Н. А. Макаровец Глава 3 часть 4-6 Я. Ф. Савченко

Дудко 3
На снимке: после обсуждения очередной новой работы (15Ж60)слева направо: 1-й зам. генерального директора НПО «Алтай» Г.В. Сакович, 1-й зам. генерального директора КБ «Южное» Ю.А. Сметанин, генеральный директор НПО «Алтай» Я.Ф. Савченко, генеральный конструктор КБ «Южное» В.Ф. Уткин, главный конструктор твердотопливных ДУ КБ «Южное» В.И. Кукушкин (май 1982 года, г. Бийск)



А. МАКАРОВЕЦ

ГЛАВА 3   ЗРЕЛОСТЬ

ЧАСТЬ  4 - 6     Я. Ф. САВЧЕНКО

ПРОДОЛЖЕНИЕ  ЧАСТИ   4 - 5


На протяжении многих десятилетий между НПО «Алтай» и КБ «Южное» (г. Днепропетровск) были тесные творческие связи. Являясь с времен руководства М.К. Янгелем ведущей конструкторской организацией СССР, КБ «Южное» при разработке твердотопливной ракетной техники всегда привлекалось в соисполнители НПО «Алтай».

 Коллектив формировался в основной своей массе из выпускников советских вузов и техникумов, имевших хорошие знания по химии, физике, автоматике, химической технологии, конструированию и т.п., и был полон желания работать, искать, созидать, т.е. активно прилагать свои способности в новой области человеческой деятельности. Яков Федорович учел этот фактор в своей практике руководителя.

Прежде всего, это проявилось в создании с первых лет своего директорства очень представительного научно-технического совета (НТС). В него вошли заместители директора, начальники отделов, лабораторий, групп и даже отдельные специалисты. НТС был громоздким, заседания проходили подолгу.

 Яков Федорович давал возможность, а порой и настойчиво предлагал участвовать в обсуждении вынесенных на заседание вопросов. Шел широкий обмен мнениями. На НТС царила обстановка делового поиска истины. Довольно быстро, благодаря во многом личностным качествам председателя совета, зародился дух безбоязненного ведения дискуссий друг с другом и даже с ним самим . Более того, он требовал, чтобы никто не скрывал своего мнения, чтобы никто не пытался быть умным «задним числом».

На заседаниях НТС и других совещаниях пресекались попытки одних относиться свысока к суждениям других. Яков Федорович, участвуя сам в дискуссиях (а порой они были очень горячими и критичными), следил за выступлениями, не позволял делать личностных оценок сотрудников. Оценки могли касаться только конкретных деяний и поступков человека, не затрагивая его достоинства, не вызывая личной обиды. В такой откровенной обстановке не соблюдалась иерархия должностей, возрастов. Главное, что признавалось - доказательность мнений. Горячие дискуссии заканчивались примирением всех сторон в виде обязательных к исполнению всеми решений НТС, протоколов совещаний, утвержденных графиков работ. Если аргументации не хватало, то совещания прерывались для более тщательной подготовки, проведения дополнительных экспериментов, расчетов и т.п. На последующих заседаниях вопрос обязательно заканчивался выработкой четкого решения.

 Именно таким интенсивным коллективным умственным трудом вырабатывались принципиальные решения по созданию новых энергетических материалов, изделий на их основе, конструкций нестандартного оборудования, размещения технологических линий в зданиях, совершенствования систем управления, повышения надежности и безопасности ведения процессов. Несомненно обстановка такого свободного и многогранного обсуждения позволила во многом найти правильные технические решения, избежать многих ошибок и выполнить крупнейшие задания страны.

 Дух свободного обмена мнениями Яков Федорович сохранил и поддерживал в коллективе на протяжении всех 25 лет работы. Ему можно было сказать прямо, когда он был не прав, хотя таких ситуаций было не много. Долгие и тщательные обсуждения позволяли ему избежать их при окончательном подведении итогов. Это было заметно по тому, как он уточнял свою точку зрения во время дискуссий.
 
В ходе обсуждения глобальных технических проблем возникали новые постановки в виде структурных преобразований, развития новых направлений. Так, например, было принято решение о создании вычислительного центра (ВЦ) в начале 1960 г., строительстве под него отдельного здания, оснащении самой мощной по тому времени отечественной ЭВМ. Вычислительный центр, которому за высокую результативность вскоре присвоили по единому Всесоюзному перечню номер четырнадцать, оказал большое прогрессирующее действие не только на эффективность самого института, но и на жизнь предприятий города Бийска.

 Коллектив КВЦ №14, состоявший из высококвалифицированных специалистов, стал кузницей кадров для вычислительных отделов, лабораторий, групп других организаций и вузов города.
 
Яков Федорович был не только крепким руководителем института, но и очень принципиальным воспитателем.

 Заседания НТС, многочисленные производственные и тематические совещания проходили с участием большого числа сотрудников. Это позволяло ему в ходе конкретного общения лично убеждаться в деловых качествах специалистов, определять выдвижение их на руководящую работу в науке и на производстве. Он ценил в людях грамотность, инициативу, ответственность и личную обязательность. В начале существования института редкими «вкраплениями» были руководители старше 40 лет.

 В основной своей массе руководители были из недавних молодых специалистов, приобретших опыт в исключительно напряженной жизни этого периода и показавших себя способными ответственно организовывать свой труд и труд других для достижения целей. Он создал свою «команду» и тщательно следил за её работоспособностью и необходимым обновлением.


   ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ