День скорпиона. часть 2 взрыв

Владимир Левкин
Прошла неделя и Соболев снова запросился на рыбалку. Скоро мы опять расположились на нашем мысу. Хорошо на среднем Урале летом, но повырублен он здорово. Досталось ему при индустриализации: сначала Демидовской, после Советской. Однако кое что осталось, но леса в основном молодые. Мы сидим у костра, Юра варит кашу с тушёнкой. Рыба сегодня клевать не желает по причине переменчивой погоды. Я,уютно устроившись у костра, листаю Юркины дневники и записи о катастрофе века. Чтоб мореману было не скучно, прихватил ему портвейна №14, он его уже пробует потихоньку.Кто пьёт того не остановишь, ерунда все эти доктора, да в те годы и тему эту как-то не поднимали совсем.

Дальше идут немного редактированные дневники: Накануне 27 октября линкор вернулся из небольшого плаванья по Чёрному морю и бросил якорь на своём обычном месте: в Северной бухте напротив Морского госпиталя, в 120 метрах от берега. Сразу выгрузили в арсенал снаряды главного калибра, которых было не больше сотни. Калибр был очень странный 320 мм, такого не было ни в одном флоте. Служить на линкоре было трудно, кубрики были маленькие, многочисленный экипаж с трудом в них размещался. Да ещё начальство нагнало курсантов морского училища человек двести, плюс какие-то солдаты, непонятно зачем.Как я уже упоминал Итальянский флот был устроен совершенно уникально, как ни один из флотов в мире, по вахтовому методу. Утром сели на корабль до вечера поплавали, после в порт и по домам. На корабле одни часовые и немного обслуги, обходились даже без камбуза: сухим вином и макаронами. Сам видел краны для вина и ёмкости. Наши матросы умирали со смеху-вот это "служба". Но я отвлёкся.
                В ночь на двадцать девятое октября я стоял на вахте на сигнальной  площадке №8,не ожидая ничего плохого, вроде всё хорошо и вечером обещали в увольнение. С моего поста расположенного на грот мачте с правого борта хорошо видно почти весь корабль, а также другие корабли эскадры:крейсера "Фрунзе" "Молотов". И вдруг палуба на баке с правого борта неожиданно вспучилась, полетели всякие обломки крупные и мелкие, раздался оглушительный взрыв, он был какой-то сдвоенный.Линкор сильно тряхнуло, я спрятался за ограждение мостика. Когда выглянул, то увидел из рваной дыры в палубе бака уже валил чёрный дым. В базе завыла сирена, внезапно погас свет, зашарил прожектор по небу, но скоро город опять осветился. На корабле пробили аврал, матросы побежали по своим постам, над задней трубой появилось облако газов.У меня на посту зазвонил телефон и командир отделения сообщил, что ко мне направлен старшина.Скоро прибыл старшина Адаменко Борис.Телефон больше не работал.Мы стали наблюдать за тем, что творилось после взрыва. Начальство про нас вроде забыло, или было не до нас.Далее события разворачивались хуже чем в кошмарном сне.Вскоре корабль стал заметно крениться на правый борт,потом крен вроде остановился, но вскоре начал опять крениться уже на левый борт. Мы не знали, что пробоина около 150 квадратных метров. На роскошном катере прибыло всё флотское начальство, все адмиралы Чёрного моря, как потом выяснилось главные виновники гибели линкора. Как рассказывали старшины, которые были рядом, посыпался град приказов зачастую противоречивых и тупых. Сам командующий флотом Пархоменко возглавлял этот походный штаб. Пархоменко был очень слабым адмиралом с большими карьерными амбициями. Офицеров линкора сразу оттёрли от командования, да они и спасовали перед адмиралами.
Ситуацию усугубило и отсутствие командира "Новороссийска" А.П.Кухты. Драгоценное время было упущено, вместо того чтобы кораблю дать ход своими машинами, которые были под парами, его стали оттаскивать буксирами в сторону поврежденного борта, забыв при этом расклепать якорную цепь, соединявшую корабль с грунтом, что окончательно угробило корабль. Ещё было время для того чтобы спасти более семисот человек, не занятых и мешающихся при аврале, эвакуировав их быстро с линкора. Однако ума на это у Пархоменко не хватило.
 
На берегу, несмотря на ранний час, собралось много жителей города. У многих на линкоре были родственники и друзья. Корабль продолжал крениться на левый борт, буксиры не в состоянии приткнуть его на мелкую воду к берегу. Трагедия "Новороссийска" разворачивалась в полную силу.В 3 часа 55 минут крен корабля достиг 12 градусов ,однако буксиры продолжают тянуть обречённый корабль, крен уже очень большой. Мы с Адаменко не сговариваясь покидаем свой пост и бежим в сторону кормы, многие моряки уже прыгают в воду никого не слушая. Б. Адаменко все рассчитал правильно, это и спасло нас, мы прыгнули с кормы в воду и быстро одолели эти сто метров. На берегу нам помогли выбраться. В это же время раздался сильный грохот и линкор лег на бок, на левый борт, очевидно упёршись мачтами в грунт. В таком положении оставался до 22 часов, пока не затонул окончательно. С кораблём утонуло множество моряков, 609 жертв это официальная статистика, она никак не вяжется с количеством находившихся на борту. Кстати адмиралы успели покинуть корабль вовремя, из них никто не пострадал.

Можно много писать о плохой организации послевоенного флота, слабой подготовке начальствующего состава, через десять лет по окончанию войны, всё это погибших не вернёт, но некоторые выводы напрашиваются сами:

1)Настоящего юридического расследования с опрошенными свидетелями и следственных экспериментов не было. Никто после подъёма линкора не мешал подорвать его морской миной, проверить как он будет разрушаться, а не вычислять дурацкие 1200 кг тротила.
2)Корабль был очень старый, сталь снижает свои характеристики по прочности каждые десять лет на 20 процентов, получается, что запаса прочности вообще не было.
3)взрыв, судя по описанию был направленный, с пробивным зарядом, чувствуется рука профессионалов.
4)Отсутствие охраны входа в главную базу ЧФ. Несёт настоящим предательством, странно , что это замяли.Снять охрану водного р-она, это круто.
5) Сами наши такой взрыв не могли устроить, не было таких спецов в СССР.
6) Итальянские диверсанты - самая наивная и смешная версия, нашли патриотов.
7) Технически такой подрыв могли осуществить, только натовцы, они имели технологии, специалистов и ненависть к СССР. Назовём эту операцию "Скорпион"