мире среди стран приводит к процессам массовой трудовой миграции. Причины этого неравенства, в частности, почему одинаковый труд и одинаковый товар оценивается в разных странах в долларовом эквиваленте неодинаково, и существует разница в несколько раз, а главное: как это удаётся поддерживать в современном мире, должны рассматриваться отдельно.

Причины трудовой иммиграции достаточно просты – люди едут в другую страну, чтобы заработать больше, чем могут получать у себя в стране. То есть, необходим значительный перепад в уровне жизни и в заработках.

К экономическим диспропорциям добавляются политические кризисы, военные конфликты и экологические бедствия, порождающие вынужденную миграцию.

Рассмотрим две условные страны: «А» и «Б». Вообще-то для наглядности, речь в основном будет идти о странах «У» и «И», но из соображений политкорректности будем использовать именно «А» и «Б». Как можно сравнить уровень жизни в них? Проще и нагляднее всего по номинальным заработкам и затратам. Рассматривать будем в абсолютно условных цифрах, поскольку для анализа важны пропорции.

Если сравнивать номинальные зарплаты, то всё кажется ясно и понятно. Например, 100 евро и 1000 евро в месяц. Но это не значит, что получающий 100 евро живёт в десять раз хуже. Сравнение надо производить с учётом реальных затрат.

Если человек в своей стране «А» из получаемых ежемесячно 100 евро тратит на жильё и коммунальные услуги 40, на еду 40, на страховку машины 5 и на бензин 10, то он живёт не хуже, чем получающий в стране Б 1000 евро, которому при другом уровне цен приходится тратить 400 на жильё, 300 на еду, 100 на страховку и 100 на бензин. Правда, одному удастся отложить в конце месяца на «чёрный день» 5 евро, а второму 100. Но повседневная жизнь у них и их семей практически не отличается.

Возможна такая ситуация, когда человек из страны «А» решает ехать в страну «Б» в качестве трудового мигранта, для заработков. Логика понятна – в стране «Б» он рассчитывает зарабатывать в несколько раз больше. Соответственно, на отправляемые домой деньги его семья, с учётом значительно более низких цен, сможет позволить себе гораздо более высокий уровень потребления и накопления.

В этом случае страна «А» – донор миграции, а страна «Б» – реципиент.

Естественно, на средний уровень заработка приехавший рассчитывать не может. Причин несколько и все они хорошо известны:
- Необходимость конкурировать на рынке труда в неравных условиях с местными жителями и иностранцами, прибывшими ранее и успевшими освоиться с особенностями жизни в новой для себя стране.
- Языковой барьер, препятствующий получению квалифицированной работы.
- Разница в менталитете, восприятии трудовых отношений.
- Бытовые и финансовые проблемы. Своего жилья нет, каждый день поиска работы истощает скромные запасы, припасённые для поездки за границу. Как писалось выше, жителю страны «А» удавалось достаточно мало откладывать на чёрный день или поездки в связи с низким уровнем зарплаты.
- Социальная незащищённость, заставляющая соглашаться с самой низкооплачиваемой по меркам страны пребывания работой.

Соответственно, приехавшему придётся выполнять работу на тех условиях, на которых местные жители работать не будут. Причём не из-за избалованности, а вследствие определённой социальной защищённости со стороны своего родного государства. Дело в том, что те деньги, за которые соглашается работать иностранец, местный гарантированно получит от государства в виде социальных пособий. Никакого смысла выполнять тяжёлую и низкоквалифицированную работу за те деньги, которые ему и так дадут, гражданину страны «Б» нет. Таким образом и возникает востребованность в привлечении дешёвой рабочей силы извне.

Уровень оплаты иммигрантов формируется естественным образом. Этот уровень должен отвечать основным критериям:
- Отсутствие конкуренции на рынке труда с местным населением. Приезжие не должны отбирать работу у местных и усложнять последним жизнь. В противном случае у приезжих возникнут грандиозные проблемы, ведущие к и социальным протестам местного населения и возможным столкновениям.
- Значительное превышение этого заработка по сравнению с возможностями заработать у себя в стране.

Этим условиям соответствует значение минимального социального пособия или пенсии, которое устанавливается законодательно и индексируется ежегодно. И эти выплаты очень близки к значениям уровня «абсолютной бедности», тоже официально определяемым каждый год.

Очень часто приехавший работник вынужден соглашаться на работу в режиме «на день и ночь», то есть с проживанием по месту работы. Чем это принципиально отличается от положения раба в древности?

Вследствие этого практически любая семья страны «Б», состоящая из 2-х и более человек, даже если оба получают минимальную социальную пенсию, может позволить себе «раба» в семью, затрачивая на него одно из социальных пособий или пенсий.

Расизмом современные работорговцы и рабовладельцы не страдают и с удовольствием эксплуатируют рабов любой национальности и цвета кожи.

При этом приток дешёвой рабочей силы извне совершенно не мешает и процессу уезда молодого активного населения в третьи страны. Молодёжь страны «А» не может применить своё образование и трудовые навыки для получения квалифицированной и достойно оплачиваемой работы и ищет счастья за рубежом.

Никакого противоречия между иммиграцией и эмиграцией в страну «А» нет. Уезжают граждане, не нашедшие приличной работы у себя и не желающие существовать на минимальные социальные пособия. Приезжают же иностранцы, готовые выполнять неквалифицированную работу с оплатой труда на уровне социальных пособий.

Часто такое явление называют "утечка мозгов". Главным образом потому, что любому государству очень дорого обходится образование собственной молодёжи. Это подаренные другим народам деньги. И что интересно, очень часто из своей страны «утекают» мозги, а «притекают» они уже в виде неквалифицированной рабочей силы. Например, врач-кардиолог переезжает в другую страну и работает подсобным рабочим на стройке, получая номинально зарплату в 10 раз больше, чем у себя дома.

Для государства-реципиента приток дешёвой рабочей силы извне выгоден. Приезжают люди в трудоспособном возрасте и достаточно здоровые. Социальные отчисления от работы иностранцев в целом превышают затраты государства на контроль за иммигрантами и выплаты им пенсий и пособий. Существует устойчивый позитивный баланс между государственными затратами и поступлениями со стороны иммигрантов.

История миграционных процессов на международном уровне показывает, что во многих случаях взносы на социальное обеспечение иммигрантов не переходят на их пенсии, потому что многие иммигранты возвращаются в свою страну, и часто не получают пенсию в стране, в которой они платили пенсионные взносы в течение многих лет.
Но это не означает, что иммигранты вообще не создают проблем. Есть проблемы деградации зон с высокой концентрацией иммигрантов, существуют проблемы роста преступности, которые должны быть рассмотрены и решены с учетом интеграции.

На какую зарплату может рассчитывать трудовой иммигрант? А вот именно на цифру абсолютной бедности в этой стране, когда он не составляет конкуренции местному населению.