Н. А. Макаровец Глава 3 часть 4-3 Я. Ф. Савчеко

Дудко 3
А. Ф. САВЧЕНКО



А. МАКАРОВЕЦ

ГЛАВА 3   ЗРЕЛОСТЬ

ЧАСТЬ  4 - 3     Я. Ф. САВЧЕНКО

ПРОДОЛЖЕНИЕ  ЧАСТИ   4 - 2


В 1959 г. Я.Ф. Савченко был назначен директором вновь создаваемого многопрофильного оборонного института в г. Бийске. С этого момента начался сибирский 25-летний период жизни. И, как он неоднократно признавался, - самый главный период.

Октябрь 1959 года. Вновь назначенный директором НИИ 46-летний Я.Ф. Савченко казался «пожилым» человеком в коллективе, где средний возраст сотрудников был 25 - 27 лет
 
На окраине небольшого старинного городка, где был только сосновый подлесок, за короткое время (4-5 лет) предстояло построить комплекс зданий, инженерно-лабораторных сооружений и сетей, производственно-испытательную базу, сформировать многотысячный коллектив ученых, инженеров, производственников, рабочих и служащих и обеспечить всех жильем и соцкультбытом.

 По своей структуре и возможностям реализации тематических заданий этот институт должен был превосходить действующие родственные институты. Отпущенные сроки были очень сжаты. Агрессивность «Запада» по отношению к нашей стране в конце 50-х - начале 60-х усилилась. Об этом свидетельствовали упомянутые выше рассекреченные планы. Страна не могла надежно защитить себя от возможных бомбардировок многократно превосходящими по численности самолетами НАТО, базирующимися вокруг страны на многочисленных военных базах. Она не могла нанести и возмездный удар, так как немногочисленные самолеты стратегической авиации не могли преодолеть глобальную противовоздушную оборону, развернутую вокруг страны. Требовалось создание ракетных ядерных сил стратегического назначения на основе межконтинентальных баллистических ракет (МБР) для ответного удара по любой агрессивной стране, где бы она не находилась географически. Только осознание неотвратимости возмездия могло остановить от вожделенного стремления недругов напасть на нашу страну.
 
Развитию ракетной техники, в том числе межконтинентальной, Правительство страны уделяло внимание постоянно. Результатом этого явился запуск спутника земли, спустя немногим более 12 лет после окончания войны. Мощные ракеты, запустившие в космос сначала спутник, а затем и человека, отрезвили горячие головы, мечтавшие напасть на СССР. Но жидкостные ракеты того поколения были недостаточно (по оперативности подготовки к запускам) пригодны для ракетно-ядерного щита. Требовалось срочное создание новых видов МБР на новых видах ракетного топлива.
 
Опираясь на свой опыт директорствования на заводах, мобилизуя все свои волевые качества, Я.Ф. Савченко добился высоких темпов строительства. Надо отдать должное, на протяжении всей жизни и особенно бийского периода он смело брался за решение новых сложных задач и добивался их решения. При этом он проявлял кипучую творческую энергию, не жалея своих сил, заражая таким настроением своих сотрудников. Его отличали чувство глубокой партийной ответственности за порученное дело, высокая требовательность к себе и починенным во имя достижения поставленных целей. Яков Федорович в этот период сам работал по 14-15 часов и своими проверками исполнения заданий на местах воспитал потребность работать в таком режиме и у других.

 Партия и Советское правительство были заинтересованы в скорейшей ликвидации превосходства «Запада» над нами в некоторых видах военной техники. Вышел ряд постановлений, определивших целевые исследования по разработке новых ракетных высокоимпульсных топлив, а также новых видов ракетной техники, в том числе МБР, которые подлежали первоочередной разработке.
 
Незамедлительно приказами Госкомитета по оборонной технике СССР молодой коллектив предприятия, еще полностью неукомплектованный, не имеющий своей лабораторной и производственной базы, был подключен к выполнению научной и опытно-конструкторской тематики. Все это конкретизировало целевой научный поиск, формировало облик лабораторной, испытательной и производственных баз. И в то же время поднимало напряженность труда и творческой работы, а главное - ответственность за своевременное выполнение принятых заданий.
 
Любые опытно-конструкторские решения, как этого требует отраслевая наука, должны заканчиваться изготовлением «головных» партий материалов и конструкций новой техники и их полномасштабными испытаниями. По этой причине институт усиленно, опережая сроки, строил производственные и испытательные базы с тем, чтобы научные решения и конструкторские разработки как можно быстрее проверялись в крупных масштабах.

 Для выполнения начальных исследовательских работ у соседнего химкомбината были изъят и передан во временное пользование комплекс зданий. Эти здания функционировали в составе института около пяти лет и возвращались по мере ввода собственных помещений на основной площадке.
 
Первые производственно-испытательные здания стали вводиться уже в 1960 г., спустя год после начала строительства. В числе первых сданных в эксплуатацию помещений была административно-бытовая часть механического цеха, куда незамедлительно переехал директор вместе со своей производственно-строительной командой, чтобы ежечасно руководить интенсивно идущей стройкой.

 В следующем году была построена основная цепочка мастерских будущего цеха №1. Шла интенсивная комплектация кадрами; обучение персонала шло параллельно монтажу оборудования и КИПиА.

В конце 1961 г. мастерские заработали, пошла первая опытная продукция.

Интенсивность их работ нарастала от месяца к месяцу. Молодой коллектив во всех своих звеньях глубоко осознавал ответственность как в поиске новых научных решений по новым высокоэнергетическим материалам, технологии их получения и дальнейшей переработки, по новым конструкторским разработкам нестандартного оборудования, средств автоматизации и управления, конструкций спец изделий, так и в устойчивости производственных процессов. Найденные решения по этим вопросам «с ходу» сдавались в производство для изготовления натурных образцов и проведения их всесторонних испытаний. Круглосуточный, посменный авторский надзор со стороны «науки» был нормой жизни того времени.

 Вдохновителем и организатором такого стиля жизни была дирекция во главе с Я.Ф. Савченко. В период ответственных технологических операций сам он мог и ночью появиться на производственном участке и принять участие в их осуществлении. Если требовала обстановка, любой специалист вызывался из дому на работу для решения или немедленного исполнения задания с тем, чтобы без остановки доработать оборудование и даже технологический процесс.

 Не все выдержали такой стремительный темп работы в жизни. Но таких оказалась незначительная часть. Основная масса молодых специалистов - выпускников вузов и техникумов, собравшихся со всего Союза (Казань, Томск, Москва, Ленинград, Котовск, Шостка, Красноярск, Бийск, Новосибирск, Свердловск, Саратов и др.), осталась и получила радость и жизненное удовлетворение от великих дел, в которых они принимали такое активное участие и в результатах которых каждый видел частицу своего вклада.
 
К 1964 г. институт в основном завершил строительство производственной и испытательной базы, а к 1967 г.- всей лабораторно-конструкторской базы в виде комплекса 4-этажных зданий 1А, 1Б, 1В, здания вычислительного центра (№ 82). Весь многотысячный коллектив разместился на собственных научно-производственных площадях.
 
Государство высоко оценило труд молодого коллектива в создании нового отраслевого института и успешном выполнении тематических заданий. Ряд сотрудников был удостоен правительственных наград. Я.Ф. Савченко был награжден высшим орденом Советского государства - орденом Ленина (1966 г.).

 
ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ